Статья опубликована: 11.03.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Дети – частые гости психологов. И это отлично. Потому что детство – с самых первых дней и до начала самостоятельной жизни – самый важный и ответственный период, формирующий психику человека и закладывающий основу для его будущего образа жизни.
Благодаря тому, что в детстве человек обращался к психологу, во взрослом возрасте он имеет меньше шансов попасть в сложные ситуации и больше шансов выбраться из них с наименьшими потерями.
Среди современных родителей все популярнее становится идея профилактических визитов к психотерапевту. Еще несколько лет назад к этому специалисту приводили детей после произошедших с ними страшных или сложных ситуаций (физическое или сексуализированное насилие, буллинг, развод родителей, потеря близкого родственника) либо в случаях, когда требовалась нейрокоррекция – когнитивная или поведенческая. Теперь же все чаще на прием приводят детей, «чтобы проверить, все ли в порядке», «потому что стал плохо учиться», «чтобы исключить какие-то проблемы». И это – очень правильно.
Фото - Freepik.com
Далеко не все изменения в детской психике протекают очевидным образом. Более того, видя свое чадо каждый день, мама с папой могут не уловить начинающиеся метаморфозы. Или списать их на внешние причины. Или пытаться самостоятельно «скорректировать» воспитанием, что часто только усугубляет ситуацию.
Такой страшный недуг, как депрессия, сейчас значительно помолодел, и его жертвами вовсю становятся представители раннего подросткового возраста – начиная примерно с 11 – 12 лет. Депрессия негативно влияет не только на настроение, учебу и коммуникацию со сверстниками, но и в целом способствует формированию мрачной картины мира, отсутствию смысла жизни и, как следствие, желанию жить. Именно не распознанная вовремя депрессия часто становится причиной самых настоящих трагедий – в том числе селфхарма, наркотической или алкогольной зависимости, суицида.
Более того, именно подростковый возраст часто является временем дебюта психического расстройства или заболевания. А, например, первые проявления антисоциального расстройства личности можно заметить и у малыша детсадовского возраста. Примерно тогда же проявляются и признаки расстройств аутистического спектра, и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. При этом без специальных знаний сложно заметить первые тревожные звоночки. Психолог же, используя специальные методики, сумеет заподозрить проблему на самом раннем этапе и рекомендовать юному пациенту консультацию психиатра, невролога или других узких специалистов, а его родителям – дать рекомендации по воспитанию и организации в семье поддерживающей атмосферы. От своевременного принятия мер, как известно, зависит эффективность лечения и общее благополучие человека как в детском, так и во взрослом возрасте.
Отдельно заметим, что выявленное вовремя формирующееся пограничное расстройство личности, при должной коррекции имеет шансы не развиться. А о том, что оно формируется, самим родителям выяснить крайне сложно. Своевременная работа с психотерапевтом может остановить процесс развития ПРЛ, что очень сильно повысит качество жизни подростка в будущем и позволит ему избежать практически непрерывной и дорогостоящей терапии во взрослом возрасте.
Несмотря на растущую популярность услуг психолога среди современных родителей, многие по-прежнему не видят смысла в обращении к такого рода специалистам, либо, обратившись раз, внезапно прекращают сессии.
Это только кажется, что детский психолог должен работать с детьми. По факту работать ему приходится также и с родителями. В каких-то случаях это совместные сессии, когда терапевт выступает переводчиком между взрослым и ребенком, в каких-то – по сути, обучающий процесс, если необходимо, чтобы в семье были обеспечены какие-то определенные условия. А в каких-то – «закадровая работа» специалиста со взрослым представителем клиента.
Если в первых двух случаях все более или менее понятно, поскольку мама или папа, а иногда и они оба, здесь оказываются, что называется замотивированными, то в третьем могут возникать серьезные сложности.
Отсутствие письменного согласия на терапию.
Помощь психолога часто требуется несовершеннолетнему. Бывает, что он сам пытается обратиться к специалисту, а в некоторых случаях даже может самостоятельно оплачивать его услуги из своих карманных денег. Однако терапевт не сможет работать с ним без письменного согласия родителей. А написать такое согласие готов не каждый.
Если школьный психолог имеет возможность взаимодействовать по этому поводу с законным представителем ученика, то частнопрактикующий специалист, как правило, оказывается, бессилен. Исключение составляют те редкие случаи, когда родитель все-таки сам приходит (пишет, звонит) ему, чтобы выяснить, действительно ли его сыну или дочери необходима соответствующая работа.
Фото - Freepik.com
Стремление матери или отца быть в курсе личной жизни подростка.
За редким исключением частных случаев, обусловленных какой-то особой потребностью, сессии с подростками проходят без присутствия посторонних. И мама с папой, а также все прочие члены семьи в терапевтическом процессе являются именно таковыми. При этом они (мамы – чаще, чем другие родственники) нередко осаждают терапевта расспросами о подробностях жизни своего чада: «А с кем встречается?», «А из-за кого вчера плакала?», «А что думает про нас с отцом?» и т. п. Терапевт же обязан работать в рамках сохранения тайны частной жизни клиента, даже маленького. Нарушение этой тайны не только подорвет детское доверие, но и может привести к самым печальным последствиям.
Конечно, определенная часть информации родителю должна быть известна. Он обязательно должен быть извещен в ситуациях, когда ребенку угрожает опасность от него самого или других лиц, если он сам планирует нанести вред жизни или здоровью окружающих, если ему требуется лечение или консультация любого врача, если он вовлечен (или его пытаются вовлечь) в преступную деятельность. Также законные представители несовершеннолетнего в обязательном порядке информируются о том, какую помощь могут оказать ребенку они сами. Что же касается нюансов частной жизни клиента, то сообщать о них взрослым терапевт может только по согласованию с ребенком.
Чтобы свести к минимуму неприятные дебаты на эту тему, ее разумно прописать в самом согласии, которое мама или папа будут подписывать перед началом работы. Тогда же, при первом общении с представителем несовершеннолетнего лица, имеет смысл объяснить, почему важно соблюдать данное правило.
Внезапное прекращение терапии.
Часто терапия обрывается внезапно. В лучшем случае родитель или сам клиент пишет СМС, что больше не придет. Или «давайте временно приостановим работу». В худшем – просто не приходит. И то не только неприятно для терапевта, но и может оказаться губительно для клиента, которого выдергивают из процесса.
Конечно, тот, кто оплачивает работу, имеет право ее прервать в любой момент, когда сочтет нужным. Однако следует помнить, что взрослые могут просто не осознавать пагубность такого решения, либо недооценивать результаты терапии, либо, наоборот, решить, что проблема решена, потому что внешне станут очевидны какие-то позитивные изменения.
Чтобы такое завершение терапии случалось как можно реже, задача психолога – перед началом терапии рассказать о том, как важно довести ее до конца, либо, в крайнем случае (например, когда у клиента возникают серьезные обстоятельства, вынуждающие ее прекратить), провести завершающую, итоговую сессию. Во время такого финального занятия терапевт помогает клиенту подытожить проделанную работу, наметить план самопомощи, дать рекомендации и упражнения. Кроме того, такая встреча оставляет клиенту (и его родителям) возможность при появлении возможности или при усугублении ситуации снова обратиться к этому специалисту. В случае внезапного прекращения занятий, как правило, это оказывается эмоционально непросто из-за возникающего чувства вины.
Игнорирование рекомендаций.
Часто родители полностью возлагают ответственность за своего ребенка на психолога. «Мы платим – вы даете результат» – под таким негласным (а иногда и озвучиваемым) лозунгом это, чаще всего, происходит. Это их большое заблуждение. Во-первых, потому что время, которое они проводят со своим сыном или дочерью – несоизмеримо больше, чем то, которое с ним или с ней проводит терапевт. Бывает, что в кабинете специалиста идет работа, например, над самооценкой, а дома ребенок слышит: «ты этого не сумеешь», «Что ж ты такая неловкая-то?», «Да кому интересны твои рассуждения» и подобные фразы. Каким будет результат? И кто будет ответственен за то, что он будет совсем не таким, как хотелось бы?
Другая частая ситуация: родитель выполняет рекомендации выборочно. Например, свои педагогические подходы корректирует, а к психиатру ребенка не ведет – считает это излишним, небезопасным, стигматизирующим и так далее. При этом не каждое состояние можно вести только психотерапией, в ряде случаев стабилизировать состояние без препаратов просто невозможно.
И эту проблему, как и все предыдущие, было бы не лишним обсудить перед началом терапии, а возможно – и вписать ее в согласие, отметив, что терапевт не несет ответственности за исполнение или неисполнение законными представителями рекомендаций относительно несовершеннолетнего клиента.
Даже если подросток пришел к психотерапевту по своей инициативе, это не означает, что с ним будет легко работать. Что уж говорить о ситуациях, когда юного клиента привели (или, как он сам наверняка скажет, «притащили») взрослые?
Частые реакции и поведенческие проявления несовершеннолетних клиентов на специалиста такие:
Все это затрудняет работу, но при правильном подходе является вполне устранимым. Конечно, как быстро терапевту удастся добиться полноценного контакта с юным посетителем, зависит от многих факторов, и в первую очередь, от особенностей его личности и имеющегося опыта взаимодействия со взрослыми. Однако и от специалиста здесь зависит очень немало.
Уважительное отношение.
Дети устают от осознания того, что взрослые – выше них. Дома, в школе, в секциях, в общественном транспорте они чувствуют себя на ступеньку ниже. Поэтому, если психолог будет обращаться к нему на «вы», внимательно выслушивать, не перебивать, не давать оценок, а принимать его рассуждения и взгляды, это непременно будет высоко оценено как подростком, так и клиентом помладше.
Искренняя заинтересованность.
Иногда школьнику просто не с кем поговорить о том, что его волнует. Даже при наличии друзей ему может не хватать взрослого участия. Поэтому терапевту не следует прерывать его рассказы, не относящиеся к запросу. Во-первых, это расположит строптивого посетителя, во-вторых, позволит ему почувствовать себя интересным для другого человека, даже такого большого и умного, а в-третьих, из любого разговора можно сделать выводы или собрать материал для непосредственной работы.
Встречная откровенность.
Когда кто-то один выворачивает душу, а кто-то другой слушает и комментирует, это напоминает игру в одни ворота. Если взрослый человек понимает и принимает такой формат, детям он часто очень не нравится: «в школе спрашивают, дома спрашивают, еще и тут спрашивают». Если же специалист в какой-то момент приведет пример из своей жизни, расскажет, как однажды был в подобной ситуации и тоже «точно так же сидел на лестнице и горько плакал, потому что меня никто не понимал» – это будет воспринято как доверие, а часто и позволит школьнику почувствовать себя «нормальным», а свои чувства «правильными».
Понятность действий.
Это полезно и в работе со взрослыми, а с детьми – тем более. Когда терапевт дает задание и требует результата – это директива. Когда он объясняет, зачем нужно сделать это и то, и почему именно так и в таким виде – это совместная работа, которую дети очень ценят.
«Я вам буду объяснять, зачем вам нужно выполнять мои рекомендации, а если что-то будет непонятно, не стесняйтесь переспросить, хорошо?» – эта и подобная ей фразы сами по себе терапевтичны, не говоря уже о том, что сближают школьника и психолога. Еще один удачный вопрос: «Вы согласны? Если у вас другое мнение – поделитесь, мне правда интересно, и это может нам помочь продвинуться вперед».
Бывает, что несмотря на все старания специалиста, ребенка все равно оказывается непросто вывести на разговор. Часто такое бывает в случае посттравматического стрессового расстройства. В этом случае отлично работают всевозможные проективные методики, в частности - сказки. О том, как включать их в терапевтический процесс, мы говорили в статье «Работа с закрытым подростком»
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250