Статья опубликована: 09.04.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Детские страхи – явление нормальное и естественное. Маленький человек познает жизнь, что-то в ней кажется ему непонятным, на что-то он переносит свойства и качества мультяшных и сказочных героев и предметов. Родительское воспитание также играет в формировании детских страхов огромную роль: так, если ребенка постоянно пугать «дядей», «бабайкой» или кем-то еще, он почти наверняка будет бояться кого-то, кто станет для него олицетворением этих персонажей.
В каких-то ситуациях родители могут сами справиться с боязливостью своих детей, обеспечивая им чувство уверенности в безопасности доступными им способами. Но бывает и так, что малыш дошкольного или даже младшего школьного возраста испытывает большое количество страхов или чего-то боится настолько сильно, что на помощь приходится звать специалиста.
Существует множество техник для занятий с боязливыми детьми, включая авторские программы психокоррекционной работы. Мы предлагаем 5 наиболее простых приемов, которые помогут ребенку победить имеющиеся страхи.
Следует заметить, что данные техники не подходят, если известно, что проблема появилась у ребенка после смерти родителей или других близких ему людей или домашних питомцев. В этих ситуациях первичны будут утрата и горе, которые предполагают иные методы работы.
Малышу предлагается нарисовать свой страх. При этом важно не давать никаких установок: «страх» может быть в виде кого-то или чего-то или просто напоминать «каляку-маляку». Нельзя торопить ребенка или упрашивать его что-то добавить к рисунку.
Когда задание будет выполнено, нужно спросить: «Что бы ты хотел сделать со своим страхом?» Обычно ответом бывает «порвать», «зачеркнуть», «выбросить», но кто-то может, наоборот, сказать, что хочет взять рисунок домой. Любое решение нужно поддержать и позволить ему это сделать (иногда требуется мягкая корректировка желания с целью сделать это действие возможным).
Внимание: не следует пытаться помочь малышу нарисовать его страх — это должно быть исключительно его творчество, а помощь специалиста должна заключаться в поддержке.
Задание началом напоминает первое, но когда рисунок готов, малышу предлагается дорисовать его так, «чтобы страх перестал быть страхом». Обычно дети используют для этого яркие карандаши, но могут и продолжить рисовать тем же – здесь им также предоставляется полная свобода.
Специалисту следует похвалить конечный результат и подчеркнуть, что юный художник умеет «превращать» свой страх в нечто нестрашное (хорошо, если ребенок сам назовет, что получилось у него в итоге).
Эта техника напоминает «горячий стул», популярное в гештальт-терапии упражнение. Ребенку предлагается «усадить» страх напротив себя (это может быть воображаемый образ, но можно предложить ребенку выбрать на эту роль игрушку, фигурку, любой предмет из кабинета психолога, или использовать нарисованный им самим страх) – обязательно на комфортном для ребенка расстоянии. Если он боится размещать пугающий объект даже в дальнем углу, можно предложить ему созвониться со страхом по телефону.
Суть техники – дать высказать все свои переживания, претензии к страху. При этом маленький клиент должен чувствовать свободу говорить то и так, как ему хочется. Когда он выговорится, нужно спросить: «Насколько тебе страшно сейчас?» Если страх стал слабее – спросить, можно ли приблизить его и на какое расстояние, а затем повторить упражнение. Такая работа может занять несколько сессий, и на каждой расстояние между ним и страхом будет сокращаться с согласия ребенка. При этом следует помнить, что какие-то обстоятельства вне сессии могут усилить страх. Тогда потребуется снова увеличить расстояние, поддерживая при этом малыша и давая ему понять, что он сам определяет дистанцию.
«Если бы ты был своим страхом, что бы ты сказал самому себе?» — с такого вопроса начинается это упражнение. Задача клиента – говорить с собой от имени своего страха. Сначала вопросы может задавать психолог («а тебе тоже бывает страшно?», «А ты тоже меня боишься?» и т. п.), затем ребенок может сам спросить что-то, что его беспокоит. Задача специалиста при этом модерировать беседу таким образом, чтобы между сторонами установились если не дружеские, то, во всяком случае, спокойные отношения.
Страх может быть твоим другом! Такую идею важно донести до малыша в рамках этого упражнения. Зайти в тему можно с вопросов типа «А друзья помогают друг другу в трудный момент? Расскажи, как ты кому-то помог? А тебе?» Затем следует вопрос-открытие: «А ты знал, что тот, кого ты боишься, может тебе очень-очень помочь?» И предложить ему порассуждать, в какой ситуации это может произойти. Например, боязнь «дяди» обязательно убережет его от общения с нехорошими людьми, которые могут его обидеть, боязнь темноты не позволит загуляться дольше, чем разрешила мама и мама не наругает за опоздание.
Подытожить упражнение следует идеей о том, что страх может быть таким другом, который приходит в трудную минуту. Но он не живет с тобой, не спит у тебя под кроватью («твой друг Петя же не спит у тебя под кроватью, верно?») и т. п.
В любом упражнении важно поддерживать идею, что ребенок сам может управлять своим страхом, что он – не объект в этих отношениях, а субъект. Необходимо хвалить маленького клиента за каждое его «открытие» и каждый новый шаг – похвала делает нас сильнее и увереннее в себе. После сессии необходимо похвалить его в присутствии родителей. При этом ни в коем случае нельзя допускать манипулятивных формулировок из разряда «Он обещал больше не бояться, верно же?» Вместо этого подойдет что-то вроде «Ваш сын сегодня большой молодец, он смог нарисовать свой страх/поговорить с ним/представляете, он обнаружил, что страх тоже чего-то боится!»
Необходимо донести до родителей, что и с их стороны требуется правильная поддержка. Возможно, им следует произвести коррекцию своего поведения в отношении детских страхов и исключить обесценивание, недоверие, игнорирование и другие деструктивные способы реагирования.
Необходимо похвалить родителей за стремление к организации психокоррекционной работы. Если к специалисту приходят мама или папа дошкольника, правильно будет подчеркнуть своевременность их обращения. Это снимет с них некоторую тревожность и поддержит их в желании продолжать занятия с психологом.
Если пришли родители уже большого ребенка (а со страхами дети сталкиваются в разном возрасте) их также следует похвалить за то, что они понимают проблему и не пытаются стыдить сына или дочку или оставить «как большого» один на один с его переживаниями.
Вне зависимости от того, привели к психологу малыша, ребенка старшего дошкольного возраста или школьника, важно рассказать его родителям о том, что страх — нормальное явление, свидетельствующее, что ребенок развивается правильно. И наоборот: совершенное отсутствие страхов - то, что должно настораживать.
Вне зависимости от возраста клиента, у его родителей необходимо собрать максимальный анамнез — в каком возрасте появилась проблема, каковы могут быть причины ее возникновения, проводилась ли ранее коррекционная работа, боязнь чего есть у самих родителей или других членов семьи. Непременно следует уточнить, как протекали беременность и роды, наличие хронических или перенесенных заболеваний и травм, а также выяснить, не переживал ли ребенок на протяжении года до первых признаков проблемы сильный стресс.
В некоторых ситуациях может потребоваться порекомендовать самим родителям обратиться к психологу для преодоления их личных страхов либо коррекции тревожности, которая также может мешать их сыну или дочке и усугублять проблему.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250