Статья опубликована: 15.03.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
В методических пособиях всегда все просто: если клиент говорит это – психолог делает то. Если клиент говорит то – психолог отвечает этим. На практике все совсем не так. Есть среди начинающих психологов даже такая шутка: «Клиент ведет себя не по учебнику». И это именно то, чего боятся психологи.
Действительно, ни один преподаватель, ни одно пособие не может предусмотреть всех нюансов, которые могут встретиться во время реальной сессии. Это нормально и естественно – в мире более 7 миллиардов людей, а значит – столько же сочетаний жизненных историй, характеров и прочих особенностей. Но это же – и первая ловушка, в которую часто попадают начинающие психологи.
Суть этой ловушки – в несоответствии ожиданий самого психолога и реального поворота сессии. Казалось бы, после этого упражнения клиент должен сказать одно, а он говорит другое. Вроде бы, в таких ситуациях должно быть так, а оказалось эдак. И начинающий специалист теряется. Иногда это – секундное замешательство, а иногда – самый настоящий тупик, способный сорвать работу специалиста.
В зависимости от конкретных обстоятельств, можно применить один или несколько вариантов, приведенных ниже:
Выдержать паузу;
Этот способ вообще универсален. Опытные психологи используют его как нечто само собой разумеющееся. Пауза позволяет, во-первых, самому терапевту рассмотреть сложившуюся ситуацию под разными углами. Во-вторых, справиться с тем самым замешательством, вызванным «не хрестоматийным» сценарием сессии. В-третьих, благодаря паузе можно добиться какого-то продолжения сказанного – дополнения, уточнения, возможно, даже собственного анализа.
Продемонстрировать заинтересованность;
Здесь важно не напугать клиента, а подчеркнуть важность такого поворота событий. Можно выразить заинтересованность молча – мимикой. Можно использовать фразы типа «Смотрите, как интересно: вы говорите, что…» или «Мм, то есть в результате этого упражнения вы пришли к выводу, что…». Такие фразы приглашают клиента к собственным рассуждениям.
Выразить удивление;
«Надо же, я впервые сталкиваюсь с такими выводами в подобных ситуациях. Было бы очень интересно остановиться на этом подробнее». «Обычно я слышу в этом месте совсем другое. Как интересно встретить нестандартный ход мыслей! Давайте обсудим этот момент». Подобные фразы не только подчеркнут значимость клиента, но и сократят дистанцию между ним и психологом.
Признаться в растерянности;
Обычно это дается начинающим специалистам сложнее всего. Между тем такой ход очень выигрышный: он еще лучше сокращает дистанцию, а в ряде случаев и является частью терапии (например, показывает клиенту, что можно быть неидеальным, чего-то не знать, в чем-то признаться). Звучать это может как «Честно говоря, я не ожидал, что вы… Мне казалось, что…». Однако завершить фразу важно так, чтобы у клиента не сложилось впечатления, что он разочаровал психолога. Например: «Для меня это ценный опыт и я вам за него благодарен. Но давайте вернемся в вашему ответу и…»
Разделить ответственность;
Тупиковые ситуации – лучшее время для того, чтобы напомнить об ответственности за терапию, которая лежит на обеих сторонах. Подойдут фразы типа «Как вы думаете, почему сейчас мы пришли к этому?» «Как вы считаете, как эта ситуация связана с вашим запросом?» «Попробуйте выдвинуть предположение, что могло повлиять на такое ваше решение?»
Вернуться на шаг назад;
Неожиданная ситуация произошла не сама по себе – ей предшествовало что-то: зачастую это какой-то вопрос, техника или упражнение. Поэтому имеет смысл вернуться на этот шаг и предложить клиенту другой вариант – особенно если дело касается техники или упражнения, которые могли бы не подойти конкретному человеку или не соответствовать его уникальной ситуации. Что касается вопросов, следует помнить, что каждый человек может интерпретировать их по-своему. «Давайте попробуем сделать немного по-другому», «Давайте вернемся к предыдущему вопросу: как вы его поняли? Как вам кажется, что я имел в виду, спрашивая у вас это?»
Сменить вектор.
Временно, конечно. И иногда это – единственное, что можно предпринять в нестандартной ситуации. «Окей, давайте пока здесь сделаем остановку и поговорим о… А сюда вернемся чуть позже». Разумеется, под «поговорим о» подразумевается нечто, имеющее самое прямое отношение к запросу. Это позволит не потерять ценность сессии, сделать паузу (см. пункт первый) и до следующей сессии обсудить сложившуюся ситуацию с супервизором.
Конечно, никто из нас не любит чувствовать себя неуверенно. И уж точно никому не нравится испытывать эту неуверенность во время работы с клиентом. Однако у зашедших в тупик сессий есть и оборотная сторона: каждый нестандартный случай – ценнейший вклад в копилку опыта терапевта.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250