Критерии психической нормы и сложности ее определения

Статья опубликована: 31.10.2024

Норма и не норма с точки зрения психической деятельности человека

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

Понятие психической нормы – очень широкое и часто абстрактное. С одной стороны, есть очевидное психическое неблагополучие: например, шизофрения, умственная отсталость, тяжелые расстройства личности. С другой стороны, есть большой вопрос, считать ли патологий, например, нейроотличие без сопутствующих расстройств?

 

Например, СДВГ. Вроде бы само слово «нейроотличие» говорит о том, что человек отличается от других. Другой стороны, большинство обладателей этого синдрома прекрасно интегрированы в общество и окружающие могут за всю жизнь не догадаться об их диагнозе, как, кстати, и сам нейроотличный человек, привыкший в определенных ситуациях испытывать сложности, и научившийся с этим как-то справляться.

 

А депрессия? С ней живет огромное количество людей во всем мире. Они ходят на учебу и работу, заводят семьи, совершают научные открытия и создают шедевры искусства. Можно ли отнести их состояние к патологии? А к норме? И есть ли с этой точки зрения разница между человеком с легкой степенью депрессии и тем, кто страдает так сильно, что задумывается покинуть этот мир? И если есть, то по каким критериям определяется эта грань?

 

И, наконец, что делать с расстройствами личности – истерическим, нарциссическим, антисоциальным и прочими? Они могут иметь разную степень выраженности. Соответственно, и адаптация человека в социуме будет проходить по-разному. Относить ли тех, у кого выраженность расстройства минимальная к патологии или нет? И опять же – на какие критерии опираться при проведении этой разделения?

 

Разумеется, представители медицины найдут, что ответить на эти вопросы: исходя из принятого в тот или иной временной период классификатора болезней. Однако не все критерии, указанные в МКБ для каждого заболевания, а тем более их степень, бывает просто определить в конкретном случае. Поэтому психологам бывает крайне сложно разобраться, не с патологией ли он имеет дело. Однако именно психологи часто первыми замечают, что их клиент демонстрирует признаки патологии, хотя сам он может принимать ее за что угодно другое: сложности характера, несправедливость мира и так далее. Психологу тем не менее важно уметь видеть подозрительную симптоматику, поскольку именно он часто оказывается тем человеком, который направляет клиента за психиатрической помощью. Мы уже писали, как можно это сделать максимально мягко и бережно.

 

 

Разделение нормы и не нормы в разные периоды развития науки

 

Древний мир (Египет, Междуречье, Древние Греция и Рим, Индия и Китай)

 

Люди, демонстрирующие необычное поведение, признавались одержимыми бесами либо, наоборот, избранникам богов. Душевные болезни нередко объяснялись колдовскими чарами и знаниями, которые в наши дни признаны эзотерическими.

 

Если возникала необходимость исцеления такого человека, над ним совершались всевозможные ритуалы. Однако уже в ту эпоху были попытки связать психиатрические состояния с особенностями функционирования организма. Пифагор, Платон, Гиппократ, Гален, Сократ и Аристотель озвучивали мысли о связи душевного и телесного, разума и эмоций, воли и темперамента. Соответственно, и лечение душевных недугов стало производиться через вмешательства в функционирование тема – массажи, диеты, кровопускание, а также на рациональном уровне – через диалоги и беседы.

 

Средневековье

 

Развитие христианства и становление ислама сместили фокус на психическое нездоровье как следствие греховной жизни, одержимости бесами или воздействия колдовства. Душевнобольные стали изгоями, их подвергали пыткам, сжигали на кострах. Однако в этот же период появляются врачи, самый известный из которых на Востоке Ибн Сина (Авиценна), которые говорят о связи психического состояния с физиологией и психологией. Больных помещают в специальные лечебницы. Терапия их заключается в принятии лекарств, особом уходе, диетах и диалогах.

 

В Европейской части аналогичные идеи озвучивают Роджэр Бэкон, Томас Мор, Парацельс и другие ученые, которые активно критикуют попытки связать психическое нездоровье с религией и суевериями.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Новое и новейшее время

 

Общее развитие науки и техники, а также рост образования, культуры и экономики способствуют более широкому рассмотрению человека с точки зрения единой системы, имеющей биологические, психологические и социальные аспекты. Относительно вопроса нормы и патологии возникает несколько подходов:

  • Органическая школа, согласно учению которой психические проблемы являются следствием нарушений в различных органах. В качестве лечения применяется медикаментозная терапия, хирургия и физические упражнения. К этой школе принадлежали в том числе Эмиль Крепелин, Алоис Альцгеймер, ранний Зигмунд Фрейд и Ганс Аспергер.
  • Психодинамическая школа, которая связывает душевные болезни с психологической феноменологией человека: его комплексами, травмами, незавершенными конфликтами, неосознаваемыми реакциями. В качестве лечения используется психотерапия, в том числе психоанализ и гипноз. Идеи школы развивали поздний Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрик Эриксон и другие.
  • Бихевиоризм, связывающий психические заболевания с нарушениями поведения, которые, в свою очередь, объясняются влиянием тех или иных стимулов, а также подкреплением и наказанием. Лечение осуществляется через когнитивно-поведенческий и рационально-эмотивный подходы, которые корректируют нежелательные реакции и развивают адаптивные навыки. Ярчайшие представители этой школы – Иван Павлов, Джон Уотсон, Берхаус Скиннер, Альберт Бандура, Аарон Бек, Альберт Эллис и другие.
  • Экзистенциальный подход рассматривает в качестве причины психиатрических заболеваний потерю – чаще всего – смысла жизни, а также потерю свободы, выбора и т. д. Терапия реализуется в экзистенциальном, гуманистическом, гештальт-подходе и ставит своей целью развитие осознанности, самоопределения и самопринятия. Подход развивают Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Фриц Перлз и другие.
  • Системная школа рассматривает психиатрические нарушения в контексте нарушений ролей, границ, правил и коммуникаций. Психотерапия здесь направлена на улучшение качества межличностных отношений. В рамках этих взглядов развивают свои научные идеи Сальвадор Минучин, Мюррей Боуэн, Вирджиния Сатир и другие.
  • Трансперсональная школа, опираясь на принципы духовности, именно с отрывом от нее связывает развитие психических заболеваний, трактуя их как результат потери гармонии и целостности. В качестве лечения используются духовные, трансперсональные, медитативные, а иногда и мистические практики, целью которых является расширение сознания и соединение личности с неким высшим источником. Идеи этого подхода разделяют Станислав Гроф, поздний Абрахам Маслоу, Роберт Ассаджоли и другие.

 

 

Точка зрения клинической психологии

 

В клинической психологии при определении нормы и патологии опираются на ключевые характеристики состояния человека. При этом каждая из них представляет собой целый спектр с точки зрения интенсивности проявления. Основными из них являются следующие:

 

Адаптация — способность человека, обладающего теми или иными особенностями, адаптироваться в социуме и функционировать в его изменяющихся условиях – преодолевать стресс, конфликтные и кризисные ситуации

 

Норма предполагает наличие у человека достаточной гибкости и внутреннего ресурса для жизни в меняющихся условиях, обретении и присвоении опыта, роста и развития. В случае не нормы человеку сложно проходить через кризисы, справляться с переживаниями и эмоциональными нагрузками, он склонен застревать в деструктивных паттернах, не проявляет гибкости, склонен страдать и избегать потенциально сложные ситуации и проблемы.

 

Способность разделять реальность и иллюзии, мечты, фантазии и галлюцинации

 

В норме человек способен сформировать достаточно объективное представление о себе и мире и давать более или менее адекватную оценку происходящим событиям, опираясь при их трактовке на собственную систему взглядов, ценностей и мировоззрения. У него присутствует критическое мышление и логика, он способен к анализу и синтезу информации. Если имеет место патология, человек обладает искаженными представлениями о мире и самом себе, испытывает сложности с разграничением реальности и иллюзий, неспособен или с трудом разделяет воображаемую и объективную реальность. Рациональное мышление, логика и аргументация, а также обработка информации вызывают у него затруднения или отсутствуют вообще.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Эмоции и настроение

 

В норме человек способен испытывать и выражать различные эмоции в зависимости от контекста, а также регулировать их интенсивность в соответствии с той или иной ситуацией. Умение понимать собственные и чужие эмоции помогает человеку налаживать эффективное общение, реализовываться в творчестве, быть эмпатичным и т. п. При психическом нездоровье эмоциональная сфера сужена или, наоборот, расширена, сами эмоции и их интенсивность не соответствуют контексту. Человек не может контролировать и управлять своими переживаниями, они его подавляют или «затапливают». В не норме человек не испытывает эмпатии, не способен сопереживать и любить либо эти состояния имеют у него особенности, несвойственные для остальных людей.

 

Личность и самосознание

 

При нормальном функционировании психики человек способен формировать собственную личность, осознавать и принимать себя и свои сильные и слабые стороны, осознавать собственные ценности и потребности. Он обладает устойчивой идентичностью, способен к самоконтролю и саморазвитию. Если имеет место психическая не норма, все эти аспекты не реализуются или имеют неустойчивый и слабовыраженный характер.

 

Социальность и коммуникабельность доступны человеку, чье психическое состояние характеризуется как нормальное

 

Такие люди способны выстраивать различные типы коммуникации, осознавать уместность вида взаимодействий контексту, соблюдать этику и социальные нормы. Они умеют дружить, строить романтические и деловые отношения. Соответственно, это все недоступно либо очень затруднительно для людей с психическими проблемами.

 

Все эти характеристики не имеют абсолютных показателей и оцениваются с точки зрения выраженности и проявленности в различных сферах жизни человека. При этом они взаимосвязаны и представляют собой единую систему психиатрического функционирования.

 

Важно понимать, что понятия нормы и не нормы, в том числе психической, это не статичные характеристики – они могут изменяться на протяжении жизни, ослабевать под воздействием одних, и усугубляться под воздействием других факторов – как биологический, так и социальных, психологических. Кроме того, их оценка производится в контексте определенной социокультурной и исторической реальности и может меняться в зависимости от принятых в конкретном обществе понятий нормы.

 

 

Норма и патология – не статичны: на протяжении жизни они могут меняться под воздействием различных факторов.

 

 

Инструменты для определения и коррекции патологии

 

Для измерения нормы и патологии, а также для коррекции последний в клинической психологии используются различные подходы и методы. Их можно разделить на психометрические, психодиагностические и психотерапевтические.

 

Психометрические методы и подходы созданы непосредственно для измерения важных характеристик - интеллекта, эмоций, настроения, мотивация, когнитивных функций - внимания, памяти, мышления и т. п. В их основе лежит математика, а сами они представляют собой шкалы, тесты и опросники. Результаты определяются путем расчета по специально выведенным формулам. Такие методики проходят длительные исследования и используются в качестве диагностических инструментов только после стандартизации и подтверждения своей валидности. В качестве примера таких инструментов можно назвать тесты Равена, Лурии, Векслера, ММПИ, Кеттелла, шкалы депрессии Бека, тревожности Спилбергера-Ханина, субъективного благополучия Динера, тесты достижения Мак-Клелланда, ценностей Шварца и другие.

 

Психодиагностические методы и подходы направлены на выявление, классификацию и дифференцирование неврозов, психотический состояний, аффективных и личностных расстройств, расстройств пищевого поведения и других. В их основе лежат клинические и психопатологические критерии – симптомы и синдромы. Благодаря этой группе инструментов специалист может определить причину, стадию, особенности течения и сделать прогноз заболевания, а также подобрать оптимальную терапию либо программу реабилитации. Здесь можно назвать такие инструменты, как клиническое интервью, анализ случая, наблюдение, осмотр или обследование (включая такие методы, как ЭЭГ, ПЭТ, МРТ, анализ наследственности, ДНК-тестирование), а также проективные методы – например, Роршаха и Розенцвейга.

 

 

 

 

Психотерапевтические методы и подходы направлены на профилактику и коррекцию психических заболеваний и общее укрепление ментального здоровья. В их основе лежат психологические и педагогические принципы – понимание, обучение, развитие, воздействие и изменение, – направленные на оптимизацию различных аспектов психического функционирования клиента или пациента. Применяться могут самые разные подходы психотерапии – от психоанализа и КПТ до гипноза и арт-терапии, от гуманистического метода до игропрактики.

 

 

Категоризация психической не нормы

 

В зависимости от критерия, существует несколько способов категоризации патологий психической сферы.

 

  1. По уровню:

 

Невротический

Относительно легкие нарушения, не приводящие к грубой дезадаптации человека. У человека присутствует критика с имеющимся симптомам. Сюда можно отнести не тяжелые случаи депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства, высоко функциональный вариант РАС, легкую степень СДВГ и т. п.

 

Психотический

Отличается тяжестью течения, нарушением восприятия реальности, отсутствием критики к симптомам. В качестве примера можно привести шизофрению, биполярное аффективное, шизоаффективное и шизотипическое расстройства.

 

Психопатический

 

Связан с нарушением развития личности ввиду жестких характерологических паттернов. Такие нарушения проявляются в детстве или юности и сохраняются на протяжении всей жизни, в зависимости от ситуации уходя в компенсацию либо декомпенсацию. Сюда относятся нарциссическое, параноидное, пограничное, антисоциальное и другие расстройства личности.

 

  1. По нарушениям когнитивной сферы:
  • Расстройства внимания
  • Ощущений
  • Восприятия
  • Памяти
  • Мышления
  • Эмоциональной сферы
  • Воли

 

Важно помнить, что нарушения в когнитивной сфере могут быть связаны не с психическими заболеваниями, а с соматическими, либо являться следствием травм головного мозга, а в некоторых случаях и представлять собой вариант нормы.

 

 

Статистические данные

 

Статистика психических заболеваний ведется во всех развитых странах мира, однако многие состояния сложно выявить и учесть при подсчете случаев. Кроме того, если сложности с объединением этих данных, полученных в разных странах, по причине особенностей диагностики в каждой из них, а также из-за действия в различных государствах разным классификаторов болезней, учитывающих различные критерии и дифференциацию (В России на данный момент принята МКБ-10, в Европейском Союзе – МКБ-11, имеющая существенные изменения по сравнению с прошлой редакцией, в США DSM-5). Тем не менее, по данным на начало 20-х годов нашего века Российский Институт показателей и оценки здоровья обнародовал следующую статистику по распространенности в стране психических заболеваний:

 

 

Депрессивные расстройства – 5 453 800 человек

Тревожные расстройства – 4 999 400

СДВГ – 1208 400

Биполярное аффективное расстройство – 853 000

Идиопатическая умственная отсталость – 594 400

Расстройства поведения – 578 300

Расстройства аутистического спектра – 541 000

Шизофрения – 498 100

Расстройства пищевого поведения – 209 600

Другие психиатрические заболевания – 2 540 400

 

 

В среднем, самыми распространенными расстройствами в мире считаются тревожные и депрессивные. По разным статистическим данным, представленным разными научными и медицинскими организациями, ими в той или иной степени страдает от 20 до 40% взрослого населения. Вывести единую цифру, которая отражала бы точное положение дел по всем государствам невозможно, в частности, из-за разности критерий, отличий в диагностике и невозможности поголовного обследования населения.

 

 

 

 

Уважаемые коллеги! Приходилось ли вам в вашей практике иметь дело с патологией? Как вы вели такого клиента? Посещал ли он параллельно психиатра и получал ли медикаментозное лечение? Пожалуйста, расскажите о вашем опыте в комментариях.

 

Вы можете задать вопрос или поделиться своим мнением

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Критерии психической нормы и сложности ее определения

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов


Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250