Статья опубликована: 19.12.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Любого специалиста можно оценить с точки зрения владения им определенными компетенциями. И психолог не исключение. К кому-то люди идут один за другим, выделяя его из числа всех прочих, записываются в очередь и готовы ожидать, когда освободится «окошко». Его охотно рекомендуют и с радостью пишут положительные отзывы в его соцсетях и на сайтах-агрегаторах.
К другому народ не идет. Точнее – приходят на одну-две встречи и исчезают. Его никому не рекомендуют, и отзывы он тоже не получает. Или получает совсем не те, какие ему бы хотелось прочитать.
Казалось бы – странно ожидать кардинальных изменений после первой-второй сессии – как же в этом случае можно судить об эффективности терапии, которая еще толком не началась?
Но человек делает выбор, основываясь на собственных ощущениях. Было ли ему безопасно, спокойно (насколько может быть спокойно при первой встрече с новым человеком) и комфортно? Почувствовал ли он себя принимаемым и понимаемым? Понял ли вообще, для чего были все эти непростые вопросы? Не осталось ли у него ощущения, что психолог просто использовал его для того, чтобы заработать?
Чтобы все эти и подобные им вопросы, которые клиент задает себе после знакомства с психологом, побуждали его остаться в терапии, психолог должен обладать определенными качествами и компетенциями. Помимо, разумеется, профессиональных знаний и умений.
Выделим основные
«Я помогу вам за 2 / 3 сессии», «Все будет хорошо, вот увидите», «Со мной вы точно сможете...» – эти и подобные фразы говорят о несостоятельности специалиста. Потому что он не может знать наверняка, как пойдет работа конкретно с этим клиентом, что вскроется в ее процессе. Что вообще будет для человека являться результатом успешного взаимодействия. Будет ли ему хорошо и что для него хорошо. Точно ли другой человек что-то сможет и так далее.
Для человека неподготовленного такие фразы могут показаться некой гарантией, однако в случае если факты не совпадут с ожиданиями, терапевт будет им справедливо считаться некомпетентным.
В целом важное человеческое качество, и то, без чего невозможно быть хорошим психотерапевтом.
Под термином «эмпатия» понимают эмоциональный отклик на переживания другого человека. При этом не обязательно иметь релевантный опыт или разделять чужую точку зрения. Например, эмпатичному человеку не обязательно тоже думать, что развод – это катастрофа, чтобы понимать, что его разводящаяся подруга переживает происходящее именно как катастрофу. Необязательно иметь опыт потери ребенка, чтобы понимать, что матери, похоронившей своего малыша, неимоверно больно.
Эмпатия – приобретаемый и развиваемый навык. Его основы закладываются в детстве, в первую очередь, благодаря родительскому примеру. Однако многое из того, чему не научили родители, может быть успешно развито во взрослом возрасте, и эмпатия в том числе.
Однако терапевту мало быть эмпатичным. Не менее важно для него уметь регулировать интенсивность эмпатии, чтобы не вышло, что он сопереживает больше, чем переживает сам клиент. В терапевтическом процессе от терапевта требуется понимание, когда эмпатия должна быть выражена более, а когда менее очевидно. В определенных ситуациях это может играть особое значение.
Каким бы эмпатичным ни был терапевт, он не может точно знать, что испытывает человек в тот или иной момент работы. Поэтому необходимо выяснять это непосредственно у него.
«Как вы себя чувствуете после этого упражнения / после сегодняшней сессии?» – один из вариантов вопроса, который уместно задавать, чтобы не упустить ухудшения, а также улучшения состояния клиента.
В ряде случаев подойдет вопрос типа «Мне показалось, вы погрустнели после того, как мы поговорили о… Это так?»
Важно понимать, что вопросы не задаются ради вопроса. Ответы служат для выбора направления последующей работы.
Под терапевтическим альянсом понимается контакт терапевта и клиента в самом широком смысле слова: понимание, принятие, доверие, безопасность. Несмотря на то что эти принципы важны всегда, каждый терапевтический альянс чем-то может отличаться от остальных, потому что он строится не вокруг критериев, а вокруг личностей.
Фото - Freepik.com
В психологии отношения клиента и терапевта лежат в горизонтальной плоскости и представляют собой взаимодействие двух равных людей. Если в паре наметится перевес и кто-то окажется «главнее» – альянс разрушится. От психолога зависит поддержание необходимого равновесия и недопущение крена.
Тому, кто обращается за психологической помощью, специалист может казаться сверхчеловеком, который никогда не оказывался в глупой, неуместной, обидной и любой другой некомфортной ситуации. Эта иллюзия ощутимо мешает процессу, заставляя клиента чувствовать себя неловко, стесняться о чем-то рассказать, и вызывая у него потребность как-то объяснять свои поступки и действия, вместо того, чтобы проживать эмоции и принимать факты.
Поэтому со стороны терапевта допустимо использовать самораскрытие. «Я очень хорошо вас понимаю, меня тоже такие ситуации могут вывести из себя». Или: «Знаете, у меня была ситуация, в которой я поступил также, и потом…»
При этом крайне важно, чтобы, во-первых, самораскрытие было использовано уместно, во-вторых, дозированно, и, в-третьих, имело перед собой конкретную терапевтическую цель. В противном случае у клиента появится ощущение, что он вторичен, либо что терапевт своим примером дает ему какие-то ориентиры, либо он начнет сравнивать себя и психолога и, скорее всего, сделает это не в свою пользу.
Также важно, чтобы своим примером или мнением психолог не перетянул фокус внимания на себя.
Это должно быть по умолчанию. Но некоторые коллеги понимают под этим отсутствие постов в соцсетях с содержанием наподобие «Моя клиентка Таня Иванова, бухгалтер из Питера, разводилась с мужем, известным бизнесменом». На самом деле, нарушением этого правила будет и пересказ клиенту чужого кейса, по которому достаточно легко идентифицировать человека.
Это не значит, что нельзя привести пример из собственной практики, который может помочь процессу. Но важно даже в приватном разговоре бдительно следить за конфиденциальность другого человека. Иначе под сомнение будет ставиться собственная конфиденциальность клиента.
Пол, вероисповедание, национальность, сексуальная ориентация клиента, как и его принадлежность к какой-либо субкультуре и т. п. не должны влиять на отношение к нему современного психолога. Если что-то из этого списка является для терапевта принципиальным, имеет смысл это прояснить сразу и не брать в работу человека, с которым ожидаемо возникнут разногласия на ценностном уровне.
Настоящий специалист никогда не станет советовать. Потому что данный совет – это взятая на себя ответственность за последствия, которые произойдут в жизни другого человека. При этом воздержаться от советов бывает непросто. Особенно если специалист находится в позиции спасателя. Эта позиция автоматически делает из второго участника диалога жертву, а находясь в этой роли, человек не чувствует себя главным действующим лицом в собственной жизни. Это не самое приятное ощущение (хотя жертвы живут в нем иногда всю жизнь) и уходя с ним после первой консультации, человеку, с большой степенью вероятности, не захочется возвращаться.
Не просто молчать, пока говорит другой (хотя и это тоже важно – некоторые коллеги, к сожалению, перебивают говорящего), а слушать так, чтобы говорящий чувствовал интерес к своим словам. Будущих практикующих психологов учат так называемому активному слушанию, и это умение, без преувеличения, очень важно.
К активному слушанию относятся молчание, понимающее кивание, проявление в мимике соответствующих эмоций, голосовые реакции («мм», «угу»), уточняющие вопросы, показывающие, что терапевту важно разобраться в тонкостях происходящего.
И оно не всегда касается слушания. Иногда пауза может использоваться терапевтом в его собственной речи, побуждая собеседника к продолжению темы, рефлексии, рассуждению и т. п.
Пауза – отличный инструмент, который делает терапевтический процесс качественнее. Потому что именно они дают возможность осознавать что-то, что невозможно осознать в разговоре.
Пауза же дает ощущение глубины, поскольку психологически воспринимается именно так. Сессия, во время которой были сделаны уместные (это важно!) паузы, запомнится как более глубокая и эффективная, и даже после своего завершения будет оставлять фокус внимания человека на фразах, предшествующих этим паузам.
Этот пункт близок к проявлению эмпатии, однако требует от консультанта большей активности. Валидировать – то есть принимать и признавать чувства и ситуации, в которых находится или о которых рассказывает клиент.
Фото - Freepik.com
Когда женщина говорит о том, что пережила насилие, и чувствует себя виноватой, ей важно, чтобы в первую очередь ее поняли во всей гамме ее переживаний, и только потом стали менять ее взгляд на то, что произошло, и на саму себя в этой ситуации. Потому что она определенное время жила с чувством вины, и оно стало ее частью. Взять и отказаться от него – не так просто, хотя и необходимо. И сделать это можно только тогда, когда терапевт сначала принимает ее переживание о собственной виновности, не оспаривая его. Это и является валидацией.
В арсенале профессионала отсутствуют категории «плохо», «хорошо», «правильно», «неправильно» в качестве оценки чьих-либо действий или самого человека. Наоборот, если посетитель пытается использовать категоричную оценку, специалист может показать ему другой взгляд на ситуацию, способствуя более объективному ее восприятию.
Если же психотерапевт на первой сессии оценить поступки клиента как плохие или хорошие, последнему не потребуется дальнейшая работа: в первом случае ему станет некомфортно, он испытает чувство вины или даже отчаяние, во втором – убедиться в своей правоте и может прийти к выводу, что нет никакой необходимости что-то менять в себе и своей жизни.
Человек может говорить одно, а думать и чувствовать другое. Без специальной подготовки это будет видно по мимике, жестам, позе, глазам и другим движениям и состояниям тела. Все это является невербальными сигналами. Как и меняющиеся темп речи, громкость и тембр голоса.
Наблюдать и улавливать эти знаки очень важно. И настоящий профессионал этим пользуется.
Не менее важно понимать, когда стоит, а когда не стоит делиться своими наблюдениями с говорящим. Часто это бывает сделать необходимо – иногда человек сам не замечает, что говорит не то, что испытывает на самом деле, и такое заострение внимания может обернуться для него настоящим инсайтом или натолкнуть на необходимые размышления.
Однако иногда свои выводы лучше оставить при себе – чтобы не заставить визави сомневаться в том, что консультант верит его словам и не выискивает в них скрытого смысла. Понять, когда говорить что-либо, а когда нет – тоже важное умение, которое может кардинально влиять на ход терапии.
Клиент, особенно на первые сессии, приносит ворох переживаний. Мало кто излагает суть своей проблемы связно и последовательно. Это нормально и естественно. Но задача специалиста в том и состоит, чтобы из всего сказанного сложить внятную картинку, разложив все по полочкам и обозначив причинно-следственные связи и пути решения проблем.
Как минимум в общих чертах это можно сделать уже на первой встрече и именно этого ждет обратившийся за помощью – обрести хоть какое-то понимание того, что и почему происходит в его жизни и что с этим можно будет сделать.
Некоторые специалисты думают о клиенте только на сессиях с ним. Это нормальная практика. Однако если между сессиями психотерапевт, особенно начинающий, готовится к встрече, подбирает подходящие методики, посещает по данному кейсу супервизию или интервизию, встреча будет более эффективной.
Ошибкой многих начинающих психотерапевтов является желание показать себя как высококвалифицированного специалиста, который уже все точно знает.
Это, обычно, не приносит желаемого результата. Гораздо привлекательнее, с клиентской позиции, видится специалист, который готов погрузиться в его конкретный вопрос для того, чтобы оказать более качественную помощь.
Стремлением дело ограничиваться не должно – наилучших результатов достигнет тот специалист, который, действительно, постоянно учится. Потому что психология не стоит на месте, да и того, что открыто и известно на данный момент, хватит на многие годы обучений.
Помимо освоения теоретических знаний и практики важны также супервизии и интервизии, расширяющие угол профессионального взгляда и позволяющие корректировать свою работу.
В конце первой сессии имеет смысл сообщить, что только клиент решает, пойдет ли он в работу или нет. Он же может решить выйти из терапии тогда, когда сочтет нужным. Это даст ему ощущение свободы и управления процессом, которых без этого, в общем-то очевидного, правила, у него может не сложиться.
При этом важно донести важность правильного завершения терапии – на любой его стадии. «Если вы закончите бросить нашу работу, пожалуйста, сообщите мне об этом, и мы проведем завершающую сессию, на которой я помогу вам подытожить все, чтобы будет достигнуто на тот момент и дать рекомендации по самостоятельным действиям». Одна только эта фраза способна расположить клиента и усилить его доверие к терапевту.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250