Статья опубликована: 26.12.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Одним из базовых понятий когнитивно-поведенческой терапии является когнитивная концептуализация. Она представляет собой схематичное описание проблемы, которую принес на сессию человек.
По своему виду она напоминает диаграмму, которая отображает последовательность происходящего – первопричину и вереницу следствий. Если диаграмма составлена правильно, по ней становится ясно, что произошло у клиента, когда и почему это произошло и почему и как происходит снова.
Клиент и терапевт составляют диаграмму вместе
Гипотетически, каждый может сделать это самостоятельно. Но не специалисту для этого (если речь не идет о бывалом человеке, прошедшим длительную терапию и понимающим происходящие у него процессы) не хватит понимания, как все работает. А психолог, во-первых, может упустить что-то важное, известное только клиенту, а во-вторых, составляя концептуализацию сам, он никак не поможет человеку, который не участвовал в процессе.
Впрочем, если психолог готовится к супервизии, он может составить схему самостоятельно – конкретно в этих целях.
Концептуализация должна отражать реальную картину реальной проблемы: не больше и не меньше
Простыми словами, в нее нельзя вписывать факты и обстоятельства, не имеющие отношения к ситуации. Как и нельзя упускать ничего, что может казаться лишним, но субъективно для клиента таковым не является.
Диаграмма развивается во времени
Постепенно выясняются новые обстоятельства, или обнаруживается, что какие-то момент для данной проблемы не актуальны и были внесены в схему ошибочно. Диаграмму можно и нужно актуализировать по мере появления новых данных.
Существует три типа когнитивных концептуализаций:
Быстрый способ представляет собой набросок схемы, отвечающей на вопросы: Что случилось – что происходит потом – что происходит потом – что происходит потом и так далее.
Концептуализация по когнитивной модели строится непосредственно на ее базе:
Ситуация (что произошло) – автоматическая мысль – реакция (поведение/действие). По мере работы выясняются промежуточные и базовые убеждения человека, на которых строится автоматическая мысль – они тоже вписываются в диаграмму.
Концептуализация по Беку (и ее аналоги) строится по шаблону:
Значимые события (как правило, из детства либо травматичный опыт во взрослой жизни) – глубинные убеждения – промежуточные убеждения – копинг-стратегии для тех или иных триггеров.
Одна из основных техник в когнитивно-поведенческой терапии. Она служит для выявления глубинных убеждений, к которым человек подбирается шаг за шагом, начиная от автоматической мысли. Название техники обусловлено ее визуальным представлением, когда от каждого нового убеждения вниз рисуется стрелка с очередным вопросом (как будто бы падает стрела).
Пример: в ходе концептуализации выясняется, что у человека в определенной ситуации возникает мысль «я не смогу». Согласно технике падающей стрелы, он должен ответить на вопрос: «и что тогда?» Например, тогда «все увидят мой провал». Далее снова задается вопрос «И что тогда?» и так до тех пор, пока человек не сможет дать на этот вопрос ответ. Это финальное убеждение и будет являться глубинным.
Иногда путь от автоматической мысли до глубинного убеждения бывает очень длинным, иногда ограничивается парой шагов. Важно лишь, чтобы психолог убедился, что убеждение, которое он собирается счесть глубинным, действительно является таковым – для этого необходимо, чтобы клиент имел возможность подумать, прежде чем сказать, что у него нет ответа на последний вопрос «и что тогда?»
Разумеется, когнитивная концептуализация составляется не ради составления. Она является терапевтическим инструментом.
Во-первых, ее следует обсудить с клиентом. Тот факт, что он принимал участие в ее составлении, не исключает необходимости анализа схемы. То, что было человеком выгружено из головы, находясь на бумаге (или в электронном документе – неважно) воспринимается иначе.
Глядя на получившуюся схему, клиент видит и понимает весь механизм своей проблемы. Это понимание очень важно для дальнейшей работы. Без него любые изменения давались бы человеку гораздо сложнее.
Во-вторых, опираясь на схему, терапевт разрабатывает план работы и знакомит с ним клиента. Кто-то игнорирует этот этап и не показывает его клиенту, однако это ставит под вопрос терапевтический альянс, потому что в этом случае психолог является как бы на ступеньку выше, обладая неким знанием, недоступным клиенту, а клиент, в свою очередь, превращается в ведомого.
В-третьих, когнитивная концептуализация необходима для сверки. Туда ли движется терапевтический процесс? Куда необходимо добавить вновь выявившиеся обстоятельства? Если что-то не удается, результаты работы недостаточные или их нет, схема может показать, где искать упущение или ошибку.
И, наконец, как уже упоминалось выше, концептуализация незаменима при обращении специалиста к супервизору или для вынесения кейса на интервизию, поскольку благодаря ей коллеги видят четкую цельную картину и, соответственно, дают качественную наиболее обратную связь.
Также концептуализация может использоваться как исходная база для построения четырехступенчатой модель когнитивно-поведенческой терапии.
Четырехступенчатая модель когнитивно-поведенческой терапии была разработана гуру КПТ Кристин A. Падески и Кэтлин А. Муни. Она представляет собой поэтапное выстраивание жизнестойкости – то есть умения человека противостоять жизненным сложностям и находить способы их пережить.
Модель состоит из следующих этапов:
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250