- Понятие и задачи супервизии
- Виды и модели супервизии
- Эволюционная
- Специфическая ориентация
- Интегративная
- Организация супервизии
- Как психологу найти супервизора
- Ошибки во время супервизии
- Со стороны супервизора
- Со стороны супервизируемого
- Часто задаваемые вопросы о супервизии
- Сколько часов требуется для супервизии?
- Когда нужна супервизия?
- Как стать супервизором?
О чем речь? Супервизия – анализ работы психолога более опытным коллегой (супервизором). Она позволяет справиться с выгоранием, снизить долю ошибок и получить ценный опыт.
На что обратить внимание? Супервизия проходит в индивидуальном или групповом формате, офлайн или онлайн, очно или заочно. Немаловажен выбор наставника, с которым психологу будет комфортно работать.
Понятие и задачи супервизии
В психологии супервизия является важным элементом профессионального роста. Это структурированный процесс, в ходе которого специалист анализирует свою работу с клиентами с помощью супервизора. Благодаря этому психологу удается не выгорать профессионально, лучше разбираться в понятиях переноса и контрпереноса, более глубоко осознавать процессы, которые имеют место в терапии.
Например, если психолог работает с агрессивно настроенным клиентом, более опытный специалист может подсказать, как реагировать на негатив и эффективно решить проблему. Без супервизии психолог может не замечать моменты, которые тормозят терапевтический процесс, что отрицательно повлияет на исход терапии.
Супервизия нередко ассоциируется с «гигиеной» профессии, поскольку она помогает психологам поддерживать профессиональное здоровье и позволяет с сочувствием и пониманием относиться к нуждам клиента, сохраняя при этом собственные границы.
Роль процесса не ограничивается рамками анализа отдельных ситуаций. Супервизор является экспертом и наставником, помогающим справиться со сложными клиническими случаями, разобраться с эмоциональным состоянием психолога. Он содействует развитию профессионального мышления, учит осознавать собственное сопротивление, видеть слепые зоны, анализировать динамику взаимодействия с клиентом, формировать устойчивость в наиболее сложных ситуациях.
Когда психолог сталкивается с выгоранием и усталостью, супервизор помогает определить, из-за чего возникло это состояние, и восстановиться. Также благодаря супервизии обеспечивается соблюдение норм этики и морали. Это можно сравнить с работой личного тренера, отмечающего ошибки и одновременно помогающего достичь более высокого уровня мастерства.
Значение супервизии невозможно переоценить как для профессионалов с опытом, так и для начинающих специалистов, для которых она становится точкой опоры. В начале своего профессионального пути психолог встречается с различными преградами, преодолеть которые намного легче, имея поддержку и обратную связь.
Супервизия отличается от личной терапии, цель которой — анализ внутренних проблем самого специалиста и работа с ними (проработка личностных конфликтов, травм детства и т. д.). Супервизия делает акцент на профессиональную деятельность: рассматриваются конкретные практические ситуации, прорабатываются ошибки в работе, формируется стратегия.
Терапия подразумевает взгляд внутрь себя, а супервизия представляет собой рабочую встречу с целью усовершенствования профессиональных навыков. Оба этих направления соприкасаются в работе над внутренними реакциями психолога, однако имеют разные цели и задачи.
В процессе супервизии иногда затрагиваются вопросы, которые касаются личных аспектов. В таких ситуациях наставник советует воспользоваться личной терапией. Можно сказать, что консультация в этом случае является не заменой, а дополнением.
Виды и модели супервизии
Существует классификация по форме, уровню и формату. Цели и задачи у каждого вида отличаются.
Уровни:
- Первый — это обучающая или базовая супервизия, при которой супервизор поддерживает начинающего психолога, помогает ему выявить сильные стороны и почувствовать уверенность
- Второй — сертификационная супервизия. Наставник помогает проанализировать и устранить неточности, допущенные специалистом в работе

amyhirschi / unsplash.com
Формы:
- Очная — специалист работает с клиентом в присутствии супервизора и прорабатывает ошибки непосредственно на сеансе или после его окончания
- Заочная — супервизор встречается с психологом в определенное время. На встрече специалист рассказывает о работе, представляет видео или аудиозаписи для анализа и разбора ошибок
- Очно-заочная — психолог работает с пациентом, а супервизор находится в соседнем помещении и слышит все, что происходит на сеансе. Специалист может обратиться за помощью прямо в процессе работы. Такой подход используется в системно-семейной терапии
Форматы:
- Индивидуальная супервизия — подразумевает, что психолог и наставник общаются один на один. Они анализируют работу специалиста в соответствии с его запросом. Обсуждаться может как конкретная проблема, так и комплекс вопросов. Стороны совместно работают над поиском путей решения проблемы
- Групповая супервизия — наставник взаимодействует с группой из нескольких специалистов. Все участники встречи могут озвучивать свое мнение относительно той или иной ситуации, что позволяет получить более цельную картину. Вы можете предложить группе поработать над вашей собственной проблемой или поучаствовать в разборе сложностей, с которыми столкнулись коллеги
Кроме того, существует понятие интервизии, когда психологи встречаются без супервизора. Для таких мероприятий характерен более свободный формат.
Рекомендуется сочетать разные виды супервизии. Комплексное использование индивидуального и группового подхода позволяет как проанализировать собственные трудности, так и познакомиться с опытом коллег.
Моделью супервизии называется метод, используемый супервизором для помощи другим психотерапевтам. Рассмотрим некоторые варианты:
Эволюционная
В основе работы лежит личность супервизанта. Теория эволюции говорит о том, что личностный и профессиональный рост связан с изменением человеческих потребностей и возможностей. Данная модель подразумевает развитие сильных качеств человека и определение границ его роста. Анализируют, как правило, следующие аспекты:
- компетентность в профессии
- консультацию как процесс
- методы и способы оценки работы
- личностные качества
- формулирование психологических гипотез о том, почему у пациента возникли проблемы
- цели и задачи терапии
- ориентацию в теории психологии
- профессиональную этику
Согласно данной модели, профессиональный рост рассматривается как непрекращающийся процесс. Количество сфер, где психолог может использовать свои знания, зависит от глубины его развития. Для супервизии в психологии есть разные зоны совершенствования, начиная от профессиональной этики и заканчивая компетентностью специалиста.

Vitaly Gariev / unsplash.com
Специфическая ориентация
Данный вариант супервизии основан на том, что наставник и ученик при консультациях применяют одинаковый подход, например, гештальт-терапию, арт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию, психоанализ и т. д. Конкретный способ выбирается с учетом его специфики и методов.
Интегративная
Эта модель подразумевает, что ученик необязательно должен работать, применяя тот же подход, что и супервизор. На сеансах проводится анализ общих моментов: установление контакта с клиентами, составление плана сессии, профессиональная этика, результат, который ожидается от консультации. Используемые методы могут относиться к разным направлениям психологии.
Данная модель супервизии используется чаще всего и является универсальной. Она охватывает такие моменты, как процесс сессии, структура каждого сеанса по отдельности и всей терапии в целом, соответствие методов работы, цели ее проведения, информированное согласие, объекты терапии, общая эффективность сеанса.
Организация супервизии
Если супервизия проводится между коллегами, имеющими одинаковый опыт и статус, важно четко определить, какую роль в сессии будет играть каждый из них, то есть кто именно будет супервизором, а кто учеником. Также нужно установить временные границы.
В течение всего процесса, от установления контакта до окончания сессии, должна соблюдаться структура консультации. Важно применять навыки консультирования и помнить о принципах обратной связи.

Dylan Gillis / unsplash.com
Супервизор должен обращать внимание на поведение человека, то есть фокусироваться на том, что он делает, а не на том, какой он. Для этого в речи нужно использовать не прилагательные, характеризующие качества, а глаголы, поскольку они отражают действия.
Не интерпретировать, а наблюдать: важно уделять внимание тому, что говорит или делает супервизируемый, а не тому, почему он поступает именно так, поскольку это только догадки.
Не оценивать и судить, а описывать. Не обобщать, а использовать конкретику. Учитывать информацию, но не советовать. Озвучивать столько данных, сколько способен воспринять коллега, а не столько, сколько вы хотите и можете предоставить. Говорить о поведении, которое поддается коррекции.
График проведения групповой и индивидуальной супервизии может выглядеть так: ежемесячные общие встречи, между которыми пары встречаются каждую неделю и через 30 дней меняются.
Таким образом, методы супервизии подразумевают определенный формат, чем отличаются от дружеских разговоров на профессиональные темы между коллегами.
Коллектив для супервизии формируется аналогично любому другому объединению для тренинга, то есть участники должны договориться о групповом контракте. Кроме общих правил, таких как «искренность», «конфиденциальность», «Я-высказывания», «право говорить «стоп», «активность», группа может установить правила безопасности или любые другие нормы.
Как психологу найти супервизора
При поиске супервизора, как и хорошего врача, нужно учитывать следующие факторы:
- Квалификация специалиста — он должен иметь высшее психологическое образование, а также пройти профпереподготовку по направлению «Супервизия в психологии»
- Направление работы — нужно учитывать, что, например, супервизия для клинического психолога имеет отличия от наставничества для психолога-консультанта
Особое значение имеет контакт между людьми, поскольку супервизора нужно рассматривать как партнера, а не как судью. Даже при работе со сложными кейсами атмосфера должна быть спокойной и безопасной.
Отдавайте предпочтение курсам, в программу обучения которых уже введена супервизия, если вы нуждаетесь в профессиональной поддержке до начала практической деятельности.
Ошибки во время супервизии
В случае если ведущий или участники совершают ошибки, даже хорошо продуманная полезная супервизия способна утратить ценность. Рассмотрим, что может произойти, и как исключить промахи.
Со стороны супервизора
Он иногда вместо совместной работы занимается терапией или наставничеством, то есть находится в директивной позиции. Типичные ошибки:
- Оценивание, а не анализ. Например, вместо вопросов «Как ты думаешь, что можно сделать?» или «Какие чувства ты испытываешь в этой ситуации?», он говорит: «Ты неправильно работаешь с клиентом»
- Акцент на собственные опыт и мнение. Помните, что супервизия нужна для развития другого специалиста, а не для того, чтобы демонстрировать свою компетентность
- Нарушение границ между терапией и супервизией. Допускается затрагивать личные темы, но в таком случае их нужно рефлексировать как сложности в профессии. Нельзя превращать встречу в сеанс психотерапии
Со стороны супервизируемого
Начинающие психологи часто рассматривают супервизию как способ быстро узнать «правильное решение». Однако на самом деле она призвана открывать возможности для развития и осмысления, а не давать готовые ответы.
Распространенные ошибки:
- Пассивное поведение. Человек, спрашивающий, что ему делать в какой-либо ситуации и ждущий готового решения, не сможет развиваться профессионально
- Боязнь оценки и стыд. Это может не позволить честно описать ситуацию, особенно если она касается личных переживаний
- Невнятный запрос. Если не понятна цель супервизии, процесс будет бессмысленным и бесполезным
Часто задаваемые вопросы о супервизии
Сколько часов требуется для супервизии?
Молодые специалисты, практикующие менее одного года, часто сталкиваются с различными сложностями. Но даже с учетом этого периода на супервизию может понадобиться как 0 часов, если психолог пользуется другими форматами поддержки, так и 50 часов, если он посещает сеансы еженедельно, за исключением отпусков. Качество работы зависит не от количества часов, потраченных на процесс супервизии, а от других критериев.
Когда нужна супервизия?
Бывает так, что клиенты очень долго находятся в терапии. Само по себе это не повод для тревоги, поскольку каждому человеку нужен свой срок, чтобы получить внутреннюю опору и уверенность. Однако, когда психотерапевт длительное время работает один на один с клиентом, он может неверно воспринимать ситуацию. Например, специалист думает одно, а в реальности все происходит по-другому. По этой причине иногда стоит консультироваться с супервизором, чтобы понимать клиента.
Как стать супервизором?
Чтобы получить статус супервизора и право работать с коллегами, у которых меньше опыта, нужно иметь специальное образование.
Супервизия — это способ заботы о себе как о специалисте. Это касается не только профессиональных навыков и знаний, но и внутреннего состояния. Подобный процесс поддержки и контроля позволяет не выгорать, оставаться любопытным и сострадательным, сохранять острый ум и способность преодолевать сложности. Помните, что никогда не поздно прийти в супервизию.
Изображение на шапке: Vitaly Gariev / unsplash.com



