Стадии психосексуального развития: разбираемся в деталях

24.10.2025
60
Время чтения: 11 минут
Обновлено: 26.10.2025
Сохранить статью:

О чем речь? Стадии психосексуального развития впервые были описаны Фрейдом в начале ХХ века. Он выделил пять фаз (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная), а также связал проблемы сексуального развития с нарушениями в каждой из них.

На что обратить внимание? Современная сексология отошла от теории Фрейда. Сегодня используют четырехступенчатую модель: от года, от трех лет, от 5–7 лет и до 12 лет. При этом проблемы во взаимоотношениях кроются в последней стадии.

Понятие психосексуального развития

Психосексуальное развитие (psychosexual development) — это формирование половой идентичности и самосознания. Оно связано с физическими изменениями в организме, включающими пубертатный период. Считается, что психосексуальное развитие проходит несколько стадий, начиная с планирования беременности, зачатия, первых месяцев жизни младенца и заканчивая этапом вступления в зрелую сексуальность (в среднем в возрасте 20 лет).

По мере взросления у человека формируются сексуальная идентичность, предпочтения и поведение. Человек осознает свою половую роль и ориентацию. На психосексуальное развитие личности влияют следующие факторы:

  • половое воспитание
  • общественно признанные правила поведения
  • ранний сексуальный опыт
  • осознание ролей мужчины и женщины, мужа и жены
  • специфика деятельности индивида и характер его взаимоотношений с другими людьми
  • обучение

Самая известная теория психосексуального развития — концепция Зигмунда Фрейда. Она не утратила своей актуальности, несмотря на многочисленную критику.

Стадии психосексуального развития

Основатель психоанализа предложил и охарактеризовал следующие стадии формирования полового самосознания:

Оральная (0–1,5 года)

Первая стадия, когда сексуальное влечение ребенка сосредоточено на области рта. Эта эрогенная зона является основным источником удовольствия и познания мира. Процесс сосания приносит ребенку, помимо насыщения, психоэмоциональное и физиологическое удовлетворение.

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

Анальная (1,5–3,5 года)

Вторая стадия психосексуального развития по Фрейду. Сексуальное влечение сосредоточено на анусе. Формируются основы саморегуляции. Ребенок получает удовольствие как от удержания кала, так и от акта дефекации.

Фаллическая (3,5–6 лет)

Третья стадия, которая приходит на смену анальной. Либидо и сексуальное влечение сосредотачиваются на зоне половых органов. Ребенок интересуется строением своего тела. Он обнаруживает, что мальчики и девочки устроены по-разному и идентифицирует себя самого с одним из родителей.

идентифицикация себя с одним из родителей

freepik / freepik.com

На фаллической стадии ребенок бессознательно переживает эротическое влечение к родителю противоположного пола. У мальчиков этот феномен называется Эдипов комплекс, а у девочек ― комплекс Электры. Ребенок испытывает амбивалентные чувства. Он желает обладать родителем противоположного пола и испытывает чувство ревности к другому родителю.

Латентная (6–12 лет)

Четвертая стадия психосексуального развития, для которой характерно снижение либидо ребенка. Он переключает сексуальную энергию на такие виды деятельности как спорт, учеба, социальные взаимоотношения и т. п.

Генитальная (с 12 лет)

Начинается в возрасте 12 лет и остается на протяжении всей жизни личности. Формируется так называемая зрелая сексуальность, которая выражается в развитии генитальных функций и возможности полноценных сексуальных отношений. Подростки становятся независимыми от родителей, что способствует становлению автономной личности.

Фрейд объяснял половые расстройства именно возникающими нарушениями на какой-то из стадий психосексуального развития. Он считал, что прийти к нормальной сексуальной жизни и исправить дисфункции можно с помощью психоанализа. Его метод позволяет проработать бессознательное, вернуться к стадиям формирования сексуальности и внести необходимые коррективы.

Современные стадии психосексуального развития

Наука не стоит на месте. Современные ученые, изучающие различные аспекты человеческой сексуальности, несколько иначе смотрят на развитие полового самосознания ребенка. До сих пор актуально представление, что именно родители влияют на формирование гендерного поведения личности и здоровой сексуальности. Развитие фобий и нарушений сексуального характера часто связано именно с семьей и периодом становления личности.

Рассмотрим современную классификацию стадий психосексуального развития.

Начальная: от рождения до 3 лет

Многие родители ошибочно считают, что о психосексуальном развитии можно говорить, начиная с подросткового периода. Однако этот процесс зарождается еще во время внутриутробного формирования плода и развития мужских или женских половых органов.

Начальная стадия

freepik / freepik.com

После рождения ребенка психосексуальное развитие тесно связано с отношениями с мамой и папой. Именно поведение родителей влияет на то, сформируется здоровая сексуальность или нет.

Ученые отмечают, что большую роль играет физическое взаимодействие младенца с мамой. Тактильный контакт дарит чувство защищенности и любви. Младенец, которого много носят на руках, обнимают и целуют, будет больше доверять окружающему миру и людям. Благодаря тактильному контакту формируется здоровая самооценка ребенка, уверенность в себе и принятие своего тела.

Осознание своей половой принадлежности: от 1 года до 3 лет

В этот период происходит гендерная идентификация. Ребенок начинает осознавать, кто он: мальчик или девочка, и понимает, кого можно называть «дядей», а кого «тетей». Малыш до полутора лет может не обращать внимания на то, что взрослые неправильно идентифицируют его пол, но трехлетний ребенок уже будет возмущен такой ошибкой.

«Ой, кто тут у нас такой хорошенький?» — говорит дедушка полуторогодовалой Танечке. «Какой чудесный у нас мальчик. Ты же мальчик?». Танечка может рассмеяться в ответ, так как воспринимает происходящее как игру и не придает значения своей половой принадлежности. Тем временем дедушка обращается к трехлетнему Ване и продолжает шутить: «А это, наверное, моя хорошенькая внучка?». Мальчик начинает возмущаться и топать ногами. Он говорит: «Какой ты глупый! Я мальчик!»

Этот пример показывает, что трехлетний ребенок уже идентифицирует себя с определенным полом и воспринимает это как единственный возможный вариант. Мальчик желает быть «как папа», а девочка — «как мама». Поэтому психологи рекомендуют родителю одного пола с ребенком как можно чаще взаимодействовать с ним.

Помимо этого, детей начинают интересовать их половые органы. Абсолютно нормально, что ребенок трогает и изучает гениталии. Родителям не нужно акцентировать свое внимание на этом. Это естественные проявления развивающейся сексуальности, которые пройдут со временем.

О том, что стадия осознания своей гендерной принадлежности подошла к концу, говорит четкая половая идентификация. Ребенок знает, что он мальчик или девочка.

«Как я родился»: с 3 до 5–7 лет

В трехлетнем возрасте ребенок начинает проявлять любопытство к вопросу о том, как устроено его тело. Он может интересоваться, почему у мальчиков и девочек разные половые органы, почему родители спят вдвоем, а он один. Ребенку интересно, как он родился и почему все устроено именно так, а не иначе.

У таких вопросов нет сексуального подтекста. Ребенок просто проявляет любопытство. Лучше всего отвечать правдиво, конкретно и емко. Глубокие размышления на эту тему ребенку не интересны.

Стадия развития с 3 до 5–7 лет

freepik / freepik.com

В этом возрасте детей привлекают ролевые игры. Они помогают детям найти ответы на интересующие их вопросы. Например, игра во врача и пациента, в ходе которой они изучают строение тела и учатся с ним взаимодействовать. По мере взросления дети начинают отдавать предпочтение играм, характерным для определенного пола. Девочки любят играть в дочки-матери и куклы, а мальчики – в «войнушку».

Мальчики часто не принимают в свои игры девочек и наоборот. Они объясняют свои действия тем, что это им не подходит. В дошкольном возрасте ребенку интересно общаться и взаимодействовать со сверстниками любого пола. Например, девочки могут играть в семью и с мальчиками, которым даются роли брата, папы, дяди.

Что важно: родителям нужно помнить, что у ребенка формируется такое отношение к половым органам, какое они ему транслируют. Если мама или папа избегают этой темы, реагируют раздраженно, негативно высказываются о гениталиях, то у ребенка складывается ощущение, что эта тема табуирована. В дальнейшем это чревато неприятием своего тела, заниженной самооценкой, а также такими нарушениями сексуального характера, как фригидность или импотенция.

Отметим, что отсутствие подобных вопросов еще не говорит о том, что эта тема неинтересна ребенку. Есть вероятность, что он просто задает их другим людям.

Психологи советуют родителям обращать внимание на детские игры и на то, какие роли они предпочитают. Дети проявляют себя в игровой активности и воспринимают ее всерьез. Если мальчик регулярно выбирает роль мамы или сестры, а девочка — папы или брата, то это может говорить о проблемах в психосексуальном развитии. Если мальчик просит называть его женским именем и считать девочкой или наоборот, то это может быть «звоночком» нарушений в гендерной идентификации.

Закрепление гендерно-ролевого поведения: 7–12 лет

В этом возрасте начинается следующая стадия психосексуального развития ребенка. Дети идентифицируют себя по гендерному признаку. Благодаря наблюдению за папой и мамой мальчики усваивают мужскую модель поведения, а девочки ― женскую. Этому способствуют ролевые игры и повседневный семейный быт.

Закрепление гендерно-ролевого поведения

prostooleh / freepik.com

В этом возрасте ребенок может стесняться внимания противоположного пола. Мальчики и девочки обращают внимание на свои внешние данные и сопоставляют себя с признанными в их окружении эталонами красоты.

В 9–12 лет у ребенка может случиться первая влюбленность. Это говорит о том, что начинается платоническая стадия психосексуального развития. Ребенок учится знакомиться, находить общие темы с лицами противоположного пола и обращать на себя их внимание. В этих взаимоотношениях отсутствует сексуальная подоплека. Детям просто интересно общение и познание других людей.

Мальчики учатся делать знаки внимания девочкам, а девочки ― реагировать на них. На этой стадии закладывается эмоциональная и чувственная сторона будущих отношений с противоположным полом.

Обратите внимание: если у взрослых мужчины или женщины имеются проблемы с противоположным полом, то их источник следует искать именно в этой фазе психосексуального развития. Поэтому маме и папе нужно деликатно высказывать ребенку критику. Прежде всего, это относится к родителю противоположного пола. Ребенок должен чувствовать поддержку.

Родителям нужно знать, что заигрывания и кокетливость могут являться нормой на этом этапе. Однако чрезмерная кокетливость девочек в возрасте 5–10 лет или поцелуи с мальчиками в этом возрасте говорят о повышении сексуального влечения. Это не является нормой. Нарушением психосексуального развития мальчиков является стремление прижаться к телу родственниц или знакомых женщин, а также частые прикосновения к гениталиям.

Шокирующее поведение часто связано со стремлением привлечь к себе внимание. Еще одна причина нестандартного поведения с сексуальной подоплекой — непонимание своих и чужих личных границ, а также того, что допустимо, а что нет в отношениях с другими людьми.

Часто задаваемые вопросы о стадиях психосексуального развития

Связаны ли нарушения психосексуального развития с конкретным полом?

Женщины чаще сталкиваются с гиперопекой со стороны родителей и воспитателей на всех стадиях психосексуального развития. Когда у девочки деспотичные мама и папа, которые устанавливают жесткие запреты, касающиеся отношений с противоположным полом, она может сторониться общения с молодыми людьми и воспринимать сексуальную жизнь как нечто постыдное.

Даже при нормальном гормональном фоне у девочки может отсутствовать сексуальное влечение. Ей неприятны молодые люди вплоть до чувства отвращения.

Как выражается задержка психосексуального развития в детстве?

До 7 лет нарушения могут быть незаметными. У детей дошкольного возраста слабо выражен или отсутствует интерес к противоположному полу. Они не хотят играть в гендерно-ролевые игры, например, «дочки-матери», «семья», «врач». У них отсутствует первая и вторая стадия психосексуального развития. Зачастую проблема остается незамеченной. Родители воспринимают отсутствие интереса к проблемам пола как знак отличного воспитания.

Актуальна ли сегодня теория Зигмунда Фрейда?

Отсутствуют неопровержимые доказательства психодинамической теории. Есть исследования, подтверждающие ряд фальсификаций в вопросе обязательности прохождения стадий психосексуального развития по Фрейду. Однако это одна из самых известный теорий, о которой нужно иметь общее представление.

Психолог оказывает профессиональную помощь клиенту и помогает построить здоровые отношения с собой, близкими и окружающими людьми. Работа со специалистом поможет увидеть проблему, блоки и зажимы в теле, а также найти источник в бессознательной сфере. Клиент/пациент сможет внедрить новые схемы и привычки для улучшения качества своей жизни. Изучить тонкости психосексуального развития и освоить направление «Сексология» можно на онлайн-курсе.

Изображение на шапке: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых