- Что такое память
- Виды памяти в психологии
- Мгновенная (сенсорная) память
- Рабочая (оперативная) память
- Кратковременная память
- Долговременная память
- Образная
- Моторная
- Эмоциональная
- Словесно-логическая
- Эйдетическая
- Социальная (коллективная)
- Пространственная
- Теории памяти в психологии
- Теория Д. Хебба
- Реверберационная теория Лоренте де Но
- Нейронные модели памяти
- Синаптическая теория памяти (Г.Линч и М. Бодри)
- Виды нарушения памяти в психологии
- Причины нарушения памяти
- Как поддерживать память
- Питание
- Физическая активность
- Положительные эмоции
- Постоянная тренировка памяти
- Полезные занятия для тренировки памяти
- Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии
- Какие из них преобладают у человека?
- Какие типы памяти являются базовыми?
- Какие виды памяти помогают в учебе?
- Какие есть книги о видах памяти в психологии?
О чем речь? Виды памяти в психологии классифицируются в зависимости от длительности воспроизведения, канала поступления данных, цели их фиксации, а также от организации процесса. К основным относят сенсорную, кратковременную, долговременную, оперативную, эпизодическую, семантическую и процедурную.
На что обратить внимание? Виды памяти в психологии, их отличия и особенности работы полезно знать для качественного запоминания информации и улучшения мнемонических процессов. Важно постоянно тренировать ее как с помощью заботы о себе, так и применяя различные упражнения и техники.
Что такое память
Прежде чем рассматривать, какие виды памяти выделяют в психологии, следует дать определение самого термина. Итак, память — это познавательный процесс, который объединяет прошлое, настоящее и будущее человека. Без нее невозможно развиваться и самосовершенствоваться. Она помогает сохранять в сознании и применять информацию и жизненный опыт.
Специалисты выделяют следующие процессы в памяти:
- Запоминание. Зафиксировать информацию в голове можно разными методами (случайно или целенаправленно). Обычно запоминается легче то, что важно для человека (потребности, чувства, интересы). При этом доминирующую роль в процессе играет повторение. Это главный механизм запоминания. Но сейчас в психологии также подчеркивается значение осмысленности материала, эмоциональной вовлеченности и ассоциаций
- Сохранение. Здесь мозг обрабатывает, систематизирует и обобщает полученные данные. Хорошо осмысленная и усвоенная информация остается в голове надолго. Поэтому специалисты советуют анализировать и тщательно разбирать тему, а не зубрить
- Воспроизведение, узнавание. Процесс воссоздания в памяти накануне усвоенной информации. Узнавание отличается от воспроизведения тем, что осуществляется при повторной встрече с темой или с объектом. Воспроизведение же происходит без объекта — человек нарочно старается что-то припомнить
- Забывание. Информация через определенное время уходит из головы. Это происходит при отсутствии повторения и регулярного пользования ею. Также человек быстро забывает то, что ему не интересно
Таким образом, понятие памяти в психологии включает процесс познания. И он имеет конкретные характеристики:
- Объем памяти — количество элементов информации, которые человек способен удерживать в рабочей или долговременной памяти
- Быстрота запоминания и воспроизведения — скорость кодирования новой информации и извлечения уже усвоенной
- Точность воспроизведения — качество и верность возвращения информации. Сюда можно отнести ответ студента на экзамене, пересказ недавно прочитанного романа
- Длительность хранения — период времени, в течение которого информация сохраняется в памяти. Каждый из своего опыта знает, что неважная информация быстро забывается. Например, экзаменационные билеты, литература на лето
Память неразрывно связана с деятельностью организма. Каждое действие (чтение, ходьба, разгадывание кроссвордов) включает в работу конкретные области мозга. Образно память можно представить как производственный цех, где информация обрабатывается, систематизируется и хранится, причем процессы идут одновременно и согласованно.
Виды памяти в психологии
Запоминание – особый когнитивный процесс, благодаря которому человек можем воспринимать, сохранять и воссоздавать информацию и полученный им опыт. Виды и типы памяти в психологии классифицируются в зависимости от цели, длительности и метода усвоения.
По длительности воспроизведения различают:
Мгновенная (сенсорная) память
Ее работа неразрывно связана с органами чувств (обоняние, слух, зрение, вкус, осязание). Длительность следа — 0,1 до 0,5 с. Этот тип представляет собой полное остаточное впечатление, которое появляется от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

freepik / freepik.com
Рабочая (оперативная) память
В психологии этот тип запоминания носит конкретный, четко заданный срок. Обеспечивает удержание и обработку информации на короткий период (от нескольких секунд до тех пор, пока текущая задача не будет завершена). Этот вид является промежуточным между кратковременным и долговременным типом.
Кратковременная память
Длительность удержания мнемических следов при этом не больше 10–30 секунд, в среднем 20 (без повторения). Этот тип памяти хранит не полный, а обобщенный образ воспринятого, его самые главные детали.
Функционирует без предварительной сознательной установки на запоминание, однако с тенденцией на воссоздание информации в будущем. При этом главным показателем здесь является объем. Этот тип неразрывно связан с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти туда поступают лишь те данные, которые откликаются его потребностям и интересам, привлекают его внимание.
Долговременная память
Этот вид памяти – часть подсознания. Помогает удерживать данные достаточно долго. Те знания, которые необходимые в конкретную минуту, могут извлекаться по мере необходимости и снова сохраняться в памяти. Сюда относятся рождение детей, школьный выпускной, свадьба, развод, переезд, отпуск и так далее.
Для эффективного закрепления информации важны внимание и мышление. Эти две характеристики помогают человеку фиксировать и воспроизводить информацию в дальнейшем.
По типу психической активности или по содержанию данных (берется во внимание канал поступления информации и ее качество) память бывает:
Образная
Делится на подвиды в зависимости от того, через какие органы воспринимается информация:
- зрительная (через зрение поступает около 80 % данных)
- вкусовая
- слуховая
- тактильная (через прикосновения)
- обонятельная
Моторная
Память на привычные движения и действия.

freepik / freepik.com
Эмоциональная
Здесь учитываются все позитивные и негативные жизненные моменты, травмирующие события, яркие эпизоды. Сильные эмоции повышают вероятность запоминания событий. Это может как помогать адаптации, так и приводить к развитию травматических воспоминаний.
Словесно-логическая
Вид образной памяти в психологии, связана с использованием речи и мышления. Задействуется в трех случаях:
- запоминается только смысл информации
- усваивается и значение, и точное словесное выражение мыслей
- остается в недрах памяти буквальное высказывание идеи, но не смысл
Словесно-логическая память разделяется на логическую и механическую. Первый вид строится на понимании и установлении связей, а второй проявляется с помощью долгого повторения материала.
Эйдетическая
Психологи так называют фотографическую память. Человек, который имеет эту способность, может запоминать очень многое. Он будто фотографирует объекты и затем, через время, способен их описать в деталях.
Социальная (коллективная)
Это данные, которые накопились в голове человека, живущего длительный период в определенном социуме (национальные праздники, памятные даты конкретного региона, исторические события).
Пространственная
Сознание усваивает данные об адаптации человека там, где он находится в настоящее время. Этот опыт помогает ориентироваться на знакомой местности.

senivpetro / freepik.com
В психологии также выделяют виды памяти человека по цели фиксации данных:
- Произвольная. Субъект старается запомнить конкретную информацию, использует свои ресурсы, применяет волю, мотивацию. Обычно этот тип активно задействуют в процессе обучения, когда нужно ознакомиться с совершенно новой темой
- Непроизвольная. Здесь никто не старается ничего запоминать. Усвоение и сохранение данных осуществляется само собой
Непроизвольную память может как помочь человеку, так и навредить. Специалисты и педагоги используют игры и профессиональные методы, чтобы посеять в подсознании личности необходимую информацию, которая в дальнейшем будет помогать ей. В то же время недобросовестные люди используют это свойство памяти с целью манипуляции окружающими.
По организации процесса различают:
- Эпизодическую память. Сюда относятся важные даты, детали, события. Эмоции могут усиливать запоминание, но этот тип памяти включает и нейтральные события
- Семантическую память. Человек усваивает структурированные знания о мире — значения слов, концепты, факты
- Процедурную память. Отвечает за автоматизированные навыки и действия. Сюда можно отнести обучение игре на фортепиано, катанию на коньках, управлению автомобилем

freepik / freepik.com
Итак, усваивание информации – сложный когнитивный процесс, без которого нельзя представить жизнь общества в целом. Существует много видов и процессов памяти в психологии. У разных людей лучше развиты те или иные аспекты памяти, но все ее виды можно тренировать и укреплять.
Теории памяти в психологии
Учеными издавна изучаются механизмы запоминания и усваивания информации. Они выделяют следующие основные системы:
Теория Д. Хебба
Суть:
- Кратковременная память — это процесс, который происходит благодаря повторной активации импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Ему не сопутствуют морфологические трансформации
- Долговременная память основывается на структурных изменениях, которые появляются из-за преобразования межклеточных контактов — синапсов
Повторное возбуждение нейронов в цепи содействует возникновению долговременных трансформаций, обусловленных ростом синаптических соединений и масштабированием площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После налаживания связей эти элементы формируют клеточное образование, и любое возбуждение даже одного из него нейрона провоцирует активацию всей группы.
Реверберационная теория Лоренте де Но
Аксоны одних нервных клеток контактируют не только с дендритами других. Они имеют возможность возвращаться назад, к телу своей же. Данная конструкция нервных контактов способствует циркуляции нервного импульса по реверберирующим кругам возбуждения разного уровня сложности.
Таким образом, появляющийся в клетке импульс возвращается к ней мгновенно или через промежуточную цепь нейронов, и сохраняет в ней раздражение. Именно в реверберационном круге осуществляется переход из кратковременной в долговременную память.
Нейронные модели памяти
Суть нейронной модели Соколова:
- Различная информация закодирована в структурах мозга в виде специальных векторов памяти. Они образуются комплексом постсинаптических локусов на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость
- Такой вектор считается единицей структурного кода памяти и включает комплекс постсинаптических потенциалов различной амплитуды. Размерности всех подобных структур восприятия и памяти идентичны
В том случае, когда узор потенциалов в полной мере совпадает с орнаментом проводимостей – происходит распознавание воспринимаемого сигнала.
Синаптическая теория памяти (Г.Линч и М. Бодри)
В процессе движения импульса через конкретную группу нейронов происходят устойчивые трансформации синаптической проводимости в рамках определенной нейронной группы. Возникающее во время запоминания повторное возбуждение, по мнению ученых, сопутствует повышению концентрации кальция в постсинаптической мембране. Это в результате ведет к расщеплению одного из ее белков.
После этого процесса освобождаются неявные и неактивные до этого момента белковые рецепторы (глутаматные рецепторы). Это происходит из-за увеличения диаметра и роста активности аксошипикового синапса. Это самый пластичный контакт между нейронами. В то же время появляются новые шипики на дендритах и растет количество и величина синапсов.
В результате экспериментов специалисты доказали, что происходят морфологические трансформации, которые приводят к формированию следа памяти.
Виды нарушения памяти в психологии
Важно сказать о видах нарушения памяти в психологии. Это аномальный процесс, обусловленный невозможностью в полной мере сохранять, усваивать и применять на практике информацию, полученную в момент восприятия окружающей действительности. Симптомы могут возникать как неожиданно, так и постепенно, но уверенно прогрессировать.
Александр Лурия разработал классификацию типов нарушений в соответствии с действием патогенных механизмов:

freepik / freepik.com
- Модально-неспецифические. Выражаются дефективным сохранением следов воздействий разной модальности (зрительной, двигательной, слуховой). Процессы связаны с травмой глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим торможением следов. Состояние может возникать при корсаковском синдроме во время алкогольной интоксикации
- Модально-специфические. Трудности появляются при сохранении и воспроизведении информации конкретной модальности. Патологии возникают из-за травм корковых зон анализаторов. Торможение следов происходит из-за интерферирующих влияний. В некоторых случаях осуществляется аномальная трансформация акустической, зрительно-пространственной, слуховой, двигательной памяти
- Системно-специфические. Здесь проблемы возникают из-за травм речевых областей мозга. Процесс систематизации, организации входящих данных с помощью смысловой словесной переработки становится затруднительным
Некоторые виды нарушения памяти в психологии носят количественный характер. Присутствуют следующие признаки:
- Амнезия. Человек не помнит определенные события, произошедшие в конкретный период. По временной характеристике к знаковому инциденту амнезия делится на ретроградную, ретроантероградную, антероградную. Иногда происходит полная утрата практически всех воспоминаний
- Гипермнезия. Это патологическое усиление памяти, в результате чего человек может запоминать и воссоздавать большой объем информации за длительный период
- Гипомнезия. Частичное снижение памяти (бывает постоянным и временным)
В зависимости от того, насколько поражен компонент памяти, выделяют такие признаки:
- Фиксационная амнезия: частично или в полном объеме утрачивается способность к запоминанию событий, происходящих в данный момент, и новой информации
- Анэкфория: человеку непросто в нужное время воссоздать полученную ранее информацию

stockking / freepik.com
В зависимости объекта воспоминаний выделяют симптомы неполного удаления информации:
- Аффектогенная амнезия: человек не фиксирует только очень значимые события, которые привели к стрессу
- Скотомизация: воспоминания устраняются фрагментами, не полностью. Но это не имеет связи с сильным эмоциональным переживанием
- Истерическая амнезия: потеря воспоминаний о событиях, связанных с психологическим стрессом или внутренним конфликтом»
Специалисты выделяют следующие симптомы качественной патологии воспоминаний:
- Псевдореминисценция. Дыры в памяти вытесняются другими воспоминаниями событий, которые случались с субъектом в иной временной период
- Конфабуляция. Все пробелы человек замещает выдуманными событиями, которых никогда не было в его жизни
- Криптомнезия. Дефекты воспоминаний устраняются с помощью информации из СМИ, газет, журналов, из снов. Иногда человек выдает чужие произведения искусства за свои
- Эхомнезия. Субъект воспринимает происходящее сейчас как события из прошлого
Очень важно знать и различать основные виды нарушений памяти в психологии. Эта тема имеет значение также для родителей, чьи дети страдают от подобных проблем. У малышей нарушения памяти проявляются при СДВГ, в процессе обучения, умственной отсталости, дислексии и т. д.
Причины нарушения памяти
Существует множество причин плохого запоминания данных и событий из жизни:
- во-первых, мозгу сложно обработать и запомнить весь поток поступающей извне информации (однако учеными не установлен точный объем памяти человека)
- во-вторых, определенные воспоминания утрачивают актуальность. Если данными периодически не пользоваться, то они постепенно забываются
- в-третьих, для человека не вся информация важна. Память достаточно избирательна: значимые моменты остаются надолго. Например, многие до сих пор знают наизусть короткие стихотворения из детства, выученные вместе с родителями или другими важными людьми
Трудности с запоминанием могут быть причиной различных болезней. Врачи выделяют такую патологию, как астенический синдром. Он проявляется при регулярных психоэмоциональных нагрузках, физических слабостях, тревожности, стрессе. Органические болезни ЦНС и психические аномалии вызывают частичную потерю памяти или существенное ее ухудшение.
Специалисты выделяют следующие причины мнестических нарушений:
- Переутомление. Сильные физические, эмоциональные и умственные нагрузки приводят к стрессу и функциональному снижению когнитивных процессов. Неправильное питание, нарушенный распорядок дня также могут стать причиной плохой памяти
- Соматические болезни. Патологии физического характера сопровождает общее истощение. В некоторых случаях человеку сложно запоминать данные из-за астенизации, перенесения внимания с информации, поступающей из окружающего мира, на ощущения в организме
- Вредные привычки. Поражения головного мозга, интоксикация печени, гиповитаминоз также значительно ухудшают память. Стойкий когнитивный дефицит возникает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией
- Нарушение кровообращения в мозгу. Атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм, преклонный возраст – наиболее распространенные причины патологии. В группе риска также находятся люди, страдающие от повышенного давления
- Черепно-мозговые травмы. Существенные трансформации память претерпевает в острый и отдаленный периоды ЧМТ. У человека могут возникать трудности с запоминанием абсолютно новой информации. При серьезных травмах пациент может забыть абсолютно все, включая имя, фамилию, место проживания, родственников и так далее
- Дегенеративные процессы в ЦНС. Физиологическое старение предусматривает инволюционные трансформации – уменьшается объем тканей, число клеток, скорость метаболизма. Память и другие познавательные функции ослабевают. Такие патологии, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, хорея Гентингтона, приводят к стойкой дисфункции
- Психические нарушения. Когнитивный дефект появляется при деменциях разной степени, шизофрении. Эпилепсия также воздействует не только на психику, но и на память
- Умственная отсталость. Сложная беременность, тяжелые роды и соответствующая наследственность могут стать причинами патологии. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении

freepic.diller / freepik.com
Это не полный список аномалий, которые могут быть причиной плохой памяти. Каждый случай индивидуален и требует консультации специалиста.
Как поддерживать память
Как уже отмечалось выше, в когнитивной психологии существуют различные виды памяти. Их можно и нужно развивать. Специалисты советуют обратить внимание на следующие аспекты:
Питание
Правильный режим и поступление в организм достаточного количества витаминов и минералов вместе с едой очень важно для здоровья и, в частности, памяти.
Нутрициологи советуют обратить внимание на средиземноморскую диету. Продукты, которые ею разрешены, содержат жирные кислоты омега-3, без которых невозможно создание новых клеток. В основном это морепродукты, рыба, фрукты и овощи, орехи, зелень.

jcomp / freepik.com
Также большую пользу для памяти несут:
- ягоды: черника, черная смородина, ежевика, которые богаты антиоксидантами
- цитрусовые: апельсины, мандарины, лимоны, насыщают организм витамином С
- брокколи – содержит витамины С и К, фолиевую кислоту
- яйца – источник В6 и В12, холина, фолиевой кислоты
Для здоровья важно питаться регулярно, 3 раза в день, убрать диеты и строгие ограничения.
Физическая активность
Физкультура – синоним здоровья и долголетия. Во время занятий спортом нервные клетки обновляются, в кровь поступает большое количество кислорода, питающего нейроны, улучшается активность мозга. Благодаря этому человек может зафиксировать больше материала и дольше сохранять его в памяти.

prostooleh / freepik.com
Движения помогают заучивать тему прямо в процессе чтения. Специалисты советуют во время знакомства с информацией ходить по комнате, приседать, махать руками и так далее. Умеренная физическая активность способствует хорошему усвоению прочитанного.
- Быстрая ходьба или бег. Специалисты рекомендуют заниматься не менее 40 минут ежедневно. За это время приток крови к мозгу увеличивается на 15 %. В то же время происходит рост мозговых клеток в гиппокампе — отделе мозга, который несет ответственность за трансформацию краткосрочных воспоминаний в стабильные
- Силовые тренировки. Занятия способствуют увеличению объема гиппокампа. При этом интенсивность и количество тренировок не должны быть чрезмерно интенсивными. Вполне достаточно двух раз в неделю по 20–30 минут
Чтобы улучшить память даже не обязательно посещать спортзал. Можно делать простую зарядку по утрам в домашних условиях.
Положительные эмоции
«Гормон счастья» или дофамин благотворно воздействует на долговременную память. Те, у кого уровень гормона оптимальный, прекрасно усваивают и сохраняют в памяти любую информацию, меньше утомляются и лучше себя чувствуют.
Чтобы поддерживать дофамин на хорошем уровне, необходимо соблюдать режим дня (ложиться не позже 23.00 и просыпаться не раньше 8.00).
Хорошее настроение положительно влияет на процесс запоминания. Эмоционально окрашенные события воспринимаются и остаются в памяти на более долгий срок, чем нейтральные. Таким же образом на людей оказывает влияние и окружающая действительность (если им радостно и весело – все запоминается быстро). Напротив, при подавленном настроении человек все воспринимает как в тумане.
Постоянная тренировка памяти
При изучении видов долговременной памяти в психологии можно обнаружить, что запоминание повышается от активного использования. То есть эта функция поддается тренировке точно так же, как и мышцы.
Методы улучшения памяти:
- Не записывать, а держать в голове список задач на сегодня. Можно начать с небольшого списка (4-5 пунктов) и ставить галочку в уме рядом с достигнутыми целями. Специалисты отмечают, что человек способен удерживать в уме от 5 до 9 важных дел
- Запоминать наизусть важные номера телефонов. Здесь помогут мнемонические приемы (разделить номер на пары цифр и к каждой придумать определенную ассоциацию)
- Удерживать в уме даты (дни рождения друзей и родственников)
- Замечать расположение предметов в комнатах, примечательные черты окружающих, и стараться их запомнить
- Откладывать в уме внешность и примечательные черты окружающих
Для «прокачки» памяти существуют интересные и полезные приложения – Lumosity или Peak. Их можно использовать в комплексе с упражнениями и другими техниками.
Полезные занятия для тренировки памяти
- Изучение иностранных языков. Это хобби помогает не только улучшить память, но и повышает уровень интеллекта, расширяет кругозор, развивает концентрацию и творческое мышление
- Рукоделие. Алмазная мозаика, вязание, вышивка, декупаж, макраме стимулируют работу мозга, тем самым улучшая процесс усвоения информации
- Чтение стихов наизусть. Благодаря этому занятию количество нейронных связей увеличивается, работа мозга становится более продуктивной
- Чтение книг. Даже если уделять литературе 30–40 минут ежедневно, можно повысить активность мозга и сформировать новые синапсы. При этом специалисты советуют выбирать книгу по душе. Именно положительные эмоции от чтения помогут запомнить информацию более продуктивно
Ученые также рекомендуют время от времени «нагружать» память и вспоминать события из прошлого. Это помогает укрепить нейронные сети, которые отвечают за кодирование информации. Регулярные тренировки развивают скорости запоминания данных.
Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии
Какие из них преобладают у человека?
Основные виды образной памяти в психологии: слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, зрительная. Каждый человек воспринимает и усваивает информацию по-своему. Кому-то нужно увидеть объект, другому необходимо попробовать на ощупь, чтобы лучше запомнить.
Какие типы памяти являются базовыми?
Это:
- Фенотипическая память. Те данные, которые отложились в голове в процессе онтогенеза
- Генотипическая память. Это результат безусловных рефлексов и инстинктов
Какие виды памяти помогают в учебе?
Сюда можно отнести рабочую (оперативную), краткосрочную и долговременную. У каждого вида – свои задачи и цели. Специалисты подчеркивают: для перехода информации из кратко- в долгосрочную память нужен полноценный сон. Именно из-за отсутствия нормального отдыха многие студенты и проваливают экзамены.
Какие есть книги о видах памяти в психологии?
Литература:
- «Память», авторы Бэддели А., Айзенк М
- «В поисках памяти», автор Кандель Э
- «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)», автор Лурия А
- Уильям Аткинсон, «Память и уход за ней»
Эта литература знакомит с принципами работы памяти: от восприятия информации до ее усваивания и воспроизведения.
Память – это сложный комплексный процесс. Он помогает человеку воспринимать и удерживать в уме важную информация, а затем применять ее. В психологии существует множество видов и свойств памяти. У каждого ее типа есть свои характеристики и назначение. Очень важно понимать и отличать их. Регулярные тренировки и внимательное отношение к рекомендациям специалистов помогут сохранить память ясной на долгие годы.
Изображение на шапке: freepik / freepik.com






