Восприятие в психологии: виды, уровни и свойства

14.10.2025
289
Время чтения: 13 минут
Обновлено: 14.10.2025
Сохранить статью:

О чем речь? Восприятие в психологии налаживает связь личности с окружающим миром. Благодаря этому процессу человек считывает поступающую в виде звуков, запахов, картинок, движения информацию.

Что учесть? Под воздействием внешних факторов и препаратов восприятие может нарушиться, появятся иллюзии и галлюцинации. Самостоятельно справиться с проблемой человеку не удастся, поэтому нужна помощь специалиста. А чтобы предоставить ее, психолог должен обладать соответствующими знаниями, регулярно повышая квалификацию.

Что такое восприятие в психологии

Восприятие в психологии представляет собой многогранное явление, которое можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, это активный познавательный механизм, посредством которого создаются мысленные образы внешнего мира и происходит отображение действительности в человеческом сознании. В данном контексте понятие функционирует как процесс, обозначая активную деятельность. С другой стороны, это результат такой деятельности — сформированный образ или представление.

В научной сфере преимущественно применяется процессуальное понимание данного феномена. Восприятие в психологии называется также перцептивным актом или перцепцией. Это характеризует индивидуальное, чувственное постижение окружающего пространства. Параллельно используются смежные термины: оценивание, усвоение, наблюдение.

Процессы восприятия в психологии представляют собой механизм познания, формирующий индивидуальную картину мира. Данный психический феномен заключается в целостном отображении объектов или событий при их воздействии на рецепторы органов чувств.

Если говорить кратко, то восприятие в психологии — метод, посредством которого индивид познает и осмысливает окружающую реальность в ходе жизнедеятельности. К примеру, в торговом центре, заметив привлекательный товар, человек берет его для определения фактуры, массы, плотности, окраски, аромата и вкуса, задействуя различные сенсорные системы (например, вкусовое восприятие при пробе пищи или зрительное при изучении книги).

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

Данные характеристики порождают множественные ощущения и восприятия в психологии, которые в совокупности создают образ предмета. Таким образом, перцепция является познавательным механизмом. На основе восприятия личность создает субъективное представление об объекте. Этот механизм представляет собой результат функционирования системы анализаторов.

В общей психологии восприятие — это не просто совокупность ощущений. Здесь включаются также персональные знания и представления о мире. Данный феномен тесно взаимосвязан с другими психическими механизмами, такими как память и мышление, речевая деятельность, мотивационная сфера, а также внимание.

Виды восприятия в психологии

В практике специалисты сталкиваются с необходимостью понимания разных типов перцептивных процессов у клиентов. Виды восприятия в психологии классифицируются по нескольким критериям, что имеет важное значение для диагностической работы и терапевтических интервенций. Понимание доминирующих перцептивных каналов клиента позволяет психологу более эффективно выстраивать коммуникацию и подбирать адекватные методы воздействия.

Классификация по сенсорной модальности

Типология основана на нейрофизиологических механизмах обработки информации и включает:

  • Визуальную перцепцию: обработка зрительной информации через затылочные доли коры головного мозга. В психотерапевтической практике важно учитывать, что клиенты с доминирующим визуальным каналом лучше воспринимают образные техники, иллюстрацию и работу с символами
  • Аудиальную перцепцию: обработка звуковой информации височными долями. Клиенты-аудиалы эффективно реагируют на вербальные интервенции, музыкотерапию и техники, связанные с внутренним диалогом
  • Обработка звуковой информации

    alireza_attari / unsplash.com

  • Тактильно-кинестетическую перцепцию: обработка соматосенсорной информации теменными долями. Включает тактильные, температурные, болевые и проприоцептивные ощущения. Особенно важна в телесно-ориентированной терапии
  • Ольфакторную перцепцию: обработка обонятельной информации лимбической системой. Тесно связана с эмоциональной памятью и может использоваться в работе с травматическими воспоминаниями
  • Густаторную перцепцию: обработка вкусовой информации. Часто связана с пищевым поведением и может быть релевантна при работе с расстройствами пищевого поведения

Классификация по доминирующему анализатору (репрезентативные системы)

Для практикующих психологов критически важно определить ведущую репрезентативную систему клиента. Это влияет на выбор терапевтических техник и стиль коммуникации:

  • Кинестетический тип: клиенты с доминированием соматосенсорной системы. Восприятие информации в психологииу данной группы происходит преимущественно через телесные ощущения и эмоциональные переживания. В речи преобладают предикаты: «чувствую», «ощущаю», «прикасаюсь», «давит», «тяжело». Эффективны техники телесной терапии, работа с дыханием, методы релаксации
  • Телесные ощущения

    freepik / freepik.com

  • Аудиальный тип. Это доминирование слуховой системы обработки информации. Клиенты используют аудиальные предикаты: «слышу», «звучит», «резонирует», «говорю себе». Хорошо реагируют на вербальные техники, работу с внутренним диалогом, музыкотерапию
  • Визуальный тип: преобладание зрительной системы восприятия. Характерны зрительные предикаты: «вижу», «представляю», «выглядит», «ярко», «туманно». Эффективны техники визуализации, работа с образами, арт-терапевтические методы

Диагностика ведущего анализатора осуществляется через наблюдение за речевыми паттернами клиента, движениями глаз, позой и предпочитаемыми способами получения информации. Этот подход особенно важен в нейролингвистическом программировании (НЛП) и эриксоновской терапии.

Полимодальное восприятие характеризуется сбалансированным использованием нескольких анализаторных систем. Такие клиенты демонстрируют гибкость в выборе стратегий восприятия в зависимости от ситуации.

Классификация по степени произвольности

С точки зрения клинической практики, важно различать:

  • Произвольное восприятие: контролируемый, целенаправленный процесс, требующий волевых усилий и внимания. В терапевтической работе связан с развитием осознанности, майндфулнесс-практиками и когнитивными техниками. Нарушения могут указывать на проблемы с концентрацией внимания, исполнительными функциями
  • Непроизвольное восприятие: автоматические перцептивные процессы, происходящие без сознательного контроля. Включает ориентировочные реакции, защитные рефлексы, автоматическое внимание к эмоционально значимым стимулам. Дисфункции данного процесса могут наблюдаться при тревожных расстройствах, ПТСР, диссоциативных расстройствах

Понимание механизмов произвольного и непроизвольного восприятия позволяет психологу более точно диагностировать характер нарушений и выбирать соответствующие интервенции.

Свойства восприятия

Объектная направленность — ключевое свойство восприятия в психологии, которое заключается в формировании завершенных смысловых образов конкретных объектов или явлений. Например, наблюдая за столом, мы формируем не фрагментарные впечатления от отдельных цветов и геометрических форм, а интегрированное представление о «столе».

Организованность — характеристика, обеспечивающая восприятие объектов не как изолированных единиц, а в системе определенных пространственных связей и отношений. Так, при наблюдении городской среды мы фиксируем не просто разрозненные строения, а их взаимное расположение и архитектурные связи.

Стабильность — относительная неизменность и устойчивость восприятия привычных объектов при варьировании внешних факторов. Мы продолжаем распознавать знакомые предметы при различных условиях освещенности, размере, угле обзора и других параметрах.

Типизация — обобщенное восприятие объектов, принадлежащих к одной категории. К примеру, мы легко классифицируем различные кресла как «кресла», не рассматривая каждое из них как уникальный неизвестный предмет.

Типизация

xz051571t / unsplash.com

Селективность — способность осознанно акцентировать внимание на определенных характеристиках объектов, игнорируя второстепенные. Так мы выделяем из общего перцептивного поля интересующий нас элемент.

Семантичность — понимание значения и смысла воспринимаемого объекта или обстановки на основе накопленного опыта. Данная особенность когнитивного восприятия в психологии отличает человеческое восприятие от аналогичного процесса у животных.

Апперцептивность. Это воздействие существующих знаний, мотивов, ценностных ориентаций и психологических установок личности на процесс восприятия. Идентичная ситуация может интерпретироваться различными индивидами по-своему, что особенно важно при изучении межличностной перцепции в психологии.

Интегративность — способность воспринимать разрозненные компоненты в их единстве как целостную структуру. Например, рассматривая человеческое лицо, мы не фиксируем отдельно нос, глаза, губы — все элементы синтезируются в единый образ.

Благодаря данным фундаментальным свойствам восприятия в психологии происходит структурирование и организация сенсорного потока данных в логически связанные образы действительных объектов и процессов, что является основой перцепции реальности.

Уровни восприятия в психологии

Восприятие в психологии — это многоступенчатый процесс, включающий четыре последовательных этапа:

Детекция

Данная стадия связана с регистрацией присутствия внешнего воздействия (например, слуховая система фиксирует определенные акустические колебания)

Дискриминация

На данном этапе происходит непосредственное восприятие раздражителя (индивид осознает, что воспринимает звуковой сигнал).

Категоризация

Стадия предполагает сопоставление образа с уже имеющимися в психическом опыте эталонами (какие ассоциативные связи активизируются, с чем соотносится данный звук в системе известных представлений?)

Классификация

Финальный этап включает отнесение образа к определенной смысловой группе (например, это звук детского смеха на улице). Особое значение это имеет в контексте межличностного восприятия в психологии, где процессы социальной категоризации, эмпатии, теории разума играют ключевую роль

Данный механизм представляет поэтапное развитие от регистрации стимула до его точной классификации, формируя комплексное восприятие объекта или ситуации.

Нарушения восприятия в психологии

Процесс восприятия у каждого человека уникален, поскольку формируется под влиянием индивидуального опыта и предшествующих установок. Эти факторы могут обусловливать искажения, что приводит к появлению нарушений перцепции. Такие состояния, как иллюзии и галлюцинации – значительные отклонения от адекватного восприятия реальности.

Иллюзии — это искажённое восприятие реально существующих объектов. Они могут быть вызваны различными причинами, включая стресс, усталость, соматические заболевания, и проявляться в разных модальностях (зрительные, слуховые и т. д.).

В отличие от иллюзий, галлюцинации — это восприятие объектов/явлений, которые в реальности отсутствуют. Они свидетельствуют о более серьёзных нарушениях и могут быть следствием органических поражений мозга, интоксикации психоактивными веществами или тяжёлых психических расстройств.

Клиническая картина галлюцинаций многообразна.

  • Слуховые часто проявляются в виде голосов: от шёпота до криков или разноголосой беседы
  • Зрительные галлюцинации могут включать образы людей, животных, предметов или абстрактные видения
  • Зрительные галлюцинации

    freepik / freepik.com

  • Тактильные выражаются в ложных ощущениях прикосновения, ползания, давления на кожу
  • Обонятельные и густаторные галлюцинации создают фантомные запахи или вкусы, как правило, неприятного характера

Причины нарушений восприятия могут быть разнообразны:

  • Психоактивные вещества: алкоголь, наркотики, некоторые медикаменты
  • Неврологические и соматические заболевания: черепно-мозговые травмы, инфекции, метаболические недуги, эпилепсия
  • Психические расстройства: шизофрения и другие заболевания, вызывающие психотические состояния

Для точной диагностики необходим комплексный подход. Он включает в себя тщательный сбор анамнеза. Проводятся еще психиатрическое и неврологическое обследования. В рамках первого оцениваются когнитивные функции, мышление и эмоциональная сфера. Второе направлено на изучение рефлексов, координации и чувствительности.

Лечение расстройств восприятия требует сочетания различных методов. Основными являются фармако-, психо- и когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Психотерапия помогает пациенту осознать симптомы и выработать адаптивные стратегии, а КПТ направлена на коррекцию деструктивных мыслей и поведенческих паттернов, связанных с нарушением.

Профессиональная компетентность психолога в этой сфере крайне важна. Для эффективной работы с такими состояниями требуется глубокое понимание их природы. Помогут в этом курсы повышения квалификации:

Часто задаваемые вопросы о восприятии в психологии

Как происходит развитие восприятия с точки зрения психологии?

Восприятие не является статичным. Это постоянно развивающийся процесс, который формируется под влиянием множества факторов на протяжении всей жизни человека.

  • Обучение и социализация: с самого раннего возраста нас учат распознавать и интерпретировать сенсорные стимулы (цвета, формы, звуки). Социальная среда, включая восприятие в социальной психологии, формирует наши ценностные ориентиры и стереотипы, которые влияют на избирательность и осмысленность перцепции
  • Жизненный опыт. Накопление новых знаний и впечатлений обогащает и уточняет перцептивные способности
  • Профессиональная деятельность. Некоторые специальности требуют развития особых навыков. Так, у музыкантов обостряется слуховое восприятие, у художников — зрительное
  • Возрастные изменения. Несмотря на возможное снижение остроты сенсорных систем с возрастом, накопленный опыт и знание компенсируют эти потери, делая восприятие более дифференцированным

Каковы основные способы исследования перцепции?

Для изучения восприятия личности в психологии используются разнообразные методы:

  • Феноменологический: исследование непосредственного чувственного явления как данности
  • Метод интроспекции: самоанализ содержания сознания для изучения динамики образов, их ясности и взаимосвязи
  • Экспериментальный: классический научный подход с формулированием гипотез, контролем переменных и статистическим анализом
  • Тахистоскопия: изучение восприятия в условиях строго ограниченной экспозиции стимула
  • Хронометрия: позволяет измерять время реакции на стимул. Полученные данные являются важным индикатором скорости и эффективности перцептивных процессов
  • Генетический метод. Направлен на изучение развития перцептивных способностей на разных этапах жизни человека. Включает исследования онтогенеза и формирование восприятия под влиянием различных факторов
  • Клинический метод. Это анализ перцептивных нарушений, вызванных соматическими или психическими расстройствами
  • Метод моделирования. Создание точных моделей работы перцептивных механизмов для описания отдельных феноменов

Как избежать нарушений восприятия?

Профилактика — это комплексный подход, направленный на поддержание общего физического и психического здоровья. Важными мерами являются:

  • Отказ от психоактивных веществ: употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарственных препаратов может спровоцировать серьёзные нарушения в работе центральной нервной системы. Это часто приводит к галлюцинациям и другим перцептивным искажениям. Полный отказ от таких веществ — это самый надёжный способ избежать подобных проблем
  • Здоровый образ жизни. Полноценный сон, сбалансированное питание и эффективное управление стрессом помогают поддерживать стабильность нейронных связей и нормальное функционирование мозга. Дефицит отдыха или хроническое перенапряжение могут стать причиной временных или более серьёзных перцептивных сбоев
  • Регулярные медицинские осмотры. Своевременная диагностика и лечение соматических, неврологических и психических заболеваний имеют огромное значение. Регулярные консультации со специалистами позволяют выявить на ранних стадиях патологии, которые могут влиять на перцепцию, и предотвратить их дальнейшее развитие

В целом, восприятие личности в психологии формируется на основе всего жизненного опыта индивида. Оно играет ключевую роль в адаптации человека к окружающему миру. Понимание механизмов развития восприятия в психологии помогает специалистам эффективно работать с клиентами и их перцептивными особенностями.

Изображение на шапке: stockking / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых