Лакановский психоанализ: суть и инструменты

28.10.2025
50
Время чтения: 12 минут
Обновлено: 28.10.2025
Сохранить статью:

О чем речь? Лакановский психоанализ был разработан в середине 20 века французским психиатром и философом, последователем Фрейда. Его суть в попытках объяснить разум, поведение и культуру через нарративную структуру вне смысла.

На что обратить внимание? Метод Лакана ориентирован на анализ сопротивлений, механизмов защиты и трансферных отношений, но при этом избегает авторитарных интерпретаций, делая акцент на уникальности каждого случая.

Что такое лакановский психоанализ

Традиционный психоанализ строится вокруг нарратива. Каждый симптом рассматривается как послание, как скрытая метафора вытесненного из бессознательного знания. Последнее давит на психику и проявляется в теле — в тревоге, страхе или вспышках гнева.

Чтобы избавиться от симптома, психоаналитику нужно разгадать этот символический смысл и перевести его в слова. Сам процесс рассказа и интерпретации становится лечебным: болезнь перестает быть тайной и уходит вместе с ее осмыслением.

Лакановский психоанализ идет иным путем. Лакан утверждал, что разгадка метафоры сама по себе не излечивает. Симптом сохраняется, потому что в нем есть измерение реального, того, что принципиально не поддается символизации. Реальное не имеет смысла, оно связано с телесным опытом, с тем, что не укладывается в язык.

Поэтому задача аналитика этой ориентации — не столько переводить симптом в речь, сколько достичь эффекта, который действительно меняет состояние субъекта. Интерпретация здесь признается лишь если дает терапевтический результат.

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

Основная особенность метода Лакана заключается в его обращении к математическим схемам и топологическим моделям. Среди них особое место занимает Борромеев узел. Это три сцепленных кольца. Каждое из них символизирует одно из измерений психического: воображаемое, символическое и реальное.

Смысл узла в том, что если убрать хотя бы одно из колец, два других тоже разваливаются. Эта структура показывает, что человеческое существование держится на неразрывном взаимодействии этих трех регистров. То, как именно они связываются у конкретного человека, и формирует особенности его субъективного бытия.

Структура психики в лакановском психоанализе

Наиболее заметный вклад Лакана в психоанализ связан с его представлением о структуре психики, основанной на языке. Он утверждал, что бессознательное устроено как язык, и предложил рассматривать психику через три регистра: реальное, воображаемое и символическое. Многие склонны проводить параллель с фрейдовскими «ид», «эго» и «супер-эго», хотя это не совсем корректно. Однако для упрощения понимания можно держать это сравнение в голове.

Реальное

Первой в развитии психики человека формируется инстанция реального. Это наиболее сложное понятие в теории Лакана, включающее жизненные функции, телесные импульсы и потребности, которые существуют до всякой символизации. Они возникают естественным образом, но не даны сознанию в оформленном виде и остаются за его пределами.

Реальное

marina_mv08 / unsplash.com

На этом уровне действует психика младенца, который живет в недифференцированном мире, где ощущения и восприятия слиты в единое целое. Ребенок не присваивает их себе и не способен выделить что-то отдельное в окружающей среде. Его опыт — это поток впечатлений, которые еще не разделены на внутреннее и внешнее.

Мир воспринимается младенцем как сплошная масса ощущений. Главную роль здесь играет тело с его позывами и потребностями, которые человек далеко не всегда может осознать. Сигналы организма существуют, но психика пока не умеет их различать и распознавать, что делает переживания хаотичными и неструктурированными.

Важно понимать, что реальное у Лакана не означает внешнюю истинность. Это внутренняя область психики, а прежде всего – бессознательное содержание, которое не поддается оформлению в языке. В этом оно близко к фрейдовскому «ид», где также сосредоточены неосмысленные влечения и импульсы.

Воображаемое

На следующем этапе развития ребенок начинает различать и выделять объекты, формируя о них собственные представления. Так появляется инстанция воображаемого. Ее содержание составляет система значений и смыслов, которые мы приписываем предметам и явлениям вокруг нас. Воображаемое связано с функциями объектов, с их репрезентацией. И именно через него формируется тот слой психики, где вещи обретают образ и смысл, доступный для восприятия.

Воображаемое

jannoon028 / freepik.com

Ключевым моментом становления воображаемого Лакан называет стадию зеркала, которая длится примерно с шести до восемнадцати месяцев. В это время ребенок впервые узнает себя в отражении и начинает воспринимать свой образ как целостный, вызывающий восхищение и радость. Постепенно этот облик закрепляется внутри психики и становится основой для представления о собственном я.

При этом под зеркалом Лакан подразумевает не только физическую отражающую поверхность. Это и реакции значимых других — например, матери, которая подтверждает существование ребенка, реагирует на его потребности и сигналы. Через эти ответы малыш начинает различать свои ощущения. То, что переживается как голод, или то, что воспринимается как удовольствие, получает для него название и значение именно через признание со стороны матери.

В результате ребенок осознает себя как отдельный объект, противопоставленный внешнему миру. Это открывает возможность видеть и иные реалии, с которыми можно взаимодействовать. При этом «другой» в лакановском психоанализе — это не только конкретные люди, но и собственный образ, с которым субъект ведет внутренний диалог.

Воображаемое также выполняет защитную функцию: оно создает устойчивый образ я, который помогает ограждать психику от давления реальности и от тех представлений, которые существуют в чужом сознании.

Символическое

Когда ребенок осваивает язык и знаковую систему, в его психике начинает формироваться символический регистр. Это пространство норм, правил и культурных установок, которые усваиваются зачастую бессознательно и становятся основой социальной жизни. Благодаря этому измерению человек получает возможность полноценно существовать в обществе, взаимодействовать с другими и вписываться в цивилизованный контекст.

Теория лакановского психоанализа утверждает, что ребенок не обучается языку с нуля, а рождается в уже готовой речевой среде. Она окружает его с первых мгновений жизни и оказывает прямое влияние на формирование психики. С появлением символического у ребенка возникает способность обозначать предметы и явления, наделять их именем и местом в системе значений. Именно здесь важным становится различие между означающим и означаемым, которое Лакан делает центральным в своей концепции.

Не менее важные концепции лакановского психоанализа

Субъект и Другой

В основе концепции лакановского психоанализа лежит идея о том, что субъект — это не цельная и самодостаточная личность. Он всегда расколот, постоянно находится в соотношении с Другим. Когда Лакан говорит, что «желание человека есть желание Другого», он подчеркивает зависимость стремлений от чужих ожиданий, взглядов и культурных предписаний. Субъект никогда не существует в чистом виде — он формируется и проявляется в поле Другого.

Субъект и Другой

freepik / freepik.com

Чтобы прояснить эту мысль, можно представить субъекта актером на сцене. Его роль, реплики и даже сценарий написаны Другим — языком, культурой, социальными нормами. Но актер не механически воспроизводит текст. Он интерпретирует его, вкладывает собственное звучание и уникальные оттенки. Так и субъект всегда создается на пересечении чужих структур и личного переживания.

Понятие Другого имеет несколько измерений. Это может быть конкретный человек, с которым мы вступаем в диалог, но это также и весь символический порядок — язык и культура. Более того, в роли Другого выступает и наше бессознательное, которое «говорит» с нами, но речью, до конца нам непонятной.

Язык и бессознательное

Центральное для Лакана утверждение — бессознательное структурировано как язык. Это значит, что бессознательное не представляет собой хаос инстинктов и импульсов, а обладает стройной, пусть и скрытой, логикой. Его можно уподобить древнему тексту на забытом языке: задача аналитика — научиться читать это послание, распознавать игру слов и скрытые связи.

В этом помогают метафора и метонимия. Их Лакан рассматривал как фундаментальные механизмы бессознательного. Метафора соответствует сгущению у Фрейда, метонимия — смещению. Через анализ снов, оговорок и симптомов аналитик приближается к пониманию структуры субъекта.

Желание и нехватка

В теории лакановского психоанализа первое неразрывно связано с понятием второго. Желание не появляется из-за присутствия конкретного объекта, а рождается из чувства внутренней пустоты, из переживания того, что всегда чего-то недостает. Человек стремится заполнить этот разрыв. Но сама структура стремления устроена так, что окончательного насыщения достичь невозможно.

Желание можно представить как ненасытного зверя, который живет внутри нас. Мы пытаемся утолить его различными объектами — вниманием, признанием, успехами, любовью или материальными вещами. Однако этот зверь остается голодным, потому что его стремление направлено не на конкретный предмет, а на недостижимую полноту бытия. Именно поэтому желание никогда не исчезает и всегда побуждает нас искать новое.

Для Лакана стремление — это не помеха и не сила, которую следует подавлять. Напротив, оно является источником движения и развития человека, тем, что заставляет его мыслить, создавать и стремиться к большему. Работа психоанализа в этом контексте заключается не в том, чтобы устранить желание, а в том, чтобы помочь субъекту распознать его структуру и научиться существовать с осознанием этой фундаментальной нехватки, не превращая ее в источник страдания.

Как выглядит сессия в лакановском психоанализе

Как и другие направления психотерапии, лакановский психоанализ представляет собой разговорную практику, проводимую в привычной для этого обстановке. Сеансы чаще проходят очно, и, хотя в кабинете может быть кушетка, использовать ее или нет — выбор пациента. Если в классическом подходе обычно назначают по три встречи в неделю, то в лакановском достаточно одной-двух. Иногда практикуют и интенсивные курсы, например десять сессий подряд за несколько дней.

Сессия в лакановском психоанализе

freepik / freepik.com

Главным инструментом здесь является речь самого анализанта. При этом длительность встречи не фиксирована: она может закончиться и раньше, чем принято. Такое прерывание используется, чтобы выделить значимое в словах пациента. Лакан отказался от стандартной «пятидесятиминутки», считая, что порой достаточно даже пяти минут, если за это время произошло важное открытие.

Именно для этого он ввел практику остановки сеанса. Когда из речи пациента проступает что-то новое — неожиданное осознание, свежий вопрос или изменение тона, — аналитик может завершить встречу. Это подчеркивает значимость произошедшего и дает возможность столкнуться с тем, что проявилось из бессознательного. Обычно заранее оговаривается, что встреча длится до сорока минут, но ее завершение может наступить и через двадцать, и через тридцать.

Смысл остановки не в том, чтобы навязать человеку готовую истину. Скорее задача аналитика — помочь по-новому взглянуть на внутренние установки, ограничивающие жизнь, и тем самым пробудить желание исследовать себя. Пациент может принять предложенный взгляд или отвергнуть его, но сама возможность выбора и запускает процесс изменений в направлении, которое он определит для себя сам.

Часто задаваемые вопросы о лакановском психоанализе

Каковы функции отца (Эдипа)?

В психоанализе Эдипов комплекс играет центральную роль как у Фрейда, так и у Лакана. Для обоих это точка, в которой определяется будущее субъекта, способ его существования и взаимодействия с собственным желанием. Именно прохождение Эдипа задает рамки психики: каким образом индивид будет справляться с нехваткой, как сможет управлять своими влечениями и какие ограничения признает.

В лакановском психоанализе Эдип является чем-то большим. Это не просто сюжет из мифологии, а символическое введение закона и структуры, определяющей отношения человека с реальностью, с Другим и с самим собой.

Что такое первертная структура?

По Лакану, она проявляется там, где значение объекта в желании приобретает чрезмерный, преувеличенный характер. Здесь субъект отходит от общепринятых норм, ставя под сомнение символический закон и пытаясь установить собственные правила. Это всегда – вызов обществу: он выстраивает свои каноны и противопоставляет их существующему порядку, тем самым нарушая баланс между символическим, воображаемым и реальным.

Для каких запросов подходит лакановский психоанализ?

Он применим в ситуациях, когда человек вынужден обучаться справляться с внутренними тупиками и повторяющимися конфликтами. Среди основных запросов можно выделить:

  • хроническую тревожность, чувство внутренней пустоты и эмоциональное выгорание
  • кризис идентичности, вопросы о себе и собственном месте
  • различные зависимости — от химических до эмоциональных
  • сложности в отношениях и сексуальные трудности
  • расстройства пищевого поведения

Работа в этой парадигме не просто раскрывает природу симптомов, но и помогает выстроить более осознанное отношение к своему желанию, обрести целостность в жизни.

Изображение на шапке: upklyak / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых