Работа с закрытым подростком: трудности и возможные решения

Статья опубликована: 10.04.2024

Сказки для подростков: палочка-выручалочка в работе с закрытым клиентом

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

Подростки – товарищи непростые. Это известно не только психологам, но и родителям детей в возрасте 12+. Однако в отличие от родителей, которые как умеют (и часто совершенно недопустимым образом) сражаются со своими подросшими детьми, добиваясь от них чего-то похожего на послушание, психологи ограничены в своих возможностях. Ограничения эти продиктованы профессиональной этикой, специальными знаниями и твердым пониманием, как делать нельзя.

 

В работе с подростками психологи могут столкнуться с чем угодно. В том числе – с нежеланием ребенка говорить, то есть – с подростковой замкнутостью.

 

 

Как работать с замкнутым ребенком?

 

«У меня нет проблем, это мать меня сюда притащила». «Сам разберусь, не маленький». «Ничего я не переживаю, не о чем говорить». Это далеко не полный список щитов, которые выставляет навстречу психологу подросток.

 

Действительно, бывают ситуации, когда специалист нужен не подростку, а его родителям, а ребенок оказывается в кабинете лишь потому, что его мама и папа не склонны допускать мысли, что виноват в каких-то сложностях может быть не он сам.

 

Но чаще всего, подросток все-таки, действительно, нуждается в помощи, просто не знает, как ее принять: мысль о том, что сам он не справляется, кажется ему постыдной. Или стыдно бывает рассказать о самой ситуации. А может, не стыдно, а очень больно или страшно. Или просто ребенок не имел опыта, позволяющего доверяться взрослым. В результате юный клиент выбирает тактику загнанного зверя: начинает забиваться в угол и молчать. Или огрызаться.

 

Среди все прочих способов «разговорить» подростка, хочется выделить сказки. Они отлично работают с детьми младшего возраста, но и с трудными подростками при правильном подходе приносят не меньше пользы. Правда, чем старше ребенок, тем резоннее заменять слово «сказка» на словосочетание «фантастическая история» или какое-то другое, подобное ему.

 

Как бы ни назвал психолог этот инструмент, суть его остается неизменной: клиенту не придется говорить о себе и своих неудачах и болях. Он будет говорить о проблемах вымышленного персонажа, который взаимодействует с другими - такими же вымышленными – персонажами. И это не только позволит разговорить закрытого подростка, но и даст ему самому возможность увидеть свою ситуацию, находясь не в ней, а как будто бы глядя на нее сверху. И даже что-то в ней изменить.

 

 

Возможные сложности

 

Основная сложность использования сказки в работе с подростками заключается в способе ее интеграции в терапевтическое пространство. И здесь все будет зависеть не только от мастерства психолога, но и от его чуткости, умения подобрать подходящие к ситуации слова, а также от самого клиента. Условно говоря, одному подростку можно прямо предложить сочинить сказку («Давай попробуем представить, что все твои мысли ожили. Чем или кем бы они стали?» или «Каким персонажем из книги или фильма ты себя хотел бы представить?»). Другому нужно будет преподнести эту идею очень издалека (например, «Хорошо, если у тебя нет проблем, раз уж ты пришел, давай с тобой немного поиграем. Если бы ты был Джоан Роулинг, какую волшебную историю ты бы сочинил, про кого?» или «У меня есть клиент, примерно твой ровесник. Мы с ним сочинили сказку про… А если бы ты писал сказку про себя, то кем бы ты в ней был?»).

 

Если подросток в принципе не склонен ничего выдумывать, можно предложить ему интерпретировать известные ему сказки (фильмы, книги, мультфильмы) – разобрать персонажей, объяснить их поступки, подумать, что могло остаться за кадром. «А давай представим, что ты стал Гарри Поттером, но в своей собственной жизни – здесь и сейчас. Что бы ты стал делать в первую очередь?»

 

Следуя за мыслью клиента (а иногда и направляя ее) психолог сможет постепенно подобраться к сути проблемы.

 

Что касается конкретных приемов работы со сказками, то этому посвящены целые курсы и методические пособия, поэтому каждый специалист имеет возможность самостоятельно определить степень своего владения данным инструментом.

 

 

 

 

 

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Работа с закрытым подростком: трудности и возможные решения

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов

Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250