Корпоративный коучинг как инструмент роста компаний

Статья опубликована: 03 февраля

Для чего нужен корпоративный коучинг

Обложка - Freepik.com

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

 

Казалось бы, слово «коучинг» сейчас используют даже дети. Но все равно многие до сих пор толком не понимают его значения. Что это за направление, и что делают коучи, мы подробно рассказывали в статье «ICF коучинг: что это и почему специалисты стремятся получить такой сертификат». Но вкратце напомним: коучинг – это сопровождение клиента, направленное на повышение его эффективности в той или иной сфере – работе, здоровье, финансах и даже в личной жизни. В отличие от психотерапии, коучинговые сессии направлены не на прошлое и даже не на настоящее, а на будущее клиента. Идти в коучинг целесообразно только после того, как человек решит свои сложности психотерапевтического уровня.

 

 

Что такое корпоративный коучинг?

 

В мире, где ставки делаются на рост и развитие бизнесов, отдельно выделяется корпоративный коучинг.

Что это такое?

 

 

Определение и цели

 

Под корпоративным, или, как его еще называют, бизнес-коучингом, поднимается консультирование, направленное на раскрытие потенциала сотрудников компании в контексте ее миссии, ценностей и культуры. В результате такого сопровождения они достигают личных результатов, которые одновременно являются и результатами фирмы или предприятия, повышающих тем самым свою эффективность.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Основные задачи корпоративного коучинга

 

В отличие от бизнес-тренера корпоративный коуч ведет с клиентом открытый диалог, а не преподает и не учит. Потому что его задача – не научить, не передать свои знания, а помочь раскрыть внутренний потенциал человека, простимулировать в нем желание и возможность построить собственный путь к точке Б.

 

При этом важно, чтобы коуч отмечал невербальные сигналы, подаваемые клиентом, подсвечивал их ему и помогал разобраться с их интерпретацией. Это позволит человеку обнаружить скрытые стопоры, мешающие его развитию, выявить страхи и определить зоны роста.

 

Разница между коучингом и менторством

 

Многие путают эти понятия, потому что вроде бы как цели у менторов и коучей очень близкие. Но между ними есть различие.

 

Коуч работает с клиентом ограниченное время – от одной до нескольких сессий (их количество может достигать и 10, и, скажем, 50 – в зависимости от целей). Их количество определяет коуч в зависимости от цели, поставленной клиентом, и с учетом его индивидуального темпа продвижения.

 

То есть в коучинге процесс строится по принципу: определили цель, правильно ее поставили, наметили к ней путь, пошли по этому пути.

 

А менторство подразумевает длительное наставничество (оно может длиться годами) по принципу сопровождения. Ментор также помогает клиенту достигать целей, однако он работает на более глубоком уровне, меняя мышление человека, выращивая его как специалиста в определенной сфере. Поэтому ментор сам должен обладать значительным опытом в области, в которой развивается его клиент, и сам пройти путь роста в ней.

 

 

Кому подходит корпоративный коучинг?

 

Бытует ошибочное мнение, что корпоративный коучинг – это занятие для компаний, которые уже достигли больших высот и не знают, на что бы им еще потратить деньги. На самом деле, это – не блажь, а инвестиции в будущий успех.

 

Для сотрудников и команд любого уровня

 

И это, действительно, так. На каком бы уровне ни находилась компания и ее отдельные сотрудники, у них всегда есть точка А. Она может быть разной, но стартовать можно с любой. Соответственно, находясь в любой точке А, можно наметить себе точку Б. Путь от А до Б проще и эффективнее идти не в одиночку, поэтому коуч здесь будет очень полезен.

 

 

Коучинг подходит как для процветающих компаний, так и для тех, кто только начинает свой рост на рынке

 

 

На какие проблемы отвечает коучинг?

 

К помощи коуча прибегают компании, которые столкнулись:

  • с низкой эффективностью сотрудников
  • с отсутствием у них мотивации
  • с проблемами в корпоративной дисциплине
  • с финансовым потолком

 

А также компании, у которых все идет хорошо, но есть стремление расти и развиваться быстрее.

 

Преимущества внедрения коучинга в компанию

 

Компании, которые работают с корпоративными коучами, выигрывают на рынке за счет развития в нескольких направлениях.

 

 

Увеличение эффективности работы сотрудников

 

Индивидуальный профессиональный рост

 

Кому неприятно осознавать, что он – крутой специалист? Всем приятно. Это придает уверенности и усиливает желание развиваться дальше.

 

Как мотивация влияет на продуктивность

 

Стремление стать лучшей версией себя, как бы избито это ни звучало, работает тогда, когда человек видит собственный рост. Увидеть его с коучем – быстрее и проще, чем пытаясь расти одному.

 

Если в компании при этом отлажена система мотивации сотрудников (а если коуч работает и с руководством, то она будет отлажена), у них всегда будет интерес в собственном профессиональном развитии, потому что оно будет давать им прибавку к зарплате или какие-то иные бонусы.

 

 

Повышение уровня командной работы

 

Навыки взаимодействия и коммуникации

 

Часто хорошие специалисты не могут объединить свои усилия в рамках общей задачи. Это нормально, потому что сотрудник, в первую очередь, – человек. Навыки межличностного взаимодействия есть не у каждого. Благодаря коучингу их можно развить, что скажется на сотрудничестве внутри команды самым благоприятным образом.

 

Улучшение атмосферы в коллективе

 

Этот пункт логично вытекает из предыдущего: если коллеги спокойно и бесконфликтно работают над профессиональными задачами, сохраняя при этом доброжелательные отношения, атмосфера в компании становится стабильной и комфортной. В свою очередь, это является важным фактором для повышения эффективности сотрудников.

 

 

Развитие лидерских качеств

 

Подготовка менеджеров к управленческим ролям

 

Хороший лидер должен быть хорошим специалистом в области, которой планирует руководить. Однако не каждый профессионал своего дела способен быть лидером. В помощь ему – коучинговое сопровождение, направленное на развитие у него недостающих качеств.

 

Укрепление ответственности лидерства

 

Лидер – не только тот, кто умеет руководить. Он также и тот, кто берет на себя большую, чем его подчиненные, ответственность. Навык принятия ответственности также есть далеко не у каждого, а у многих перед ней еще и имеется страх. Коуч помогает справиться и с этой сложностью.

 

 

Как проходит корпоративный коучинг

 

Корпоративный коучинг может проходить в двух форматах – индивидуальном и групповом. И тот и другой эффективны и могут существовать как в сочетании, так и на выбор руководства.

 

 

Индивидуальный коучинг

 

Проходит в формате «один на один», что позволяет сотруднику максимально раскрыться, а специалисту сделать акцент на его конкретных сложностях, затруднениях и страхах.

 

В индивидуальной работе ставятся цели, значимые для конкретного человека и его роста, однако в конечном итоге они отвечают и интересам компании.

 

 

Групповое коучирование

 

Отлично подходит для развития командных навыков, укрепления взаимодействия между сотрудниками, развитие в коллективе культуры поддержки и стимулирования друг друга. В этом формате цели ставятся общие перед командой, но при этом идут к ним отдельно взятые, хотя и объединенные общим делом, люди, тем самым развивая и свои собственные скилы.

 

 

Использование ролевых игр

 

Формат групповой коучинговой работы, использующий геймификацию. Благодаря атмосфере игры сотрудники снимают лишнее напряжение, воспринимают поставленные задачи легче и мыслят нетривиально.

 

Это позволяет через игру освоить новые навыки, увидеть новые возможности и попробовать себя в новых ролях. Впоследствии полученный в игре опыт переносится в реальные рабочие условия.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Роль корпоративного коуча

 

Ее нельзя переоценить, но очень часто ее недооценивают. Между тем от того, насколько опытен и грамотен специалист, зависят темпы роста и итоговая эффективность сотрудников.

 

 

Ключевые качества успешного коуча

 

Кроме образования и квалификации коуч должен обладать и другими, так называемыми, мягкими качествами.

 

Эмпатия как основное качество

 

Коучу она важна не менее, чем психологу, поскольку он работает с людьми, то есть – с личностями. Прокачка эффективности не делается в отрыве от феноменологии личности, в том числе от чувств и переживаний человека. Умение их понимать необходимо для бережной работы с клиентом.

 

Профессиональный опыт в бизнесе

 

Коуч может работать с компаниями из разных отраслей – IT, энергетики, легкой промышленности, бухгалтерских услуг и тому подобное. И очевидно, что он не может иметь релевантный опыт в каждой из этих сфер. Однако важно, чтобы он имел опыт в бизнесе как таковой, поскольку в противном случае для него будут непонятны многие принципы построения рабочих процессов в компании. Это может увести его работу не в то русло и вместо пользы принести компании дополнительные сложности.

 

 

Методы и инструменты работы

 

Помимо работы один на один, коучи используют в своей работе следующие форматы и методы:

  • коуч-сессии

они могут быть как индивидуальными, так и групповыми

  • воркшопы

групповой формат, предполагающий активность всех участников, совместный поиск решения поставленных задач и обмен опытом

  • диагностика и тестирования сотрудников

они могут проводиться в начале работы и в ее процессе для определения текущего положения дел и отслеживания тенденций.

 

 

Обратная связь и ее значение

 

Судить об эффективности работы без учета обратной связи от заказчика невозможно. Однако в случае с корпоративным коучингом важно обрабатывать обратную связь не только от руководителя, пригласившего коуча, но и непосредственно от сотрудников, с которыми ведется работа.

 

Умение анализировать обратную связь

 

Она не всегда бывает приятной, однако чем больше замечаний получает специалист, тем больше у него шансов улучшить свою работу в дальнейшем. Умение спокойно воспринимать критику, обрабатывать полученные рекомендации и претензии – важный навык любого, кто работает с людьми.

 

Помимо критических замечаний, необходимо уметь правильно работать и с благодарностями. Их мало просто получить. Они также требуют анализа для дальнейшего использования в целях улучшения консультирования.

 

Построение стратегии изменений

 

Анализ обратной связи должен иметь свое продолжение в виде стратегии изменений работы с конкретным человеком или всем коллективом. Авторы поступивших высказываний обязательно отметят, что их пожелания и замечания были учтены. Это станет для них дополнительным стимулом к продолжению работы, поскольку они почувствуют себя равноправными участниками процесса, а не учениками, обязанными следовать за учителем.

 

 

Тенденции и будущее корпоративного коучинга

 

Как и все области знаний, коучинг развивается в контексте глобальных изменений. Это значит, что в обозримом будущем он претерпит некоторые изменения. Впрочем, многое наметилось уже сейчас.

 

 

Развитие технологий в коучинге

 

Это неизбежно: технологии приходят в нашу жизнь и это навсегда. Соответственно, не обойдется без них и коучинг. Уже сейчас мы видим, как активно там используется компьютеризация в самом широком смысле этого слова.

 

Виртуальные коуч-сессии

 

Давно стали обыденностью. Это позволяет коучу находиться в любой точке земного шара и вести компании, расположенные за тысячи километров от него.

 

Этот же формат позволяет компаниям, имеющим филиальную сеть, пользоваться услугами одного специалиста, а не нанимать разных для каждого города присутствия.

 

Использование искусственного интеллекта

 

Постепенно ИИ завоевывает свои позиции во всех сферах, и коучинг – не исключение. Кое-где даже тестируются сгенерированные нейросетями коучи, однако мнение относительно них пока очень неоднозначное. Сторонников идеи того, что ими можно будет заменить живого человека, не так много. Однако использование искусственного интеллекта для создания стратегий коуч-сессий, коучинговых игр, тестирований и так далее, встречается гораздо более благосклонно.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Уважаемые коллеги, а как вы относитесь к использованию ИИ в коучинге? Ваше мнение мы будем рады увидеть в комментариях!

 

Вы можете задать вопрос или поделиться своим мнением

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Корпоративный коучинг как инструмент роста компаний

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов

Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250