Статья опубликована: 29.05.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Есть такой миф, согласно которому, психолог не может отказать тому, кто нуждается в его помощи. Ключевое слово здесь, разумеется, «миф». На самом деле, существует несколько очевидных и много неочевидных поводов это сделать – во благо обеим сторонам.
Начнем с очевидных.
Вообще-то, они должны быть известны каждому специалисту, даже начинающему. Про это говорят в рамках обсуждения Этического кодекса, на интервизиях, в профессиональных сообществах и на курсах, посвященных частной практике. И все-таки некоторые коллеги идут в этом вопросе на риск, тем самым ставя под угрозу эффективность терапии, свой психологический комфорт и ощущение безопасности клиента.
Поэтому вспомним про ситуации, в которых отказ необходим и обсудим, как его озвучить максимально бережно и экологично.
Запрос находится вне компетенции специалиста.
Это совершенно нормальная ситуация, поскольку никто не может быть специалистом по всем вопросам. Тем более, если речь идет о начинающем психологе. При этом важно отличать отсутствие компетенций и отсутствие опыта.
В первом случае браться за запрос было бы непрофессионально. Правильно и ответственно сказать как есть: «Я не работаю с такими запросами, поэтому не буду для вас эффективным». Можно, при желании, помочь с выбором специалиста или дать прямую рекомендацию.
Во втором случае речь идет именно об отсутствии опыта: то есть психолог прошел обучение, например, по работе с материнской травмой, но до сих пор не применял свои знания с реальным запросом. Следует понимать, что опыт приносят именно клиенты и один из них будет первым. Ему имеет смысл сказать: «Это будет моим первым кейсом с данной темой» и, возможно, предложить специальные условия.
Иногда человек приходит с одним запросом, а в процессе терапии выясняются новые обстоятельства. Например, что клиент имеет алкогольную зависимость, а данный специалист не работает с аддикциями. В этом случае следует объяснить, что зависимость усложняет процесс, делает его менее эффективным или неэффективным вообще. Подойдет фраза: «Я не хочу, чтобы вы тратили зря деньги и время, поэтому вынужден поставить терапию на паузу, во время которой рекомендую вам обратиться к тому, кто работает с зависимостью».
В некоторых ситуациях человека могут вести два специалиста параллельно: например, психиатр и психолог (распространенная и эффективная модель при ряде психиатрических диагнозов и достаточной квалификации терапевта), психолог и нарколог.
Потенциальный клиент является родственником, другом, соседом психолога.
Социальные роли всегда перевешивают и «Маша, мы с ней с первого класса дружим» или «мой брат Сергей» не будут восприниматься клиентом как психологи. Постоянные соскальзывания в личные отношения будут разрушать терапевтический альянс, близкое знакомство не позволит быть достаточно откровенным, а сказанное «напрасно» может разрушить дружеские или родственные отношения.
Фото - evgtarakanov.ru
Отказать близкому человеку оказывается сложнее всего. «Ты мне не подруга что ли?» и «Я думала, ты мне сестра, а ты отказываешься помочь» – популярные манипуляции в подобных ситуациях. Боясь потерять дружбу, некоторые психологи начинают придумывать легенды про заполненный график. Но это чревато новыми обидами и дискомфортом самого терапевта, погрузившего себя в конфликт с самим собой.
Нет лучшего способа решить эту ситуацию, чем честность. «Если бы я дорожил тобой чуть меньше, я бы, возможно, рискнул» – один из вариантов, наименее обидных для просящего. Однако его следует распространить объяснениями о неэффективности такой терапии. Объяснения должно быть простым и не содержать слов «нельзя» и «не положено» – они говорят о формализме и могут вызвать негатив у собеседника.
Смягчить отказ можно предложением: «Хочешь, я порекомендую тебе специалиста, к которому обратилась бы сама/к которому отвела бы свою дочь/маму/мужа?»
Можно использовать еще один ход: «Я всегда готов тебя выслушать и, если ты попросишь, объяснить, что с тобой происходит» или «Если б я была твоим психологом, то, возможно, спросила бы у тебя...»
Клиент является близким родственником или другом другого клиента.
Иногда такое происходит без ведома терапевта – в качестве совпадения или если клиенты осознанно решили умолчать о том, что между ними есть какие-либо отношения. Что делать, когда это выясняется по факту, решает терапевт, взвесив, что будет для обоих участников наименее болезненным.
Если же терапия еще не началась или прошла только первая, установочная сессия, на которой и выяснился этот нюанс, следует отказать «пришедшему вторым» в терапии, объяснив отказ небезопасностью для отношений между друзьями или родственниками и сниженную эффективность для каждого из них. «В ваших отношениях начнутся проблемы из-за того, что я веду вас обоих, даже если вам будет казаться, что вы нормально к этому относитесь. Кроме того, вы оба, сами того не подозревая, будете менее откровенны со мной, что снизит эффективность терапевтического процесса» – один из вариантов экологичного объяснения отказа.
Как и во всех предыдущих случаях, здесь будет уместно предложить перенаправить человека к коллеге.
Их больше, чем очевидных, потому что они носят субъективный характер. Мы рассмотрим самые частые:
Во всех этих случаях специалисту показан визит к личному психологу. Кто-то готов в этом случае быть искренним и сообщить клиенту, что именно происходит. Известны даже случаи, когда люди ждали, пока терапевт проработает собственные запросы и будет готов продолжить терапию.
Откровенность – оптимальный вариант обоснования отказа от продолжения работы, поскольку клиент в этом случае не чувствует себя брошенным.
Можно не детализировать происходящее, однако важно позаботиться о том, чтобы клиент не решил, что он какой-то не такой или что его случай безнадежен.
Психологу не должно быть некомфортно, иначе терапия не принесет результатов. Именно так и можно объяснить прекращение работы - разумеется, тактично и с сохранением его границ. Для клиента этот эпизод послужит полезным опытом.
Психолог случайно обнаружил, что клиент его обманывает, но не желает в этом сознаться.
Психолог – не следователь и не должен никого уличать в чем бы то ни было. Кроме того, он не должен работать с тем, что ему не приносят на сессии. Однако если человек скрывает, например, какой-то психиатрический диагноз или употребление наркотиков, работа над его запросом будет, скорее всего, бессмысленной. Это фрустрирует всех, а последствия и того, и другого не будут способствовать эффективной терапии ни сейчас, ни в будущем.
Клиент, услышавший, что сессии будут прекращены по причине отсутствия доверия, получит шанс пересмотреть свои отношения с терапевтом - в том числе и другим, а главное, с самим собой, ведь попытка обмануть кого бы то ни было, говорит о том, что человек хочет показать себя несколько в другом свете, чем есть на самом деле, а значит, обманывает, в первую очередь, самого себя.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250