- Понятия переноса и контрпереноса в психологии
- Классификация переноса и контрпереноса в психологии
- Детско-родительский перенос
- Сиблинговый перенос
- Эротизированный перенос
- Согласующийся контрперенос
- Дополнительный контрперенос
- Работа с переносом и контрпереносом
- Интерпретация
- Эксперименты с ролями
- Трансференция и контртрансференция
- Рефрейминг
- Работа с метафорами
- Анализ переноса
- Анализ контрпереноса
- Часто задаваемые вопросы о переносе и контрпереносе в психологии
- Каковы формы проявления контрпереноса?
- Есть ли реальные жизненные примеры переноса?
- Есть ли реальные примеры контрпереноса?
О чем речь? Перенос и контрперенос в психологии — фундаментальные понятия, которые играют ключевую роль в процессе терапии и понимания межличностных отношений. Каждый психолог должен уметь распознавать эти явления и грамотно работать с ними.
Что это? Перенос — бессознательный процесс, при котором клиент проецирует свои чувства, переживания и отношения, сформированные в прошлом, на фигуру психотерапевта. Контрперенос — ответная реакция специалиста на действия клиента. Нужно заранее продумать схему работу с этими реакциями.
Понятия переноса и контрпереноса в психологии
Постараемся простыми словами описать, что такое перенос и контрперенос в психологии.
Перенос — это психодинамический феномен, при котором чувства, установки и поведенческие паттерны, сформированные в раннем детстве, бессознательно актуализируются в отношениях с новыми значимыми фигурами. В контексте терапии пациент может воспринимать психотерапевта сквозь призму родительских образов, приписывая ему черты строгости, заботы или отчужденности. Такие реакции могут проявляться в виде симпатии, раздражения или стремления заслужить одобрение.
Контрперенос представляет собой ответную эмоциональную реакцию терапевта на перенос пациента. При осознанном подходе он может служить ценным диагностическим инструментом, позволяющим глубже понять внутренний мир клиента.

freepik / freepik.com
Однако в случаях, когда терапевт бессознательно вовлекается в взаимодействие, реагируя через призму собственных неразрешенных конфликтов, контрперенос утрачивает профессиональную нейтральность и превращается в проявление личных невротических процессов.
Зигмунд Фрейд впервые описал феномен переноса, наблюдая, как пациенты начинали проявлять к нему чувства, не соответствующие текущей ситуации. Эти эмоциональные реакции, преимущественно из детства, по его мнению, были перенесением ранее сформированных переживаний на фигуру терапевта.
На раннем этапе развития психоанализа Фрейд воспринимал перенос как нежелательное явление, особенно в случаях эротического переноса. Когда одна из пациенток начала проявлять романтические чувства к нему, он расценил это как препятствие терапевтическому процессу и предпринимал попытки подавить подобные проявления.
Со временем психоаналитик пришел к выводу, что перенос представляет собой не методологическую погрешность, а закономерный элемент психотерапии. Через его анализ удается выявить глубинные бессознательные конфликты и способствовать осознанию старых устойчивых эмоциональных моделей, влияющих на поведение пациента в настоящем.
Фрейд обратил внимание и на то, что терапевт также может переживать эмоциональные реакции в ответ на поведение пациента. Это наблюдение легло в основу концепта контрпереноса — совокупности чувств и импульсов, возникающих у аналитика в процессе взаимодействия с клиентом.
Представители психоаналитической традиции, к примеру, Дональд Винникотт, интерпретировали контрперенос как значимый диагностический инструмент, позволяющий проникнуть в бессознательные процессы пациента.
Современные направления психоанализа, включая интерсубъективный подход, акцентируют внимание на взаимной эмоциональной вовлеченности участников терапевтического процесса. В этом контексте терапевт рассматривается не как нейтральный наблюдатель, а как личность, чьи чувства и реакции становятся частью аналитического поля. Перенос пациента трактуется как естественный способ организации восприятия мира и построения межличностных связей.
Взаимодействие двух субъективностей в терапевтическом процессе может стать источником трансформирующего опыта для клиента, способствующего выходу за рамки устоявшихся эмоциональных паттернов и осмыслению внутренних противоречий. Это создает условия для более глубокого самопонимания и пересмотра деструктивных моделей поведения.
Психолог-психоаналитик Дмитрий Рождественский, развивая интерсубъективный подход, предложил модель, включающую три последовательных этапа формирования клиентского восприятия терапевта.
- Ожидаемый объект — это стадия, на которой терапевт воспринимается клиентом не как автономная фигура, а как носитель черт и функций, присущих значимым объектам из его прошлого
- Наблюдаемый объект — на этом этапе клиент начинает воспринимать терапевта как реальную, отдельную личность, постепенно освобождаясь от проекций и интерпретируя его поведение в контексте текущего взаимодействия
- Недостающий объект — финальная стадия, в которой терапевт становится носителем тех качеств и форм отклика, которых клиенту не хватало в прошлом. Этот новый опыт, возникающий в межсубъективном пространстве, позволяет клиенту выйти за пределы привычных аффективных паттернов и инициирует процессы глубинной трансформации
Классификация переноса и контрпереноса в психологии
В психологии есть много способов классификации переноса и контрпереноса. Рассмотрим основные.
Детско-родительский перенос
Глубинный вид переноса, в котором терапевт начинает восприниматься клиентом как фигура, воплощающая родительские функции. Это восприятие сопровождается регрессивным сдвигом, при котором клиент теряет ощущение взрослой субъектности и стремится к эмоциональной симбиотичности. Проявления включают желание усилить контакт, болезненную реакцию на отмену встреч и стремление к снижению профессиональной дистанции.
Сиблинговый перенос
Форма переноса, при которой пациент начинает воспринимать психотерапевта как брата или сестру, особенно если возрастная разница между ними невелика. Это может проявляться в соревновательности, стремлении к сотрудничеству или ожидании эмоционального признания.
Эротизированный перенос
Тип переноса, при котором клиент начинает испытывать романтическое или сексуальное влечение к терапевту. Такие чувства могут сопровождаться фантазиями, стремлением к сближению и идеализацией фигуры аналитика.
Классификация переносов по качеству эмоционального окраса:
- Позитивный перенос. Клиент наделяет терапевта положительными характеристиками, ранее ассоциировавшимися со значимыми фигурами из прошлого, такими как родители или наставники. Это может выражаться в уважении, доверии, восхищении и стремлении к сотрудничеству
- Негативный перенос. Терапевт воспринимается как источник фрустрации или угрозы, что приводит к эмоциональному отстранению, сопротивлению, отказу от открытого взаимодействия и игнорированию аналитического процесса

freepik / freepik.com
Теперь рассмотрим типы контрпереноса. Их тоже несколько.
- Нормальный контрперенос. Включает в себя эмоциональные реакции терапевта, возникающие в ответ на поведенческие и аффективные проявления клиента. При достаточном уровне осознанности такие реакции становятся инструментом клинической диагностики и углубления терапевтического контакта
- Активный контрперенос. Представляет собой феномен, при котором эмоциональные отклики терапевта обусловлены не столько поведением клиента, сколько его собственными внутренними неразрешенными конфликтами. Такая вовлеченность может искажать восприятие клиента и требует профессиональной рефлексии в рамках супервизии
Одной из самых значимых типологий контрпереноса является классификация, предложенная психоаналитиком Генрихом Ракером. Он выделил два основных вида: согласующийся (конкордантный) и дополнительный (комплиментарный).
Согласующийся контрперенос
Проявляется в ситуации, когда эмоциональные переживания клиента и терапевта совпадают. Например, если пациент воспринимает психолога как строгого родителя и испытывает страх перед его осуждением, специалист может бессознательно идентифицироваться с этой ролью и начать ощущать соответствующие эмоции. Таким образом, терапевт «считывает» внутреннее состояние клиента, отражая его личностные части.
Дополнительный контрперенос
Возникает, когда терапевт бессознательно принимает роль, которую клиент ему приписывает, идентифицируясь с внутренними объектами пациента. В этом случае взаимодействие может превратиться в ролевую реконструкцию, где оба участника действуют по эмоциональному сценарию клиента. Например, если пациент проецирует на психолога образ отвергающего родителя, специалист может начать испытывать аналогичные чувства: отторжение, раздражение, неприязнь.
Работа с переносом и контрпереносом
Эффективное управление переносом и контрпереносом требует саморефлексии и осознания собственных эмоций специалистом. Когда психолог использует конкретные методики, включающие эти два феномена, это помогает лучше понять клиента и влияет на результат терапии.
Интерпретация
Консультант помогает понять, какие чувства клиент переносит на него, на других и даже на себя. Осознание клиентом собственных проекций позволяет выявить скрытые внутренние конфликты и противоречивые стремления. Это понимание способствует более зрелому восприятию ситуации, помогает принимать взвешенные решения и эффективнее справляться с психологическими трудностями.
Эксперименты с ролями
Это техника, основанная на игровых упражнениях, в которых клиент и терапевт разыгрывают различные ситуации. Метод помогает выявить эмоциональные реакции и особенности взаимодействия пациента с окружающими. Особенно эффективен при работе с семейными и социальными конфликтами.
Трансференция и контртрансференция
Клиент может переносить на терапевта свои чувства из прошлого, а терапевт — реагировать на них. Это и есть трансференция и контртрансференция. Осознавая эмоциональные реакции и анализируя их происхождение, пациент с помощью терапевта начинает понимать, какие чувства активируются в конкретных ситуациях и как они влияют на поведение и межличностные связи.
Рефрейминг
Это техника, позволяющая взглянуть на проблему с иной, более конструктивной позиции. Психотерапевт способствует переосмыслению клиентом собственных убеждений и образа себя, что может привести к трансформации мышления и поведенческих стратегий.
Работа с метафорами
Метафоры позволяют человеку осмыслить свои переживания через образы, облегчая доступ к внутренним конфликтам и открывая путь к новым решениям. Метафоры служат эффективным средством для углубления коммуникации и трансформации когнитивных установок клиента.

starline / freepik.com
Теперь детально поговорим об анализе переноса и контрпереноса в психологии.
Анализ переноса
Анализ переноса требует учета детского опыта. Например, чрезмерная материнская опека в раннем возрасте может сформировать у пациента ожидание навязчивости и контроля со стороны терапевта.
И напротив, при наличии опыта материнского отвержения клиент может воспринимать поведение терапевта — жесты, выражение лица, интонации — как признаки неприязни или критики, даже если они нейтральны.
Третий сценарий — это сочетание материнской гиперопеки и нарушенных границ, при котором клиент не научился отделять собственные желания от внешнего контроля.
Анализ переноса играет центральную роль в терапии, поскольку отражает неудовлетворенные детские потребности, лежащие в основе текущих эмоциональных трудностей пациента. Осознание клиентом причин переноса в терапевтических отношениях является важным этапом, способствующим интеграции раннего опыта и снижению проективных искажений.
Анализ контрпереноса
Эмпатия и контрперенос активируют у психолога когнитивные, эмоциональные и соматические реакции на невербальные сигналы пациента. Осознание этих реакций способствует формулированию гипотез о потребностях, вытесненных в раннем опыте.
На этапе проверки гипотез терапевт делится с клиентом своими чувствами и мыслями, возникающими в процессе взаимодействия, избегая интерпретаций, способных вызвать рационализацию.
В контексте терапевтического взаимодействия, интерпретации позволяют выделить три подхода к работе с контрпереносом.
- Контрпереносные реакции психолога отражают его собственные внутренние процессы, не связанные с клиентом, и не вызывают резонанса в терапевтическом контакте
Если интерпретация терапевта не совпадает с реальностью клиента, последний может прояснить ситуацию. В таком случае терапевту важно обратиться к личной терапии для проработки собственных аффектов и обсудить ситуацию с супервизором.
- Пациент демонстрирует сопротивление, не принимая интерпретацию терапевта, и активирует психологические защитные механизмы
Реакция клиента может проявляться в форме выраженной агрессии или, напротив, чрезмерной рационализации, исключающей эмоциональное восприятие происходящего.
В данной ситуации важно проанализировать источники сопротивления и, при необходимости, снизить интенсивность терапевтической работы, чтобы укрепить ощущение безопасности у клиента.
- Клиент узнает себя в словах терапевта — и вдруг всплывает то, что раньше было глубоко внутри: чувства, желания, смыслы
Такой отклик клиента открывает возможность для дальнейшей работы с контрпереносом, уточнения терапевтического запроса с учетом актуальных потребностей и исследования ранее вытесненных желаний, создавая условия для нового опыта их удовлетворения.
Полученный опыт может быть трансформирован в устойчивую модель эмоционального, когнитивного и поведенческого реагирования, применимую в реальной жизни.
Часто задаваемые вопросы о переносе и контрпереносе в психологии
Каковы формы проявления контрпереноса?
Это лучше рассмотреть на примере. Оксана, опытный психоаналитик, замечает, что в присутствии Ольги у нее возникает желание заботиться и давать советы, выходящие за рамки терапевтической роли. Это указывает на активацию контрпереноса, связанного с материнскими проекциями, вызванными историей клиентки.
Есть ли реальные жизненные примеры переноса?
В практике Александра, опытного психотерапевта, проявился классический случай переноса: клиентка начала воспринимать его как идеального отца — фигуру, отсутствующую в ее реальной жизни. Это свидетельствует о переносе неосознанных ожиданий и эмоциональных потребностей на терапевта, что требует внимательной работы в рамках терапевтического контекста.
Есть ли реальные примеры контрпереноса?
Контрперенос может проявляться в самых разных формах. Например: терапевт испытывает сонливость при работе с конкретным клиентом — это может отражать вытесненные чувства или защитные механизмы клиента. Или консультант ощущает раздражение, не соответствующее ситуации, что указывает на активацию личных аффектов. Если специалист замечает желание сблизиться с клиентом вне терапии — это сигнал о нарушении профессиональной дистанции и эмоциональной вовлеченности.
Исследование механизмов переноса и контрпереноса представляет собой фундаментальный аспект психотерапевтической практики. Эти феномены не только формируют глубинную динамику взаимодействия между терапевтом и клиентом, но и отражают универсальные закономерности межличностного общения.
Понимание их природы позволяет специалисту выявлять скрытые эмоциональные паттерны, отслеживать влияние прошлых отношений на текущие реакции и выстраивать более точные стратегии психологической помощи. Таким образом, работа с переносом и контрпереносом становится неотъемлемой частью профессиональной компетентности.
Изображение на шапке: freepik / freepik.com


