Психологические травмы детства и их последствия во взрослой жизни

20.10.2025
937
Время чтения: 18 минут
Обновлено: 20.10.2025
Сохранить статью:
Содержание
  1. Основная информация о психологической травме детства
  2. Виды психологических травм из детства
  3. Острая травма
  4. Хроническая травма
  5. Комплексная травма
  6. Травма привязанности
  7. Факторы формирования детских травм
  8. Заболевания
  9. Давление со стороны взрослых
  10. Предательство со стороны значимых взрослых
  11. Потеря близкого человека
  12. Зависимость родителей
  13. Последствия психологических травм детства во взрослой жизни
  14. Эмоциональные реакции и поведение
  15. Оценка себя и самоценность
  16. Отношения с другими людьми
  17. Чувство тревоги и депрессивные состояния
  18. Уход в зависимое поведение
  19. Физическое состояние организма
  20. В каких случаях психологу необходимы знания о детстве клиента
  21. Сбор информации о прошлом
  22. Осмысление родительских установок
  23. Переосмысление прошлого опыта
  24. Методы работы с психологическими травмами детства
  25. Репроцессинг
  26. Гештальт-терапия
  27. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  28. Холотропное дыхание
  29. Методика десенсибилизации с помощью движения глаз
  30. 2 эффективные техники для проработки травм детства
  31. Метод «пустого стула»
  32. Схема-терапия
  33. Рекомендации для психологов по работе с психологическими травмами детства
  34. Формирование чувства безопасности
  35. Стабилизация и работа с диссоциацией
  36. Осторожное приближение к травматическим воспоминаниям
  37. Изменение негативных установок
  38. Поддержка в выстраивании здоровых связей
  39. Забота о себе для специалистов
  40. Можно ли оградить ребенка от травматичных переживаний
  41. Что почитать о травме развития
  42. Часто задаваемые вопросы о психологических травмах детства
  43. Какие изменения в работе мозга могут возникнуть из-за психологических травм, пережитых в детстве?
  44. Сколько времени занимает работа с травмами, полученными в детстве?
  45. Помогают ли лекарства справиться с последствиями травм?
  46. Как можно научиться работать с детскими травмами?
  47. PDF
    Гайд «Как использовать ChatGPT в практике психолога» Скачать бесплатно

О чем речь? Психологические травмы детства – глубокие эмоциональные раны, полученные в ранние годы, которые продолжают влиять на человека во взрослой жизни. Они возникают из-за насилия, пренебрежения, потери близких или хронического стресса в семье. Такие переживания меняют восприятие себя и мира: человек чувствует себя нелюбимым, недостойным или постоянно ожидает опасности.

На что обратить внимание? Терапия детских травм – не линейный процесс. У клиента будут моменты прогресса и откатов, и это нормально. Важно сохранять терпение и помнить: даже небольшие изменения – уже победа. Главное – не торопиться, уважать темп клиента и верить в его способность исцелиться.

Основная информация о психологической травме детства

Психологическая травма — это внутреннее переживание, которое возникает в результате сильного стресса, особенно если человеку не удалось справиться с этим опытом. У детей такие травмы особенно опасны, потому что они нарушают базовое чувство безопасности, устойчивости и доверия к окружающим. Это может изменить восприятие себя и мира, сделать его искаженным и тревожным.

Детская психика еще не обладает мощной системой защиты, как у взрослого. Поэтому любые болезненные события оставляют глубокий след, особенно если ребенок не получил поддержку или объяснения от близких.

Со временем неразрешенные переживания могут проявляться в виде проблем во взрослом возрасте: трудности в отношениях, изоляция, тревожность, вспышки гнева или постоянное стремление к одобрению. Подобные реакции могут указывать на то, что в основе поведения лежат психологические травмы раннего детства, с которыми человек до сих пор не справился. В такой ситуации психология помогает человеку понять истоки его внутренних проблем и найти пути их преодоления.

Возьмем, к примеру, ситуацию: ребенок рисует с вдохновением, а потом с радостью несет рисунок папе. Но вместо поддержки слышит: «Почему труба такая длинная? Этот кот больше дома». В этот момент ребенок сталкивается с отвержением и критикой, которые для него звучат как отказ в любви. Со временем подобный опыт может перерасти в неуверенность, страх открываться, сложности в построении отношений.

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

Если подобные ситуации будут повторяться постоянно, через 20 лет этот человек может оказаться либо очень застенчивым и неуверенным в себе в отношениях, либо, наоборот, излишне самоуверенным, но не способным к искренним и прочным отношениям.

Это всего лишь один из множества примеров того, как слова, услышанные в детстве, могут повлиять на формирование личности.

Виды психологических травм из детства

В психологии детские травмы делятся на группы в зависимости от типа и продолжительности травмирующих событий. Чаще всего встречаются следующие виды:

Острая травма

Это состояние возникает после единичного травмирующего инцидента, такого как авария, насилие или внезапная потеря близкого человека. Оно характеризуется сильными эмоциональными реакциями, чувством страха, социальной изоляцией и нарушениями сна.

Острая травма

freepik / freepik.com

Хроническая травма

Развивается под влиянием длительных негативных факторов, таких как постоянное пренебрежение, эмоциональное или физическое насилие, атмосфера страха. Такие условия способны привести к серьезным поведенческим и эмоциональным трудностям. Эти проявления нередко выявляются при прохождении теста на психологическую травму детства.

Комплексная травма

Формируется в ситуации, где на ребенка воздействуют несколько травмирующих факторов одновременно, как правило, в неблагополучной семье. Влияет на формирование личности, вызывает проблемы в межличностном взаимодействии, постоянное чувство опасности и склонность к саморазрушительному поведению.

Травма привязанности

Возникает, если взрослые, значимые для ребенка, не обеспечивают ему эмоциональную стабильность, теплоту и поддержку. Эмоциональная отстраненность, непоследовательность в поведении родителей, отсутствие заботы — все это может повлиять на способность доверять другим и формировать близкие отношения в будущем.

Факторы формирования детских травм

Их условно можно разделить на несколько категорий:

Заболевания

Если ребенок страдает хроническими болезнями, сопровождающимися болью, частыми визитами к врачам и ограничениями, это может отразиться на его психике. Даже частые простудные заболевания иногда становятся причиной душевных переживаний.

Заболевания

freepik / freepik.com

Родители, стараясь уберечь такого ребенка, нередко ограничивают его активность, внушая мысль о том, что он слаб и не такой, как другие. Взрослея, такие дети начинают уделять слишком много внимания своему здоровью, становятся тревожными, подозрительными, иногда даже мнительными без объективной причины.

Давление со стороны взрослых

Физическое или психологическое насилие, крики, постоянное наказание — все это вызывает у ребенка страх, неуверенность в себе и нередко агрессивность. Даже систематическое повышение голоса может разрушать внутренний мир ребенка. Некоторые родители ошибочно полагают, что таким образом воспитывают, но на деле лишь травмируют. Особенно глубокие последствия несут ситуации сексуального насилия, справиться с которыми без помощи специалистов невозможно.

Предательство со стороны значимых взрослых

Когда взрослые, на которых ребенок полагается, подводят его, у него формируется ощущение вины и недоверия к окружающим. Такие дети часто испытывают трудности в построении близких отношений, предъявляют завышенные требования к себе и другим, что может мешать найти партнера и выстраивать гармоничные семейные отношения.

Порой дети начинают считать себя виноватыми, и это влияет на всю их последующую жизнь, на развитие самооценки и на то, как они общаются с другими.

Потеря близкого человека

Смерть кого-то из родных может полностью изменить внутренний мир ребенка. Он может замкнуться, перестать проявлять интерес к общению, начать воспринимать окружающий мир через призму утраты. Нередко дети винят себя в произошедшем. Без поддержки со стороны взрослых и психологической помощи справиться с этим состоянием бывает сложно.

Зависимость родителей

Когда мама или папа злоупотребляют алкоголем или наркотиками, ребенок оказывается в роли взрослого: он чувствует ответственность за них, часто вынужден сам о себе заботиться. Такие дети растут с чувством тревоги, стремлением к контролю, недоверием к другим. Им трудно приспосабливаться к новым условиям, заводить близкие связи, а любое отклонение от привычного вызывает стресс. Это типичный случай из списка психологических травм детства, с которыми необходимо работать.

Последствия психологических травм детства во взрослой жизни

Психологические травмы, полученные в детстве, могут иметь серьезные и продолжительные последствия, которые дают о себе знать в различных сферах жизни уже взрослого человека. Ниже мы рассмотрим основные пути такого влияния.

Эмоциональные реакции и поведение

Дети, выросшие в атмосфере стресса или нестабильности, часто сталкиваются с трудностями в контроле эмоций. Во взрослом возрасте это может выражаться в резких перепадах настроения, чрезмерной тревожности, раздражительности или, напротив, в эмоциональной «заморозке». Такие механизмы — это реакция на прошлое, но они мешают строить полноценные отношения и справляться с повседневными задачами.

Атмосфера стресса в детстве

peoplecreations / freepik.com

Оценка себя и самоценность

Опыт пренебрежения или насилия в раннем возрасте может сформировать у человека чувство неполноценности и неуверенность в себе. Во взрослой жизни это выражается в постоянном сомнении в собственных силах, страхе перед успехом, стремлении к самонаказанию. Часто люди даже не осознают, что подобные установки — следствие травматического опыта.

Отношения с другими людьми

Людям, пережившим негативный опыт в детстве, может быть трудно устанавливать доверительные и устойчивые связи. Одни избегают близости, опасаясь боли и разочарования, другие, наоборот, стремятся к постоянному одобрению и зависимости. Эти шаблоны поведения закладываются в ранние годы и могут сохраняться всю жизнь, если с ними не работать.

Чувство тревоги и депрессивные состояния

Взрослые, столкнувшиеся с травмами в детстве, нередко страдают от постоянной тревоги или депрессии. Переживания, связанные с ощущением незащищенности или отсутствия контроля в раннем возрасте, могут стать причиной формирования тревожных расстройств. Эти состояния влияют на все сферы жизни, включая работу и личные связи, и требуют последовательного лечения и внимания.

Чувство тревоги и депрессивные состояния

f0xtr0t_1 / unsplash.com

Уход в зависимое поведение

В стремлении избежать душевной боли человек может прибегать к вредным привычкам: от переедания до злоупотребления психоактивными веществами. Это временное облегчение, которое затем перерастает в еще большие трудности. За таким поведением часто скрываются непроработанные травмы из детства.

Физическое состояние организма

Длительный стресс в детстве может стать причиной серьезных нарушений здоровья во взрослой жизни. Исследования показывают, что он увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, ослабляет иммунитет и даже влияет на вероятность возникновения онкологических процессов. То, что начиналось как эмоциональная боль, постепенно отражается на теле.

В каких случаях психологу необходимы знания о детстве клиента

Сбор информации о прошлом

Важно, чтобы психолог знал, в какой семье рос клиент, прежде чем начать сессии. Если детство прошло в дисфункциональной семье, вероятно, во взрослом возрасте у человека возникнут трудности с доверием к миру, окружающим и даже к себе. Эти знания помогут специалисту подобрать эффективные методы для работы.

Осмысление родительских установок

Родители или другие значимые взрослые часто неосознанно передают ребенку свои установки, которые в будущем становятся частью его восприятия мира. Эти убеждения глубоко укореняются и могут ограничивать человека даже спустя десятилетия.

Например, если в детстве девочке внушали мысль о том, что «нужно быть сильной и самостоятельной», то во взрослой жизни ей может быть трудно принимать поддержку или проявления заботы. Это может мешать в построении доверительных отношений, вызывая внутренний конфликт, о причинах которого она даже не догадывается. Именно поэтому так важно разобраться, как прорабатывать психологические травмы детства, чтобы постепенно освобождаться от чужих, уже ненужных сценариев.

Переосмысление прошлого опыта

Многие события, которые в детстве казались пугающими или обидными, со временем утрачивают свою эмоциональную силу, если на них посмотреть взглядом взрослого. Процесс работы с воспоминаниями позволяет мягко возвращаться к таким моментам, принимать их и отпускать. Это важный шаг, если человек хочет понять, как избавиться от психологической травмы детства и перестать жить под влиянием прошлого.

Есть признаки, которые подсказывают, что работа с ранними воспоминаниями необходима:

  • постоянная потребность в одобрении и поддержке
  • стремление заслужить признание, быть «хорошим»
  • ощущение, что все вокруг справляются с жизнью лучше, умнее, успешнее
  • трудности в построении личных и близких отношений
  • ощущение внутреннего истощения, апатии, неспособности двигаться вперед после стрессовых ситуаций, проблемы с отпусканием эмоций

Методы работы с психологическими травмами детства

В современной психотерапевтической практике применяется широкий спектр методов, каждый из которых обладает своими особенностями и предполагаемыми эффектами. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных.

Репроцессинг

Один из популярных методов работы с травматическими воспоминаниями — это репроцессинг, который часто используется в рамках таких техник, как EMDR (десенсибилизация и переработка движением глаз).

Суть подхода заключается в том, что специальные глазные движения или другие формы стимуляции помогают мозгу переработать и «разрядить» болезненные воспоминания. Техника позволяет снизить интенсивность эмоций, связанных с прошлыми событиями, и облегчить внутреннее состояние.

Гештальт-терапия

Этот подход делает акцент на осознанности и проживании текущего момента. Во время терапии клиенту предлагается исследовать свои чувства и реакции в настоящем времени, что помогает выявить и переработать глубоко спрятанные эмоции, связанные с травматическими событиями. Такой способ работы способствует более целостному восприятию себя и может быть особенно полезен, когда важно понять, как прорабатывать психологические травмы детства.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

Этот метод направлен на выявление и изменение негативных установок и моделей поведения, сформированных в результате прошлого опыта. КПТ помогает человеку осознать, какие именно мысли и убеждения мешают ему чувствовать себя стабильно и уверенно. Метод хорошо зарекомендовал себя при лечении тревожности, депрессии и других последствий, которые могут возникнуть, если не была проработана психологическая травма в детстве.

Холотропное дыхание

Этот способ самопознания и терапии позволяет через особую дыхательную практику достичь измененного состояния сознания, в котором человек может получить доступ к глубинным переживаниям и подавленным эмоциям. Такой метод часто используется для эмоциональной разгрузки и интеграции травматического опыта, даже если воспоминания кажутся давно забытыми.

Холотропное дыхание

karlyukav / freepik.com

Методика десенсибилизации с помощью движения глаз

Один из наиболее известных способов работы с посттравматическим стрессом. Во время сессии клиент вновь переживает травмирующую ситуацию, а терапевт сопровождает это специальными движениями перед глазами, стимулируя оба полушария мозга. Это способствует снижению эмоциональной реакции и помогает человеку воспринимать прошлое без прежней остроты.

Для применения этих методов необходимы профессиональный подход и тщательное понимание тонкостей каждой из терапевтических техник. Эффект от их использования может варьироваться: от снижения интенсивности эмоциональных переживаний до заметного улучшения общего психологического состояния и способности человека справляться с жизненными трудностями.

Важно, чтобы подход к терапии был персонализированным, с учетом индивидуального жизненного опыта и внутренних особенностей каждого.

Тем не менее, эффективность работы с детскими переживаниями определяется не только выбранным методом, но и внутренней готовностью человека к изменениям. Участие самого клиента в процессе, его открытость и стремление к внутренним переменам играют важную роль.

Осознанная работа с психологической травмой в детстве ребенка требует доверительных отношений с терапевтом, при которых возможно постепенное восстановление эмоционального равновесия и устойчивости. Только при активном взаимодействии и включенности возможно достигнуть реального прогресса и понять, как избавиться от психологической травмы детства.

2 эффективные техники для проработки травм детства

Нередко взрослые обращаются за психологической поддержкой, испытывая тревогу, раздражительность, апатию или другие неприятные состояния. В процессе терапии часто выясняется, что корни этих ощущений уходят в детство — в события, оставившие глубокий эмоциональный след.

Если у человека была психологическая травма в детстве, специалист помогает не только выявить ее причину, но и безопасно проработать последствия, чтобы облегчить внутреннее напряжение и восстановить психоэмоциональное равновесие.

Метод «пустого стула»

Применяется для работы с сильными переживаниями, связанными с конкретным человеком или событием. Клиенту предлагается вообразить, что перед ним сидит значимая фигура из прошлого — нередко это тот, кто был связан с травмирующей ситуацией.

Метод «пустого стула»

YU Carla / unsplash.com

Проговаривая вслух свои чувства и мысли, человек может освободиться от накопленных эмоций. Затем он меняется местами и, условно «от лица» этого человека, отвечает самому себе. Это помогает заново пережить болезненный эпизод, но уже в более безопасной обстановке, под руководством терапевта.

Схема-терапия

Базируется на идее, что многие наши убеждения формируются автоматически и не всегда соответствуют реальности. Эти «схемы» могут заставлять нас бояться, избегать или неправильно воспринимать ситуации. Работа с ними осуществляется через беседы, ролевые упражнения или ведение записей.

Такой подход помогает человеку изменить восприятие себя и мира, преодолеть иррациональные страхи и научиться справляться с трудностями без чувства безысходности. Этот метод особенно эффективен, когда в основе проблемы лежит психологическая травма, пережитая в детские годы.

Рекомендации для психологов по работе с психологическими травмами детства

Работа с последствиями травм, полученных в детстве, представляет собой тонкий и многослойный процесс. Он требует от психолога не только профессиональных навыков, но и внимательного, чуткого отношения, гибкости и готовности идти в темпе клиента. Ниже представлены ключевые направления, на которые важно опираться в такой работе.

Формирование чувства безопасности

Одно из главных последствий травматического опыта — утрата базового чувства защищенности. Поэтому первоочередной задачей специалиста становится создание стабильной и предсказуемой среды, в которой клиент сможет чувствовать себя в безопасности.

  • Начинайте с укрепления опоры. Не стоит сразу углубляться в болезненные воспоминания. Важно развивать способность клиента замечать свои чувства и телесные реакции, возвращаться к состоянию равновесия
  • Устанавливайте ясные рамки. Регулярность, четкий распорядок встреч, понятные правила взаимодействия снижают тревожность и формируют чувство устойчивости
  • Предлагайте клиенту выбирать. Люди с травматическим прошлым часто ощущают утрату контроля. Возможность принимать решения даже в мелочах восстанавливает ощущение влияния на происходящее

Стабилизация и работа с диссоциацией

Нередко после психологической травмы в детстве ребенка возникают трудности с регуляцией эмоций и ощущением «здесь и сейчас». Одни люди склонны «отключаться» от чувств, другие переживают их слишком остро.

  • Обучайте техникам возвращения в тело. Простые упражнения на заземление помогают клиенту ощутить связь с настоящим моментом: «Ощутите пол под ногами. Какой он на ощупь — теплый, холодный или твердый?»; «Назовите три вещи, которые вы сейчас видите в комнате»
  • Помогайте отличать прошлое от настоящего. Психика может воспринимать текущие события как повторение старой травмы. Регулярное напоминание о том, что сейчас опасности нет, возвращает ощущение контроля
  • Используйте доступные образы. Например, эмоции можно сравнивать с волнами: они приходят и уходят, но человек остается на поверхности

Осторожное приближение к травматическим воспоминаниям

Опыт психологической травмы детства часто сохраняется в разрозненных ощущениях, образах и телесных реакциях. Работа с ними требует особой деликатности.

  • Не торопите процесс. Сначала клиент может говорить о событиях отстраненно, постепенно приближаясь к личному восприятию
  • Связывайте чувства с мыслями. Важно помогать замечать, как определенные эмоции соотносятся с глубинными убеждениями, например: «Если я боюсь, значит, я не достоин защиты»
  • Будьте внимательны к реакции тела. Телесные проявления часто являются хранителями травматичного опыта. Однако работа с телесными ощущениями должна происходить только при готовности клиента
Приближение к травматическим воспоминаниям

freepik / freepik.com

Изменение негативных установок

Опыт травмирующих событий в детстве часто оставляет след в виде устойчивых убеждений вроде: «Я ничтожен», «Миру нельзя доверять», «Я ничего не могу изменить». Такие установки могут сильно ограничивать человека во взрослой жизни.

  • Важно искать исключения из этих убеждений. Например, задать вопрос: «А были ли моменты, когда кто-то проявлял к вам тепло и заботу?» Это позволяет увидеть, что опыт был не только травматичным
  • Можно использовать небольшие поведенческие эксперименты. Если человек уверен, что доверять никому нельзя, предложите начать с малого — попробовать довериться в чем-то незначительном
  • Переосмысление пережитого тоже важно. Вместо «со мной что-то не так» можно рассматривать это как «я научился адаптироваться к трудным обстоятельствам». Это особенно актуально, когда речь идет о том, как влияет психологическая травма детства на взрослую жизнь

Поддержка в выстраивании здоровых связей

Пережитые травмы нередко нарушают способность к устойчивым и доверительным отношениям. Люди могут бояться близости или, наоборот, чрезмерно зависеть от партнера.

  • Стоит бережно исследовать повторяющиеся реакции и поведенческие схемы. Например, спросить: «Что вы ощущаете, когда ваш близкий сердится? Напоминает ли это вам что-то из прошлого?»
  • Важно создавать безопасное пространство в терапии. Отношения с психологом сами становятся опытом, который помогает перестраивать восприятие близости и доверия
  • Навыки границ — ключевой элемент восстановления. Многие пережившие травму либо избегают отказов, либо реагируют резко и отталкивающе. Осознанная работа над этим помогает строить здоровые связи

Забота о себе для специалистов

Работа с эмоциональными травмами требует много внутреннего ресурса. Специалист тоже может оказываться под влиянием переживаний клиентов.

  • Супервизия — важный элемент профессиональной поддержки. Она помогает прояснить трудные моменты и не накапливать эмоциональное напряжение
  • Следует внимательно относиться к своим состояниям. Усталость, раздражение, апатия — это сигналы, что стоит притормозить и восстановить ресурс
  • Важно помнить: психолог не несет ответственность за исцеление клиента. Его роль — сопровождать, предлагать инструменты и поддерживать, но путь преодоления человек проходит сам

Можно ли оградить ребенка от травматичных переживаний

Предвидеть все жизненные трудности невозможно, и полностью защитить ребенка от стрессов тоже нереально. Однако важно понимать, какие именно события могут нанести ребенку психологический вред и отразиться на его будущем, формируя сложности уже во взрослом возрасте.

Когда ребенок не получает достаточной любви и эмоциональной поддержки, становится свидетелем насилия в семье или сам становится его жертвой — будь то психологическое, физическое или сексуальное — он вырастает с нарушенным представлением о нормах отношений. В дальнейшем это может привести к тому, что он бессознательно воспроизводит деструктивные поведенческие сценарии, знакомые ему с детства.

В таких случаях может сформироваться глубинная психологическая травма детства.

Если в семье царит агрессия, а взрослые выражают злобу друг к другу или по отношению к ребенку, это может привести к тому, что, став взрослым, человек будет бояться собственных эмоций или не понимать, как их правильно выражать. Если в детстве ему внушали, что его чувства и потребности не имеют значения, он может научиться подавлять их, не осознавая этого. Это влияет на способность выстраивать эмоционально здоровые отношения во взрослой жизни.

Агрессия в семье

Vitaly Gariev / unsplash.com

Если ребенка любят не просто так, а лишь за успехи, хорошее поведение или соответствие чужим ожиданиям, это может привести к формированию низкой самооценки. В дальнейшем такой человек может всю жизнь пытаться заслужить любовь и признание, не ощущая внутренней ценности просто за то, что он есть.

Даже в заботливой и благополучной семье может произойти событие, которое оставит след в душе ребенка. Важно не игнорировать его внутреннее состояние и не бросать наедине с переживаниями. В такие моменты необходимы чуткость, поддержка и внимание со стороны взрослых.

Следует создавать условия, в которых ребенок может выразить свои чувства и эмоции. Рядом с ним должен быть взрослый, готовый помочь прожить трудные моменты, а при необходимости — обратиться за профессиональной помощью.

Что почитать о травме развития

Вот подборка литературы, которая будет полезна психологам, работающим с последствиями травмы развития.

  • «Тело помнит все» — Бессел ван дер Колк

Автор подробно объясняет, как травматические события отражаются на теле и психике человека. Книга предлагает подходы к исцелению, включая телесно-ориентированную терапию.

  • «Призраки прошлого: Структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы» — О. ван дер Харт, Э. Р. С. Нейенхейс, К. Стил

Фундаментальный труд о диссоциации как механизме защиты при хронической травме. Описываются эффективные способы работы с такими состояниями.

  • «Комплексное ПТСР: Руководство по восстановлению от детской травмы» — Пит Уокер

Практическое руководство, основанное на опыте переживших длительное эмоциональное насилие в детстве. Автор делится стратегиями по самопомощи и восстановлению.

  • «Травма и исцеление» — Джудит Льюис Герман

Исследует последствия психологического насилия, сексуального и политического преследования. В центре внимания — путь восстановления личности.

  • «Мальчик, которого растили как собаку» — Брюс Перри, Майя Славиц

Книга основана на реальных историях детей, переживших тяжелые травмы развития. Автор рассказывает, как с ними работали специалисты и какие методы помогли вернуть им стабильность.

  • «Осколки детских травм» — Донна Джексон Наказава

Раскрывает взаимосвязь между ранними травматическими событиями и развитием физических и психических заболеваний во взрослом возрасте.

  • «Пробуждение тигра: Исцеление травмы» — Питер Левин

Автор предлагает соматический подход к восстановлению, фокусируясь на работе с телом как ключевым источником памяти о травме.

  • «Эмоциональная женская травма» — Линда Шиерз Леонард

О том, как отношения с отцом в детстве могут повлиять на эмоциональное развитие женщины и ее взрослые сценарии поведения.

  • «Внутренний мир травмы» — Дональд Калшед

Книга предлагает юнгианскую интерпретацию травматических переживаний, обращая внимание на архетипические защитные механизмы.

  • «Травма, связь и семейные расстановки» — Франц Рупперт

Автор описывает, как метод расстановок помогает в работе с травмами, связанными с ранними привязанностями и семейной историей.

Дополнительная литература:

  • «Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении» — Е. Г. Дозорцева. Подходит для специалистов, работающих с детьми и подростками
  • «Травма и душа» — Дональд Калшед. Для тех, кто интересуется духовными аспектами психотерапии
  • «Посттравматическое стрессовое расстройство» — Р. В. Кадыров. Практическое руководство для специалистов, работающих с ПТСР

Часто задаваемые вопросы о психологических травмах детства

Какие изменения в работе мозга могут возникнуть из-за психологических травм, пережитых в детстве?

Научные исследования подтверждают, что сильный и продолжительный стресс в детском возрасте влияет на развитие мозга. В частности, изменяется работа миндалевидного тела, из-за чего человек становится более чувствительным к угрозе. Также страдает префронтальная кора — зона, ответственная за контроль эмоций и импульсов. Нарушения в работе гиппокампа могут отразиться на памяти и способности усваивать новый опыт.

Сколько времени занимает работа с травмами, полученными в детстве?

Продолжительность терапии зависит от нескольких факторов:

  • насколько травма была длительной и тяжелой (однократное событие или многолетние переживания)
  • есть ли у человека поддержка сейчас, в том числе финансовая
  • какой метод используется (например, когнитивно-поведенческая терапия может занять 6-12 месяцев, а глубинные подходы требуют больше времени)
  • первые положительные изменения часто появляются уже через несколько месяцев, но для проработки глубоких слоев пережитого необходим длительный процесс

Помогают ли лекарства справиться с последствиями травм?

В случаях тяжелой депрессии или посттравматического стрессового расстройства могут применяться антидепрессанты и анксиолитики. Однако их действие ограничено: препараты лишь уменьшают симптомы, не устраняя коренные причины. Без участия в психотерапии эффект медикаментов остается поверхностным и временным.

Как можно научиться работать с детскими травмами?

На образовательной платформе Life Practic представлено множество курсов, посвященных терапии травм. Они подходят как начинающим специалистам, так и практикующим психологам. По окончании обучения выдается сертификат, подтверждающий квалификацию.

Таким образом, психологические травмы детства, могут оказывать влияние на личность на протяжении всей жизни. Неотреагированные переживания становятся источником хронического напряжения, эмоциональной нестабильности и других трудностей. Своевременная и профессиональная работа с этим опытом позволяет восстановить внутренний баланс и улучшить качество жизни клиента.

Изображение на шапке: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых