Статья опубликована: 03.04.2024
Обложка - Сериал «Сопрано»
Мария Кирьяк
психолог
Может ли психолог поссориться с клиентом? По-хорошему, нет. Потому что психолог умеет контейнировать свои эмоции и знает, как с ними справляться в моменте. А вот клиент с психологом – запросто. Не обладая вышеназванными навыками человек, пришедший на терапию, запросто может не совладать со своими эмоциями и обидеться, возмутиться или, например, рассердиться на терапевта. Что может вызвать у него негативные эмоции?
Известие о том, что проблема не будет решена, потому что решить ее невозможно.
Такое часто случается, когда запрос касается не самого клиента, а третьих лиц. Например, «Хочу, чтобы муж вернулся домой», «Хочу, чтобы жена перестала устраивать истерики», «Хочу, чтобы ребенок стал послушным». Как правило, в таких ситуациях психолог рекомендует трансформировать запрос. Например, в такой: «Хочу прожить уход мужа и начать новую жизнь», «Хочу научиться выстраивать отношения с ребенком» и так далее. Однако не каждый клиент относится к такому предложению благосклонно – многих возмущает тот факт, что работать над ситуацией придется, что называется, начиная с себя.
Информация о предстоящем сроке терапии.
Часто человеку кажется, что достаточно сходить к психологу один раз. Или, например, три, пять, десять. И когда ему сообщают, что терапия займет, скажем, полгода, он может воспринять это в штыки. Часто такое случается, когда на терапию ходит ребенок, а родитель, который оплачивает этот процесс, не хочет, чтобы он затягивался.
Любая интервенция, которая вызовет в нем неприятные или болезненные чувства.
Работа с психологом – это часто больно и почти всегда трудно. Те, кто идут в этот процесс впервые, могут оказаться разочарованными в собственных ожиданиях. Это может обернуться со стороны клиента попыткой конфронтации с психологом.
Возвращение ответственности.
Конфликтовать по этой причине чаще всего тянет тех, кто только недавно приступил к работе над собой. Однако иногда остро отнестись к такой ситуации может и клиент «со стажем», например, если речь идет об очень острой для него ситуации, или о чем-то, что лежит в основе его мировоззрения.
Что угодно еще.
В мире около 8 миллиардов людей, и каждый – уникальный набор мыслей, эмоций, ценностей. Что может вызвать гнев, возмущение и обиду в каждом – иногда невозможно и предположить. Соответственно, нельзя наверняка знать, что может спровоцировать недовольство в каждом конкретном случае.
Начинающих терапевтов такой поворот событий обычно пугает. «Если я допустил конфликт, значит, я плохой психолог! Клиент уйдет от меня, я ему не помогу и испорчу свою репутацию».
На самом деле – все совсем не так. Если вспомнить социальную психологию, то конфликт вообще считается полезным и нужным явлением. Если он произошел, у сторон появился шанс его разрешить. Если он не произошел – стороны остались каждая при своем мнении, стало быть, между ними либо сохранилось напряжение, либо границы одной из них были нарушены.
В терапевтических отношениях все то же самое. Более того: здесь конфликт играет еще более важную роль, поскольку является диагностическим инструментом. Если человек испытал негодование, гнев, возмущение или обиду, это важный сигнал. И если он оставит эти эмоции в себе, терапевт так никогда и не узнает, что это были за чувства и почему. А ведь это знание нужно ему не просто так, а для того, чтобы сделать терапию еще более эффективной.
Конечно, хорошо, если клиент находится на том уровне осознанности и саморегуляции, когда может спокойно сказать: «Когда вы это сказали, я испытал гнев. Но пока не понял, почему – помогите, пожалуйста, разобраться» или, например: «Мне больно осознавать, что причиной происходящего являюсь я сам, мне было комфортнее винить в этом других, поэтому сейчас я злюсь». Или хотя бы: «Меня раздражает эта тема, я не хочу. ее касаться». Но в консультировании мы имеем дело с разной степенью осознанности, а также с разными характерами, темпераментами, типами личностей и воспитанием. Поэтому вместо выверенных фраз, наподобие выше написанных, вполне может прозвучать что-то вроде «Что за чушь вы несете!» или «Да что вы вообще понимаете в моей ситуации?!». Или что угодно еще, в том числе и потенциально оскорбительные и обидные фразы, указывающие на пассивную агрессию клиента. Это может быть неприятно, особенно для терапевта, который сталкивается с подобным впервые. Но это – отличная возможность узнать о человеке нечто большее. Иными словами, лучше, если клиент не совладает с эмоциями и сделает резкое заявление, чем если он проглотит недовольство и молча уйдет из терапии, либо останется в ней, но закроется, поскольку его доверие к терапевту пошатнется.
Поэтому в случае возникновения конфликта либо заменяющей его напряженности, терапевту необходимо встать у руля ситуации и не позволить ей пойти на самотек. Очень важно, чтобы психолог акцентировал внимание собеседника на происходящем и не превратил остаток сессии в выяснение отношений, оправдывание, извинения и так далее. Впрочем, если ситуация такова, что терапевт, действительно, был неправ (такое тоже нельзя исключать), извиниться необходимо. Однако здесь также следует следить за тем, чтобы ситуация не вышла за рамки терапевтического альянса и все границы были сохранены.
На что необходимо обратить внимание:
Какая-то фраза, выход на определенную тему, реакция психолога или что-то еще. Было бы правильно не строить догадок, а уточнить свою версию: «Мне показалось, что вас задела вот эта вот фраза. Я прав?» При положительном ответе следует попросить рассказать, чем фраза оказалась столь обидной, следя при этом, чтобы чувства клиента не были обесценены. Если версия терапевта не найдет подтверждения, имеет смысл уточнить, что именно привело к возникновению напряженной ситуации.
Имел ли он острое начало или выглядел как игра в молчанку, например.
Пытается отстоять свое мнение, атакует, защищается, игнорирует или что-то еще.
Пытается ли разрешить ситуацию или закрывается? Стремится выйти победителем или готов разобраться в произошедшем? Стремится к роли жертвы или обвинителя?
Держит ли человек себя в руках, оскорбляет ли оппонента, куда направляет (если направляет) агрессию – на себя (например, сжимает зубы, кусает кубы) или во внешнюю среду (бросает ручку, стучит кулаком по столу)?
Все эти нюансы – просто кладезь тем для обсуждения. Благодаря им можно выйти на обстоятельства, которые до сих пор были за кадром терапии, но могут расставить важнейшие акценты и дополнить картину, составив цельный пазл.
Важно помнить: то, как человек конфликтует с психологом, показывает, как он конфликтует с другими. Более того, в конфликте, как в стрессовой ситуации, мы демонстрируем свои привычные стратегии и используем наиболее любимые защиты. На этот момент, как и на стратегию участия в конфликте, человеку необходимо указать. Также важно отметить, что он имеет отличную возможность в безопасной среде, у терапевта, попробовать новый способ разрешения сложной ситуации и приобрести новый опыт.
Как терапевту обсуждать с клиентом возникший конфликт, чтобы это было терапевтично и экологично? Как не уйти в самобичевание на тему «я вывел клиента из равновесия, я не смог предотвратить конфликт»? Как вообще справляться с непростыми ситуациями, возникающими в процессе консультирования и терапии? Одного личного опыта здесь недостаточно. Важен – пример, который мог бы продемонстрировать гуру психотерапии.
Анна Риттер
Кому-то везет с наставниками и супервизорами, которые и являются такими примерами, позволяя наблюдать за своей работой на открытых сессиях. Кто-то смотрит сессии практикующих специалистов в интернете – то, что удается найти в открытом доступе.
Кто-то записывается на курсы практикующих психологов с возможностью перенять именно практический опыт. И это возможно, в частности, на курсе «Искусство психотерапии». О конфликтах и нестандартных ситуациях в терапии, а также о других важных тонкостях, которым не учат на психфаке, рассказывает преподаватель Санкт-Петербургского Института Гештальта, обучающий терапевт Вюрцбургского Института Гештальта, кандидат психологических наук Анна Риттер.
Онлайн-курс представляет собой полугодовую программу, в рамках которой слушатели узнают, в частности, про то, как правильно начинать сессии, какие инструменты являются основными в психотерапии, как терапевту использовать собственные эмоции, как правильно фрустрировать клиента (полную программу можно увидеть ПО ССЫЛКЕ). Каждое занятие представляет собой законченную тему. И главное – курс «Искусство психотерапии» наполнен большим количеством демонстрационных сессий с самыми разными клиентскими запросами, что позволит слушателям на практике увидеть работу с теми или иными заявленными проблемами. Реальные сессии сопровождаются разбором интервенций. Также в рамках курса Анна Риттер проведет несколько супервизий и супервизорских каскадов, что позволит участникам курса не только увидеть работу терапевта, но и посмотреть, как на эту работу смотрят другие специалисты.
Курс «Искусство психотерапии» – отличное подспорье для психологов, начинающих частную практику, а также для тех, кто, несмотря на опыт, до сих пор сталкивается со сложностями, теряет клиентов из-за неумения выходить из нестандартных ситуаций и не знает, как доносить до них ценность длительной работы. Но и для тех терапевтов, которые могут уверенно назвать себя профи, курс «Искусство терапии» не будет бесполезным: новый взгляд на знакомые темы запросов, возможность увидеть работу коллеги со стороны, возможность узнать новые техники и посмотреть на варианты интервенций, а также просто присутствовать в поле коллег – то, что приводит на обучающие программы Анны Риттер психологов и психотерапевтов с большим опытом собственной частной практики.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250