Статья опубликована: 12.08.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
В интернете и особенно в социальных сетях профессия психолога выглядит как нечто очень прибыльное. Сотни довольных клиентов, запись на два месяца вперед, успешное спикерство на крупных профессиональных конференциях и прочих мероприятиях. Но в реальности все обстоит совсем не так.
Получив диплом, молодой специалист, выбравший для себя путь частной практики, сталкивается с проблемой отсутствия клиентов. В лучшем случае к нему идут неблизкие знакомые либо люди, увидевшие его объявление и привлеченные невысокой стоимостью услуги. Оба эти источника быстро заканчиваются, особенно после того, как психолог решает начать поднимать ценник. И специалист рискует остаться без клиентов, либо их количество будет недостаточным для него ни с материальной точки зрения, ни в плане профессионального роста и самореализации.
Здесь, кстати, существует большая опасность, что терапевт свернет свою частную практику и либо пойдет в социальную сферу на небольшую, но стабильную зарплату, либо, как часто бывает с теми, для кого психологическое образование стало вторым, вернется к прежней деятельности. Ни в одном из этих вариантов нет ничего плохого, если человек будет чувствовать, что выбрал комфортное для себя решение. Но многие в таких ситуациях испытывают фрустрацию, жалеют о потраченных на обучение деньгах и времени, разочаровываются в собственных силах.
Специалисты по маркетингу говорят, что отовсюду. Но психологи – не маркетологи, поэтому рассмотрим основные пути.
Доски объявлений – Avito и другие
Из основных плюсов – доступность и простота регистрации. Подходит как работающим онлайн, так и тем, кто принимает клиентов очно в своем городе. Из минусов – огромная конкуренция, необходимость поднимать объявление в поиске и использовать прочие платные методы продвижения.
Одновременно плюсом и минусом является возможность запрашивать отзывы у тех, кто получил услугу. Они повышают лояльность потенциальных клиентов. Но делиться своим опытом работы с помогающим практиком хотят далеко не все, а сохранить в данном случае конфиденциальность сложно. Соответственно, многие психологи остаются без отзывов.
Впрочем, кое-кто практикует так называемые сессии за отзыв вместо оплаты или с существенной скидкой. Однако делать подобное предложение нужно очень аккуратно, чтобы не нарушить этику и не создать напряженности в терапевтических отношениях, поскольку клиент может посчитать себя обязанным оставить положительный отзыв, но не ощутить искреннего желания это сделать.
Тематические мероприятия - лекции, семинары и т. п.
Спикерство на любом мероприятии, неважно проходит ли оно офлайн или онлайн, – отличная возможность заявить о себе. Однако это не так просто, как кажется. Необходимо выйти с актуальной темой, продемонстрировать свою экспертность и запомниться зрителям. Маркетологи настаивают, что при этом необходимо сделать заинтересованных слушателей своей лояльной аудиторией – пригласить подписаться на соцсети, если психолог их ведет. Но чтобы мотивировать людей на этот шаг необходимо им что-то пообещать, и это что-то должно быть конкретным, а не просто «Много полезного и интересного».
То же самое касается и раздачи визиток. Сами по себе они мало кого интересуют. Но если на них будет содержаться какое-то уникальное предложение, это повысит их потенциальную эффективность.
Социальные проекты
Это может быть все что угодно – в зависимости от темы, с которой предпочитает работать специалист. Вариантов, действительно, много. Лекции в школе, психологические мастерские в библиотеке, тренинг, мастер-класс, психологический вечер в любом формате для любой релевантной аудитории.
Основной сложностью здесь является собрать людей на мероприятие. Вариант самостоятельной рекламы выглядит малопривлекательным, поскольку требует больших финансовых вложений. Гораздо эффективнее проводить такого рода активность в рамках какого-либо социального проекта, организаторы которого берут на себя хлопоты по привлечению аудитории, а от психолога требуется только провести свою часть.
Однако, чтобы заинтересовать потенциальных партнеров, нужно предложить по-настоящему интересную тему выступления.
Коллаборации
Они год от года делаются все популярнее. Их суть заключается в том, чтобы объединиться с экспертом из другой ниши, но с общей аудиторией. Здесь также можно исходить из темы. Например, провести мастер-класс по формированию здоровой самооценки с фотографом, проводящем фотосессии. Или поднять тему детско-родительских отношений вместе с репетитором для школьников. Или выступить как эксперт по здоровым пищевым привычкам в мастер-классе от фитнес-тренера.
Формат коллабораций может быть абсолютно любым: очным и онлайн, длительным и краткосрочным, разовым или регулярным.
Условия такого партнерства тоже могут быть разными. Чем интереснее эксперт, тем проще ему найти партнера, заинтересованного в нем. Начинающему специалисту может потребоваться подумать над мотивацией для потенциальных партнеров. Иногда это может быть бартер (хотя с точки зрения этики здесь очень много тонких моментов), иногда - деньги.
Сайты-агрегаторы
Речь о сайтах по подбору психолога для клиентов, оставивших заявку онлайн. Таких сайтов много, и у каждого свои требования к кандидатам. И условия для психологов тоже разные. Где-то фиксированная стоимость консультации и определенный процент комиссии сайту. Где-то нужно выкупить право отклика на определенное количество заявок от потенциальных клиентов и далее работать с ними на собственных условиях. Где-то стоимость часовой консультации определяется опытом терапевта.
Чем комфортнее для специалиста условия, тем более жесткий отбор производит агрегатор. Если на одних площадках достаточно диплома о профильном психологическом образовании, то на большинстве серьезных сайтов необходимо подтвердить определенное количество часов обучения в каком-либо подходе. Кое-где требуется подтвердить документально часы супервизии и личной терапии. Некоторые площадки проводят предварительное собеседование или дают тестовые задания соискателям.
Мнения опытных специалистов о таких агрегаторов рознится. Кто-то считает, что это хорошо лишь на первых парах, когда у специалиста мало практики, много времени и он готов нарабатывать опыт за небольшое вознаграждение. Кто-то вообще считает такие платформы тормозом на пути к развитию частной практики, так как они не оставляют времени на то, чтобы продвигаться как самостоятельный специалист. А кто-то наоборот - готов сотрудничать с агрегаторами, даже имея огромный опыт.
Реклама
Кому-то это покажется устаревшим способом, но он тем не менее работает. Но выбирать площадку нужно с умом. Если это телеканал, то тот, на котором может находиться целевая аудитория – например, домохозяйки. Если соцсети - то в группах с релевантной выборкой пользователей. Можно размещать объявления в печатных СМИ, опять же, помня, что у этой категории изданий определенные читатели, и соотносить свою нишу с их интересами и возможными запросами.
Неплохо работает реклама в лифтах, особенно если психолог ищет клиентов с запросами о детях и детско-родительских взаимоотношениях. Еще один рабочий вариант – визитные карточки, которые, по договоренности, можно оставлять в местах скопления целевой аудитории – фитнес-студиях, бизнес-центрах, салонах красоты, медицинских центрах и т. д.
Кроме того, есть реклама в телеграм-каналах, у блогеров, на тематических сайтах, в транспорте и на уличных билбордах. Какая из них будет работать знать заранее невозможно, а любое, даже тестовое, размещение, требует денег. Поэтому к данному методу редко прибегают начинающие специалисты, если у них нет опыта в маркетинге.
Спонсорство на мероприятиях
Мероприятия могут быть как в офлайн-формате, так и в интернете. В качестве спонсорского приза может стать бесплатная сессия или сертификат с интересными условиями на прохождение терапии. Однако это также очень тонкий момент с точки зрения этики и конфиденциальности, поэтому здесь все будет зависеть не только от готовности психолога предоставлять бесплатные услуги, но и от ниши, тематики и предлагаемого формата. Тем не менее такого рода знакомство со специалистом позволяет потенциальным клиентам узнать о нем самом, его подходе, ценностях и прочих важных моментах.
Мастер-маинды
Относительно новый, но очень популярный формат. Его суть заключается в том, что люди собираются с определенной периодичности или разово с целью обмена опытом, эмоциональной поддержки друг друга, поиска партнеров и клиентов. Иногда мастер-маинды бывают тематическими, иногда – без определенной темы. Бывают обучающие и мотивирующие. Иногда их проводят в онлайн-формате.
Фото - Freepik.com
Основным требованиям на таких мероприятиях, как правило, является запрет прямой рекламы и лобовых продаж. Но знакомить других со своими компетенциями, приглашать на мероприятия, как правило, можно.
Психологические завтраки
Еще один модный формат. Обычно проходит бесплатно на какую-то важную для многих тему. На такие мероприятия часто приходят люди, которые ищут ответ на какой-то актуальный для них вопрос, либо те, кто задумывается о том, чтобы пойти к психологу, но пока еще не определились с выбором специалиста, а искать его через специальные сервисы не хотят.
Обучающие курсы
Психологи, как известно, постоянно учатся. Как правило, обучение предполагает создание учебного чата с куратором курса или преподавателем. Иногда слушатели создают еще свою группу для общения, обсуждения материала, отработки навыков. Те учащиеся, которые не слишком щепетильны к тому, что терапевт может быть их соучеником, иногда находят себе психолога в таких чатах. Это выгодно с точки зрения стоимости, поэтому многие осознанно подбирают себе терапевта именно там. Кроме того, кто-то может искать специалиста для своих друзей и родственников, которых, по понятным причинам, не могут взять в собственную работу. Соученики, особенно те, кто проходит не первое обучение и достаточно показывает себя в обучающих группах, становятся в этом плане отличным вариантом.
Это большая отдельная тема. Искать клиентом там сейчас практически необходимо. Потому что люди проводят в интернете максимально много времени и давно уже привыкли находить исполнителей различных услуг именно там.
Однако при кажущейся простоте, процесс продвижения в соцсетях требует определенных знаний и умений.
Во-первых, необходимо выбрать правильную площадку. Критерий правильности здесь субъективен. Ее работоспособность, перспективы, формат ожидаемого контента и т. п.
Здесь не может быть рекомендаций – каждый ориентируется на собственные понимания, предпочтения и прочие нюансы. Кто-то сразу берется за ведение нескольких соцсетей, однако это довольно трудозатратно, особенно если учесть, что к дублирующему контенту лояльны не все площадки.
Во-вторых, нужно обладать определенными умениями, не имеющими прямого отношения к психологии.
Чтобы быть успешным в социальных сетях, недостаточно быть хорошим терапевтом. Важно еще уметь писать или снимать видео, делать качественные фотографии, монтировать сюжеты, размещать это все в соответствии с алгоритмами продвижения той или иной сети, анализировать эффективность своих действий и не стесняться продавать.
Альтернативой является привлечение стороннего специалиста, который возьмет на себя эту часть работы. Но ему будет нужно платить.
В-третьих, не стоит рассчитывать на моментальный результат
Клиенты из соцсетей редко появляются мгновенно. Специалист может думать, что стоит разместить информацию о своих услугах и уже на завтра можно будет брать в работы новых клиентов. На самом деле, иногда вести соцсети приходится вхолостую и месяц, и полгода, а может и год. Как и в случае с любой рекламой, здесь можно предусмотреть платное продвижение и помощь специалистов – это позволит сократить время ожидания первых клиентов.
Впрочем, кое-кто получает клиентов из соцсетей буквально после первого поста. Здесь есть некоторый элемент везения, но большое значение имеет наличие подписчиков на начало продвижения, умение красиво и понятно излагать мысль, формулировать интересное предложение и сама ниша, а точнее, ее востребованность.
Подводя итоги сказанному, отметим, что нет никакого единого пути, универсального и рекомендованного всем. Выбирая способ заявить миру о себе, нужно опираться не только на опыт коллег, имеющих успех в каком-либо способе, но и на собственные ощущения. Терапевту должно быть комфортно продавать свои услуги, он не должен испытывать стеснения или стыда. Идя по пути, который не вызывает отторжения, достичь желаемого результата всегда проще.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250