Сопротивление в психотерапии: как распознать и как помочь клиенту

Статья опубликована: 18.04.2024

Как помочь клиенту распознать сопротивление и эффективно с ним справиться

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

Что такое сопротивление знает любой психолог – это понятие изучают на кафедре психологии в любом институте или университете, с ним же психолог сталкивается и в личной терапии. Однако не любое сопротивление можно быстро распознать: оно прекрасно маскируется под какие угодно внешние проявления. Кроме того, клиент, а особенно неопытный, сам, как правило, не осознает своего сопротивления. А работать с тем, что усиленно отрицается, как известно, невозможно.

 

 

Итак, что такое сопротивление и зачем оно нужно?

 

Это защитный механизм, посредством которого психика человека пытается избежать встречи с болезненными переживаниями. В большинстве случаев это происходит неосознанно, хотя человек, уже какое-то время находящийся в терапии, может научиться распознавать это явление. Однако и осознанный клиент часто не понимает, что имеет дело с данным явлением, потому что оно отлично мимикрирует под вроде бы как объективные обстоятельства.

 

Например, это может выглядеть как:

  • болит голова, поэтому я не пришел на сессию / отменил / проспал / вылетело из головы;
  • куча дел, поэтому сегодня я не успею на встречу с психологом;
  • совсем забыл, что в это время у нас сессия, и назначил очень важную встречу;
  • все проработал, со всем разобрался, пора прекращать терапию;
  • у меня точно не это, психолог ведет меня куда-то не туда, пора сменить психолога;
  • задания, которые мне дает терапевт, какие-то странные / неинтересные / выглядят несерьезно / я их уже знаю;
  • все, что говорит терапевт, и так понятно, не вижу смысла это обсуждать.

 

И так далее.

 

 

Фото - Midjourney

 

 

При этом важно помнить, что иногда все приведенные выше ситуации (и еще множество подобных), действительно могут иметь место. Терапевт, и правда, может давать неуместные задания (или они не будут подходить конкретному клиенту в силу его индивидуальных особенностей). Психолог, в силу небольшого опыта (или, например, отсутствия личной терапии), действительно, может повести человека, что называется, не в ту степь, и довольно опытный в плане терапии клиент может это почувствовать. Конечно, у каждого может разболеться голова или случиться цейтнот на работе. И, в конце концов, можно на самом деле просто забыть про сессию. Поэтому терапевт не должен пытаться навязать клиенту идею о том, что он столкнулся с сопротивлением и объяснять им любые события в его жизни. Но он может и должен озвучить свое предположение и спросить, что по этому поводу думает сам посетитель.

 

В свою очередь, человек может ошибочно списать на сопротивление свое недовольство терапией, для которого, на самом деле, могут быть все основания.

 

 

Как избежать подобных ситуаций?

 

Чтобы клиент не бросил терапию, не справившись с сопротивлением, и, наоборот, чтобы не диагностировал себе его ложно, целесообразным является превентивное обсуждение с ним этого вопроса. На первой сессии терапевту уместно будет рассказать об этом явлении, обозначить красные флаги, которые могут свидетельствовать о том, что психика начала сопротивляться процессу, и предложить клиенту сообщать о подобных мыслях, чувствах и догадках.

 

Важно, чтобы клиент осознал, что сопротивление – естественный процесс, без него не обходится ни одна глубокая психотерапия, и в нем нет ничего страшного или стыдного. Наоборот: благодаря сопротивлению становится понятно, где прячется нечто самое сложное, а значит, самое важное для работы.

 

 

Благодаря сопротивлению становится понятно, где прячется нечто самое сложное, а значит, самое важное для работы

 

 

Заранее стоит разработать и план восстановления терапевтического альянса, который может пошатнуться, если клиент таки поддастся соблазну и пропустит без предупреждения сессию, бросит терапию, сорвется на психолога или сделает что-то подобное. Очевидно, что после «некрасивого» поступка человеку будет сложно снова позвонить или написать терапевту и попросить принять его.

 

Но если такая гипотетическая ситуация будет проговорена заранее, если участники терапевтического альянса совместно выработают план кризисных действий, этот острый момент можно будет обойти максимально мягко.

 

Некоторые терапевты прямо говорят, что любой человек имеет право на ошибку и на ее исправление. Другие предлагают составить что-то вроде копинг-карточек, например: «Если я пропущу сессии и не предупрежу об этом терапевта, я смогу написать ему, и мы продолжим работу».

 

Однако некоторые психологи считают, что каждый должен самостоятельно искать выходы из созданной им же ситуации и ограничиваются вводной информацией о сопротивлении и его возможных последствиях, не предлагая заранее никаких решений.

 

 

Полезный лайфхак

 

В практике распространено выражение «преодолеть сопротивление». Но само слово «преодолеть», как и близкое ему по смыслу «справиться» воспринимается нашим мозгом как что-то, требующее борьбы и усилий. Это создает дополнительное напряжение, в том числе и от ожидания момента, когда наступит момент для этой борьбы. Тревожным людям такое ожидание может оказаться невыносимым.

 

Совсем иначе мозг воспринимает слова другого типа – «подружиться», «заметить» и даже «объединиться». «Наша задача – вовремя заметить сопротивление, подружиться с ним и объединиться для повышения эффективности нашей работы». Использование такой лексики способно снизить тревогу, предотвратить избегание или негативную реакцию на естественное и диагностически полезное явление.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Неочевидные признаки того, что психика сопротивляется

 

Помимо вышеперечисленных классических и наиболее распространенных симптомов, сопротивление может маскироваться и под что-то другое.

 

Например, клиент может:

  • Терять нить разговора, переспрашивает вопросы, затрудняется с ответом.
  • Признается, что не может сосредоточиться.
  • Скачет с темы на тему.
  • Просит обсудить какой-то «особенный» случай, вместо того, чтобы продолжить работу по имеющейся траектории.
  • Поспешно соглашается со всеми гипотезами терапевта.
  • Провоцирует неприятные разговоры со стороны психолога (например, забывает оплатить сессию, вынуждая об этом напомнить).

 

Как и в случае с любыми признаками, необходимо суметь дифференцировать их причину. Например, убедиться, что в целом у человека не наблюдается снижение концентрации внимания, нет нервного возбуждения, и в его жизни не произошло чего-то, что не позволяет ему вовремя оплачивать сессии.

 

 

От чего защищается психика?

 

От сложных переживаний – это мы уже отмечали выше. Но что это могут быть за переживания?

 

Болезненные воспоминания. То, что когда-то причинило боль или заставило испытать сильный страх или стыд.

 

Иногда такие моменты вытесняются и человек, действительно, не помнит о них, но приближение к данной теме может вызывать бурную реакцию или неосознанное избегание. Но бывает, что само событие, как и относящиеся к нему эмоции, человек прекрасно помнит и осознанно не хочет ковырять подзатянувшуюся рану. При этом он может идти в терапию с твердым намерением проработать это ситуацию, однако психика будет «заставлять» его забывать про сессии, заболевать и выискивать в психологе и его интервенциях «доказательства» непрофессионализма.

 

Страх перемен. Их наш мозг не любит и старается избежать.

 

Это старание усиливается, если предполагаемые изменения сопряжены с каким-либо внутренним конфликтом. Например, женщина может избегать обсуждать тему взаимоотношений с мужем, потому что тогда станет необходимость развода станет очевидной, а женщина может иметь убеждение, что оставить детей без отца нельзя ни при каких обстоятельствах.

 

Стыд или чувство вины за свой поступок. В прошлом у многих людей есть события, которые по прошествии времени оцениваются человеком критически.

 

Так, мужчина, который сейчас является примерным семьянином и работает над спасением семьи, не хочет «вспоминать», а главное, рассказывать психологу, что несколько лет назад изменял жене.

 

Боязнь утратить вторичную выгоду.

 

Нравится это человеку или нет, хочет ли он в этом признаваться или нет – вторичные выгоды сопровождают практически любую неприятную и нежелательную ситуацию, которая у него есть. Собственно говоря, иначе он, скорее всего, в этой ситуации бы не задержался или не позволил ей задержаться в его жизни. Обнаружение и принятие вторичных выгод – очень болезненный процесс, а лишение себя этих выгод подразумевает глубокую работу над собой, что может выглядеть страшным, трудным, нежелательным, очень длительным и дорогим.

 

 

Обнаружение и принятие вторичных выгод – очень болезненный процесс.

 

 

И что с этим делать?

 

Первое, с чего нужно начать, когда сопротивление дало о себе знать и клиент признал факт его существования, – выяснить, зачем оно появляется в конкретной ситуации и у конкретного человека. От встречи с чем оно его оберегает. В данных поисковых мероприятиях хорошо работают проективные методики, например, метафорические ассоциативные карты, однако это не обязательно – в любой модальности есть свои рабочие инструменты на этот случай.

 

 

Фото - catalog-photo.ru

 

 

После того как станут очевидны те самые нежелательные переживания или события, необходимо уделить им максимальное внимание. «Да, это будет больно, но придется потерпеть» – не лучшая мотивация. Почему больно? Что именно больно? Больно это как? Где? А что самое болезненное? А как было бы меньше больно? И любые подходящие к контексту вопросы, которые позволят максимально прояснить феномен переживания и одновременно снять интенсивность переживания.

 

Если же причиной, по которой психика начинает сопротивляться, является страх перемен, как можно детальнее необходимо рассмотреть его. Что именно страшно? Чем это страшно? Что может уменьшить страх? А что может его усилить? И прочие уточнения. С большой степенью вероятности, обнаруженный страх откроет целый пласт новых запросов – и это совершенно нормально и даже хорошо.

 

Обнаружение вторичных выгод также потребует выделения в терапии новых мишеней. Важно, чтобы это не выглядело как попытка отобрать у человека что-то значимое. Наоборот, стоит сделать акцент на том, чтобы показать новые возможности, новые истинные выгоды и приобретения.

 

Что касается стыда или неловкости от событий, которые необходимо открыть терапевту, то здесь, вероятнее всего, дело в недостаточно качественном раппорте. Поэтому имеет смысл на начальном этапе терапии рассказать, что терапевта невозможно напугать, смутить, разочаровать, что он не осуждает и не оценивает. Если этого не было сказано или было сказано недостаточно убедительно, имеет смысл уделить время этому разговору в любой момент, когда обнаружился данный пробел.

 

 

Фото - Midjourney

 

 

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Сопротивление в психотерапии: как распознать и как помочь клиенту

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов

Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250