Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

05.11.2025
55
Время чтения: 16 минут
Обновлено: 05.11.2025
Сохранить статью:
Содержание
  1. Что такое память
  2. Виды памяти в психологии
  3. Мгновенная (сенсорная) память
  4. Рабочая (оперативная) память
  5. Кратковременная память
  6. Долговременная память
  7. Образная
  8. Моторная
  9. Эмоциональная
  10. Словесно-логическая
  11. Эйдетическая
  12. Социальная (коллективная)
  13. Пространственная
  14. Теории памяти в психологии
  15. Теория Д. Хебба
  16. Реверберационная теория Лоренте де Но
  17. Нейронные модели памяти
  18. Синаптическая теория памяти (Г.Линч и М. Бодри)
  19. Виды нарушения памяти в психологии
  20. Причины нарушения памяти
  21. Как поддерживать память
  22. Питание
  23. Физическая активность
  24. Положительные эмоции
  25. Постоянная тренировка памяти
  26. Полезные занятия для тренировки памяти
  27. Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии
  28. Какие из них преобладают у человека?
  29. Какие типы памяти являются базовыми?
  30. Какие виды памяти помогают в учебе?
  31. Какие есть книги о видах памяти в психологии?
  32. PDF
    Гайд «Как использовать ChatGPT в практике психолога» Скачать бесплатно

О чем речь? Виды памяти в психологии классифицируются в зависимости от длительности воспроизведения, канала поступления данных, цели их фиксации, а также от организации процесса. К основным относят сенсорную, кратковременную, долговременную, оперативную, эпизодическую, семантическую и процедурную.

На что обратить внимание? Виды памяти в психологии, их отличия и особенности работы полезно знать для качественного запоминания информации и улучшения мнемонических процессов. Важно постоянно тренировать ее как с помощью заботы о себе, так и применяя различные упражнения и техники.

Что такое память

Прежде чем рассматривать, какие виды памяти выделяют в психологии, следует дать определение самого термина. Итак, память — это познавательный процесс, который объединяет прошлое, настоящее и будущее человека. Без нее невозможно развиваться и самосовершенствоваться. Она помогает сохранять в сознании и применять информацию и жизненный опыт.

Специалисты выделяют следующие процессы в памяти:

  • Запоминание. Зафиксировать информацию в голове можно разными методами (случайно или целенаправленно). Обычно запоминается легче то, что важно для человека (потребности, чувства, интересы). При этом доминирующую роль в процессе играет повторение. Это главный механизм запоминания. Но сейчас в психологии также подчеркивается значение осмысленности материала, эмоциональной вовлеченности и ассоциаций
  • Сохранение. Здесь мозг обрабатывает, систематизирует и обобщает полученные данные. Хорошо осмысленная и усвоенная информация остается в голове надолго. Поэтому специалисты советуют анализировать и тщательно разбирать тему, а не зубрить
  • Воспроизведение, узнавание. Процесс воссоздания в памяти накануне усвоенной информации. Узнавание отличается от воспроизведения тем, что осуществляется при повторной встрече с темой или с объектом. Воспроизведение же происходит без объекта — человек нарочно старается что-то припомнить
  • Забывание. Информация через определенное время уходит из головы. Это происходит при отсутствии повторения и регулярного пользования ею. Также человек быстро забывает то, что ему не интересно

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

Таким образом, понятие памяти в психологии включает процесс познания. И он имеет конкретные характеристики:

  • Объем памяти — количество элементов информации, которые человек способен удерживать в рабочей или долговременной памяти
  • Быстрота запоминания и воспроизведения — скорость кодирования новой информации и извлечения уже усвоенной
  • Точность воспроизведения — качество и верность возвращения информации. Сюда можно отнести ответ студента на экзамене, пересказ недавно прочитанного романа
  • Длительность хранения — период времени, в течение которого информация сохраняется в памяти. Каждый из своего опыта знает, что неважная информация быстро забывается. Например, экзаменационные билеты, литература на лето

Память неразрывно связана с деятельностью организма. Каждое действие (чтение, ходьба, разгадывание кроссвордов) включает в работу конкретные области мозга. Образно память можно представить как производственный цех, где информация обрабатывается, систематизируется и хранится, причем процессы идут одновременно и согласованно.

Виды памяти в психологии

Запоминание – особый когнитивный процесс, благодаря которому человек можем воспринимать, сохранять и воссоздавать информацию и полученный им опыт. Виды и типы памяти в психологии классифицируются в зависимости от цели, длительности и метода усвоения.

По длительности воспроизведения различают:

Мгновенная (сенсорная) память

Ее работа неразрывно связана с органами чувств (обоняние, слух, зрение, вкус, осязание). Длительность следа — 0,1 до 0,5 с. Этот тип представляет собой полное остаточное впечатление, которое появляется от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.

Сенсорная память

freepik / freepik.com

Рабочая (оперативная) память

В психологии этот тип запоминания носит конкретный, четко заданный срок. Обеспечивает удержание и обработку информации на короткий период (от нескольких секунд до тех пор, пока текущая задача не будет завершена). Этот вид является промежуточным между кратковременным и долговременным типом.

Кратковременная память

Длительность удержания мнемических следов при этом не больше 10–30 секунд, в среднем 20 (без повторения). Этот тип памяти хранит не полный, а обобщенный образ воспринятого, его самые главные детали.

Функционирует без предварительной сознательной установки на запоминание, однако с тенденцией на воссоздание информации в будущем. При этом главным показателем здесь является объем. Этот тип неразрывно связан с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти туда поступают лишь те данные, которые откликаются его потребностям и интересам, привлекают его внимание.

Долговременная память

Этот вид памяти – часть подсознания. Помогает удерживать данные достаточно долго. Те знания, которые необходимые в конкретную минуту, могут извлекаться по мере необходимости и снова сохраняться в памяти. Сюда относятся рождение детей, школьный выпускной, свадьба, развод, переезд, отпуск и так далее.

Для эффективного закрепления информации важны внимание и мышление. Эти две характеристики помогают человеку фиксировать и воспроизводить информацию в дальнейшем.

По типу психической активности или по содержанию данных (берется во внимание канал поступления информации и ее качество) память бывает:

Образная

Делится на подвиды в зависимости от того, через какие органы воспринимается информация:

  • зрительная (через зрение поступает около 80 % данных)
  • вкусовая
  • слуховая
  • тактильная (через прикосновения)
  • обонятельная

Моторная

Память на привычные движения и действия.

Моторная память

freepik / freepik.com

Эмоциональная

Здесь учитываются все позитивные и негативные жизненные моменты, травмирующие события, яркие эпизоды. Сильные эмоции повышают вероятность запоминания событий. Это может как помогать адаптации, так и приводить к развитию травматических воспоминаний.

Словесно-логическая

Вид образной памяти в психологии, связана с использованием речи и мышления. Задействуется в трех случаях:

  • запоминается только смысл информации
  • усваивается и значение, и точное словесное выражение мыслей
  • остается в недрах памяти буквальное высказывание идеи, но не смысл

Словесно-логическая память разделяется на логическую и механическую. Первый вид строится на понимании и установлении связей, а второй проявляется с помощью долгого повторения материала.

Эйдетическая

Психологи так называют фотографическую память. Человек, который имеет эту способность, может запоминать очень многое. Он будто фотографирует объекты и затем, через время, способен их описать в деталях.

Социальная (коллективная)

Это данные, которые накопились в голове человека, живущего длительный период в определенном социуме (национальные праздники, памятные даты конкретного региона, исторические события).

Пространственная

Сознание усваивает данные об адаптации человека там, где он находится в настоящее время. Этот опыт помогает ориентироваться на знакомой местности.

Пространственная память

senivpetro / freepik.com

В психологии также выделяют виды памяти человека по цели фиксации данных:

  • Произвольная. Субъект старается запомнить конкретную информацию, использует свои ресурсы, применяет волю, мотивацию. Обычно этот тип активно задействуют в процессе обучения, когда нужно ознакомиться с совершенно новой темой
  • Непроизвольная. Здесь никто не старается ничего запоминать. Усвоение и сохранение данных осуществляется само собой

Непроизвольную память может как помочь человеку, так и навредить. Специалисты и педагоги используют игры и профессиональные методы, чтобы посеять в подсознании личности необходимую информацию, которая в дальнейшем будет помогать ей. В то же время недобросовестные люди используют это свойство памяти с целью манипуляции окружающими.

По организации процесса различают:

  • Эпизодическую память. Сюда относятся важные даты, детали, события. Эмоции могут усиливать запоминание, но этот тип памяти включает и нейтральные события
  • Семантическую память. Человек усваивает структурированные знания о мире — значения слов, концепты, факты
  • Процедурную память. Отвечает за автоматизированные навыки и действия. Сюда можно отнести обучение игре на фортепиано, катанию на коньках, управлению автомобилем
Процедурная память

freepik / freepik.com

Итак, усваивание информации – сложный когнитивный процесс, без которого нельзя представить жизнь общества в целом. Существует много видов и процессов памяти в психологии. У разных людей лучше развиты те или иные аспекты памяти, но все ее виды можно тренировать и укреплять.

Теории памяти в психологии

Учеными издавна изучаются механизмы запоминания и усваивания информации. Они выделяют следующие основные системы:

Теория Д. Хебба

Суть:

  • Кратковременная память — это процесс, который происходит благодаря повторной активации импульсной активности в замкнутых цепях нейронов. Ему не сопутствуют морфологические трансформации
  • Долговременная память основывается на структурных изменениях, которые появляются из-за преобразования межклеточных контактов — синапсов

Повторное возбуждение нейронов в цепи содействует возникновению долговременных трансформаций, обусловленных ростом синаптических соединений и масштабированием площади их контакта между пресинаптическим аксоном и постсинаптической клеточной мембраной. После налаживания связей эти элементы формируют клеточное образование, и любое возбуждение даже одного из него нейрона провоцирует активацию всей группы.

Реверберационная теория Лоренте де Но

Аксоны одних нервных клеток контактируют не только с дендритами других. Они имеют возможность возвращаться назад, к телу своей же. Данная конструкция нервных контактов способствует циркуляции нервного импульса по реверберирующим кругам возбуждения разного уровня сложности.

Таким образом, появляющийся в клетке импульс возвращается к ней мгновенно или через промежуточную цепь нейронов, и сохраняет в ней раздражение. Именно в реверберационном круге осуществляется переход из кратковременной в долговременную память.

Нейронные модели памяти

Суть нейронной модели Соколова:

  • Различная информация закодирована в структурах мозга в виде специальных векторов памяти. Они образуются комплексом постсинаптических локусов на теле нейрона-детектора, имеющих разную электрическую проводимость
  • Такой вектор считается единицей структурного кода памяти и включает комплекс постсинаптических потенциалов различной амплитуды. Размерности всех подобных структур восприятия и памяти идентичны

В том случае, когда узор потенциалов в полной мере совпадает с орнаментом проводимостей – происходит распознавание воспринимаемого сигнала.

Синаптическая теория памяти (Г.Линч и М. Бодри)

В процессе движения импульса через конкретную группу нейронов происходят устойчивые трансформации синаптической проводимости в рамках определенной нейронной группы. Возникающее во время запоминания повторное возбуждение, по мнению ученых, сопутствует повышению концентрации кальция в постсинаптической мембране. Это в результате ведет к расщеплению одного из ее белков.

После этого процесса освобождаются неявные и неактивные до этого момента белковые рецепторы (глутаматные рецепторы). Это происходит из-за увеличения диаметра и роста активности аксошипикового синапса. Это самый пластичный контакт между нейронами. В то же время появляются новые шипики на дендритах и растет количество и величина синапсов.

В результате экспериментов специалисты доказали, что происходят морфологические трансформации, которые приводят к формированию следа памяти.

Виды нарушения памяти в психологии

Важно сказать о видах нарушения памяти в психологии. Это аномальный процесс, обусловленный невозможностью в полной мере сохранять, усваивать и применять на практике информацию, полученную в момент восприятия окружающей действительности. Симптомы могут возникать как неожиданно, так и постепенно, но уверенно прогрессировать.

Александр Лурия разработал классификацию типов нарушений в соответствии с действием патогенных механизмов:

Симптомы нарушения памяти

freepik / freepik.com

  • Модально-неспецифические. Выражаются дефективным сохранением следов воздействий разной модальности (зрительной, двигательной, слуховой). Процессы связаны с травмой глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим торможением следов. Состояние может возникать при корсаковском синдроме во время алкогольной интоксикации
  • Модально-специфические. Трудности появляются при сохранении и воспроизведении информации конкретной модальности. Патологии возникают из-за травм корковых зон анализаторов. Торможение следов происходит из-за интерферирующих влияний. В некоторых случаях осуществляется аномальная трансформация акустической, зрительно-пространственной, слуховой, двигательной памяти
  • Системно-специфические. Здесь проблемы возникают из-за травм речевых областей мозга. Процесс систематизации, организации входящих данных с помощью смысловой словесной переработки становится затруднительным

Некоторые виды нарушения памяти в психологии носят количественный характер. Присутствуют следующие признаки:

  • Амнезия. Человек не помнит определенные события, произошедшие в конкретный период. По временной характеристике к знаковому инциденту амнезия делится на ретроградную, ретроантероградную, антероградную. Иногда происходит полная утрата практически всех воспоминаний
  • Гипермнезия. Это патологическое усиление памяти, в результате чего человек может запоминать и воссоздавать большой объем информации за длительный период
  • Гипомнезия. Частичное снижение памяти (бывает постоянным и временным)

В зависимости от того, насколько поражен компонент памяти, выделяют такие признаки:

  • Фиксационная амнезия: частично или в полном объеме утрачивается способность к запоминанию событий, происходящих в данный момент, и новой информации
  • Анэкфория: человеку непросто в нужное время воссоздать полученную ранее информацию
Анэкфория

stockking / freepik.com

В зависимости объекта воспоминаний выделяют симптомы неполного удаления информации:

  • Аффектогенная амнезия: человек не фиксирует только очень значимые события, которые привели к стрессу
  • Скотомизация: воспоминания устраняются фрагментами, не полностью. Но это не имеет связи с сильным эмоциональным переживанием
  • Истерическая амнезия: потеря воспоминаний о событиях, связанных с психологическим стрессом или внутренним конфликтом»

Специалисты выделяют следующие симптомы качественной патологии воспоминаний:

  • Псевдореминисценция. Дыры в памяти вытесняются другими воспоминаниями событий, которые случались с субъектом в иной временной период
  • Конфабуляция. Все пробелы человек замещает выдуманными событиями, которых никогда не было в его жизни
  • Криптомнезия. Дефекты воспоминаний устраняются с помощью информации из СМИ, газет, журналов, из снов. Иногда человек выдает чужие произведения искусства за свои
  • Эхомнезия. Субъект воспринимает происходящее сейчас как события из прошлого

Очень важно знать и различать основные виды нарушений памяти в психологии. Эта тема имеет значение также для родителей, чьи дети страдают от подобных проблем. У малышей нарушения памяти проявляются при СДВГ, в процессе обучения, умственной отсталости, дислексии и т. д.

Причины нарушения памяти

Существует множество причин плохого запоминания данных и событий из жизни:

  • во-первых, мозгу сложно обработать и запомнить весь поток поступающей извне информации (однако учеными не установлен точный объем памяти человека)
  • во-вторых, определенные воспоминания утрачивают актуальность. Если данными периодически не пользоваться, то они постепенно забываются
  • в-третьих, для человека не вся информация важна. Память достаточно избирательна: значимые моменты остаются надолго. Например, многие до сих пор знают наизусть короткие стихотворения из детства, выученные вместе с родителями или другими важными людьми

Трудности с запоминанием могут быть причиной различных болезней. Врачи выделяют такую патологию, как астенический синдром. Он проявляется при регулярных психоэмоциональных нагрузках, физических слабостях, тревожности, стрессе. Органические болезни ЦНС и психические аномалии вызывают частичную потерю памяти или существенное ее ухудшение.

Специалисты выделяют следующие причины мнестических нарушений:

  • Переутомление. Сильные физические, эмоциональные и умственные нагрузки приводят к стрессу и функциональному снижению когнитивных процессов. Неправильное питание, нарушенный распорядок дня также могут стать причиной плохой памяти
  • Соматические болезни. Патологии физического характера сопровождает общее истощение. В некоторых случаях человеку сложно запоминать данные из-за астенизации, перенесения внимания с информации, поступающей из окружающего мира, на ощущения в организме
  • Вредные привычки. Поражения головного мозга, интоксикация печени, гиповитаминоз также значительно ухудшают память. Стойкий когнитивный дефицит возникает у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией
  • Ухудшение памяти из-за алкоголя

    freepic.diller / freepik.com

  • Нарушение кровообращения в мозгу. Атеросклероз мозговых сосудов, инсульт, спазм, преклонный возраст – наиболее распространенные причины патологии. В группе риска также находятся люди, страдающие от повышенного давления
  • Черепно-мозговые травмы. Существенные трансформации память претерпевает в острый и отдаленный периоды ЧМТ. У человека могут возникать трудности с запоминанием абсолютно новой информации. При серьезных травмах пациент может забыть абсолютно все, включая имя, фамилию, место проживания, родственников и так далее
  • Дегенеративные процессы в ЦНС. Физиологическое старение предусматривает инволюционные трансформации – уменьшается объем тканей, число клеток, скорость метаболизма. Память и другие познавательные функции ослабевают. Такие патологии, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, хорея Гентингтона, приводят к стойкой дисфункции
  • Психические нарушения. Когнитивный дефект появляется при деменциях разной степени, шизофрении. Эпилепсия также воздействует не только на психику, но и на память
  • Умственная отсталость. Сложная беременность, тяжелые роды и соответствующая наследственность могут стать причинами патологии. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении

Это не полный список аномалий, которые могут быть причиной плохой памяти. Каждый случай индивидуален и требует консультации специалиста.

Как поддерживать память

Как уже отмечалось выше, в когнитивной психологии существуют различные виды памяти. Их можно и нужно развивать. Специалисты советуют обратить внимание на следующие аспекты:

Питание

Правильный режим и поступление в организм достаточного количества витаминов и минералов вместе с едой очень важно для здоровья и, в частности, памяти.

Нутрициологи советуют обратить внимание на средиземноморскую диету. Продукты, которые ею разрешены, содержат жирные кислоты омега-3, без которых невозможно создание новых клеток. В основном это морепродукты, рыба, фрукты и овощи, орехи, зелень.

Питание для улучшения памяти

jcomp / freepik.com

Также большую пользу для памяти несут:

  • ягоды: черника, черная смородина, ежевика, которые богаты антиоксидантами
  • цитрусовые: апельсины, мандарины, лимоны, насыщают организм витамином С
  • брокколи – содержит витамины С и К, фолиевую кислоту
  • яйца – источник В6 и В12, холина, фолиевой кислоты

Для здоровья важно питаться регулярно, 3 раза в день, убрать диеты и строгие ограничения.

Физическая активность

Физкультура – синоним здоровья и долголетия. Во время занятий спортом нервные клетки обновляются, в кровь поступает большое количество кислорода, питающего нейроны, улучшается активность мозга. Благодаря этому человек может зафиксировать больше материала и дольше сохранять его в памяти.

Физическая активность

prostooleh / freepik.com

Движения помогают заучивать тему прямо в процессе чтения. Специалисты советуют во время знакомства с информацией ходить по комнате, приседать, махать руками и так далее. Умеренная физическая активность способствует хорошему усвоению прочитанного.

  • Быстрая ходьба или бег. Специалисты рекомендуют заниматься не менее 40 минут ежедневно. За это время приток крови к мозгу увеличивается на 15 %. В то же время происходит рост мозговых клеток в гиппокампе — отделе мозга, который несет ответственность за трансформацию краткосрочных воспоминаний в стабильные
  • Силовые тренировки. Занятия способствуют увеличению объема гиппокампа. При этом интенсивность и количество тренировок не должны быть чрезмерно интенсивными. Вполне достаточно двух раз в неделю по 20–30 минут

Чтобы улучшить память даже не обязательно посещать спортзал. Можно делать простую зарядку по утрам в домашних условиях.

Положительные эмоции

«Гормон счастья» или дофамин благотворно воздействует на долговременную память. Те, у кого уровень гормона оптимальный, прекрасно усваивают и сохраняют в памяти любую информацию, меньше утомляются и лучше себя чувствуют.

Чтобы поддерживать дофамин на хорошем уровне, необходимо соблюдать режим дня (ложиться не позже 23.00 и просыпаться не раньше 8.00).

Хорошее настроение положительно влияет на процесс запоминания. Эмоционально окрашенные события воспринимаются и остаются в памяти на более долгий срок, чем нейтральные. Таким же образом на людей оказывает влияние и окружающая действительность (если им радостно и весело – все запоминается быстро). Напротив, при подавленном настроении человек все воспринимает как в тумане.

Постоянная тренировка памяти

При изучении видов долговременной памяти в психологии можно обнаружить, что запоминание повышается от активного использования. То есть эта функция поддается тренировке точно так же, как и мышцы.

Методы улучшения памяти:

  • Не записывать, а держать в голове список задач на сегодня. Можно начать с небольшого списка (4-5 пунктов) и ставить галочку в уме рядом с достигнутыми целями. Специалисты отмечают, что человек способен удерживать в уме от 5 до 9 важных дел
  • Запоминать наизусть важные номера телефонов. Здесь помогут мнемонические приемы (разделить номер на пары цифр и к каждой придумать определенную ассоциацию)
  • Удерживать в уме даты (дни рождения друзей и родственников)
  • Замечать расположение предметов в комнатах, примечательные черты окружающих, и стараться их запомнить
  • Откладывать в уме внешность и примечательные черты окружающих

Для «прокачки» памяти существуют интересные и полезные приложения – Lumosity или Peak. Их можно использовать в комплексе с упражнениями и другими техниками.

Полезные занятия для тренировки памяти

  • Изучение иностранных языков. Это хобби помогает не только улучшить память, но и повышает уровень интеллекта, расширяет кругозор, развивает концентрацию и творческое мышление
  • Рукоделие. Алмазная мозаика, вязание, вышивка, декупаж, макраме стимулируют работу мозга, тем самым улучшая процесс усвоения информации
  • Чтение стихов наизусть. Благодаря этому занятию количество нейронных связей увеличивается, работа мозга становится более продуктивной
  • Чтение книг. Даже если уделять литературе 30–40 минут ежедневно, можно повысить активность мозга и сформировать новые синапсы. При этом специалисты советуют выбирать книгу по душе. Именно положительные эмоции от чтения помогут запомнить информацию более продуктивно

Ученые также рекомендуют время от времени «нагружать» память и вспоминать события из прошлого. Это помогает укрепить нейронные сети, которые отвечают за кодирование информации. Регулярные тренировки развивают скорости запоминания данных.

Часто задаваемые вопросы о видах памяти в психологии

Какие из них преобладают у человека?

Основные виды образной памяти в психологии: слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, зрительная. Каждый человек воспринимает и усваивает информацию по-своему. Кому-то нужно увидеть объект, другому необходимо попробовать на ощупь, чтобы лучше запомнить.

Какие типы памяти являются базовыми?

Это:

  • Фенотипическая память. Те данные, которые отложились в голове в процессе онтогенеза
  • Генотипическая память. Это результат безусловных рефлексов и инстинктов

Какие виды памяти помогают в учебе?

Сюда можно отнести рабочую (оперативную), краткосрочную и долговременную. У каждого вида – свои задачи и цели. Специалисты подчеркивают: для перехода информации из кратко- в долгосрочную память нужен полноценный сон. Именно из-за отсутствия нормального отдыха многие студенты и проваливают экзамены.

Какие есть книги о видах памяти в психологии?

Литература:

  • «Память», авторы Бэддели А., Айзенк М
  • «В поисках памяти», автор Кандель Э
  • «Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)», автор Лурия А
  • Уильям Аткинсон, «Память и уход за ней»

Эта литература знакомит с принципами работы памяти: от восприятия информации до ее усваивания и воспроизведения.

Память – это сложный комплексный процесс. Он помогает человеку воспринимать и удерживать в уме важную информация, а затем применять ее. В психологии существует множество видов и свойств памяти. У каждого ее типа есть свои характеристики и назначение. Очень важно понимать и отличать их. Регулярные тренировки и внимательное отношение к рекомендациям специалистов помогут сохранить память ясной на долгие годы.

Изображение на шапке: freepik / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых