Статья опубликована: 01.07.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
Нарративная психология – достаточно молодой метод. Он возник около 30 лет назад, однако в последние годы его популярность становится все больше.
В основе метода, как следует из его названия, лежит рассказ. А точнее – пересказ человеком неких событий его жизни или собственных характеристик. Терапевтичность здесь заключается в способностях мозга интерпретировать происходящее тем или иным образом, а затем, через когнитивные искажения выстраивать определенную картину мира, часто дисфункциональную.
В 1986 году психолог Теодор Р. Сарбин написал книгу «Нарративная психология: легендарная природа человеческого поведения». Она считается первым изданием, посвященным данному методу.
В книге Теодор Р. Сарбин развивает идею о том, поведение человека и образ его действий лучше всего можно понять, изучив его историю. Однако ученый уточняет, что для этого недостаточно просто разговора – необходимы качественные исследования. В этой же книге психолог уделяет внимание и самому термину «нарратив», называя его корневой метафорой психологии и высказывая уверенность в том, что именно эта метафора должна будет заменить механистические и органические метафоры, на которых за последние десятилетия было построено множество всевозможных исследований.
В том же году коллега Сарбина, Джером Брунер пишет еще одну значимую для нового метода книгу – «Актуальные умы, возможные миры». Там он говорит о «нарративном виде знания» и разделяет нарративную и парадигматическую формы мышления. Автор признает фундаментальность обеих, однако не склонен считать, что они сводятся воедино.
Третьей значимой фигурой в теоретическом обосновании нарративной психологии является Дэн П. Макадамс. Ему принадлежит создание модели истории жизни идентичности. Через эту модель он описывает три уровня личности и выходит на исследование того, как человек рассказывает о важнейших в его жизни событиях и поворотах и как, говоря словами автора, «личность и культура объединяются в повествовании».
Все эти произведения заложили теоретическую базу метода, но создатели его практической части были другие.
В 70-х годах психологи обратили внимание на значимость того, как именно люди рассказывают о себе и своей жизни. Как по-разному интерпретируют одни и те же события. И как то, что это за интерпретация, влияет на то, как строится жизнь человека дальше. Основателями нарративного подхода считаются австралийский психолог Майкл Уайт и его новозеландский коллега Дэвид Эпстон.
Фото - wikipedia.org
К моменту их знакомства Майкл Уэйт успел зарекомендовать себя отличным специалистом в работе с детьми, страдающими энкопрезом. В основе его терапии лежали идеи о самостоятельном конструировании человеком собственной жизни, которые он почерпнул у набиравшего тогда обороты постмодернизма. Психотерапевт Дэвид Эпстон был заинтересован подходом коллеги и, в свою очередь, рассказал ему о принципах культурной антропологии и идеях Джерома Брунера, которые заинтересовали Майкла Уэйта и отлично согласовывались с его собственными идеями.
В 1983 году Майкл Уэйт и его супруга Шерил открыли независимый терапевтический центр «Далвич-центр», который работает до сих пор, несмотря на то, что сам его основатель умер от сердечного приступа в 2008 году. Перед смертью, также в 2008-м, он создал «Аделаидский центр нарративной практики». В последние годы жизни ученого нарративная практика была им несколько переосмыслена - с учетом увлекших его идей Льва Выготского, в частности, о зоне ближайшего развития. По аналогии с ней Майкл Уэйт увидел разницу между тем, что человеку привычно и знакомо, и тем, что является для него новым знанием о себе и своей жизни. Эти новые знания могут быть созданы человеком путем нарративизации.
В нарративной психотерапии за человеком остается право быть творцом собственной биографии. Однако терапевт играет роль ведущего, которые направляет нить повествования и задает вопросы, акцентируя внимание клиента на тех фактах и деталях, которые для него остаются как бы за скобками общего негативного или деструктивного сюжета. Жизнь человека – гораздо объемнее той части, которую каждый человек выделяет для себя как основную.
Принцип, которого обязательно придерживается терапевт, работающий в этом подходе, – уверенность в том, что у клиента достаточно сил и ресурсов на то, чтобы самостоятельно изменить собственную жизнь.
В качестве помощи здесь выступает подведение психологом рассказа к определенным чертам, мотивациям и ценностям человека. При этом клиент не должен ощущать себя ведомым: важно, чтобы он чувствовал, что сам выбирает факты и обстоятельства своей жизни и сам приходит к нужным выводам, а психолог лишь поддерживает его в этой работе.
Как и в других психотерапевтических подходах, здесь большое значение имеет разделение проблемы и человека. Психолог (иногда его называют нарратолог, а также ошибочно – норотолог, допуская погрешность в написании слова норативный) должен донести до него идею о том, что он – не равно его проблема, проблема – лишь некая ситуация, имеющая место в его жизни и не распространяющаяся на нее полностью.
Николай, 31 год. К терапевту обратился из-за низкой самооценки, неуверенности в себе и убеждении, что у него ничего не получается как следует. О себе рассказывает как о человеке, не доводящем до конца начатое: «В детстве родители отвели на скрипку, но я ее бросил. Пошел на футбол и тоже спустя пару лет бросил. Друг Петя стал успешным игроком, попал в сборную, а я – неудачник. Одноклассник из музыкальной школы играет в известном ансамбле, гастролирует по миру. А я работаю обычным айтишником, дважды разведен. Жизнь не складывается, со мной никому не интересно».
В ходе работы его история расширяется. Он обнаруживает, что скрипку бросил потому, что в принципе не хотел заниматься музыкой и в музыкальную школу пошел против воли. Футбол оставил из-за травмы колена и запрета врача, а не потому, что сдался перед сложностями. Чтобы стать айтишником, он закончил солидный вуз, а работает в крупной компании. Чтобы туда попасть, ему пришлось выдержать серьезные конкурсные собеседования – он оказался лучшим из 7 претендентов. Несмотря на оба развода, он поддерживает теплые отношения с детьми от обоих браков, исправно платит алименты и проводит много времени с детьми. Кроме того, у него есть два близких друга, которые остаются рядом с ним годами, соответственно, он является для них интересным человеком.
Анастасия, 54 года. Последние 15 лет живет с мужем-алкоголиком. Устала от борьбы с его зависимостью, ощущает себя вымотанной, говорит, что жизнь закончена. «С утра я либо вижу мужа в похмелье, либо выслушиваю его обещания, что это все прекратится, либо не вижу его, потому что он на работе. Днем я сама на работе, вечером несусь домой, чтобы мыть, стирать, гладить и готовить, а потом вызванивать мужа по его друзьям, иногда – ехать забирать его очередной попойки. Нет времени на то, что люди называют жизнью. Кажется, что даже ум притупляется от однообразия и беспросветности».
Нарративная практика привела Анастасию к интересным осознаниям. Во-первых, она увидела, кто еще в этой ситуации является зависимым – она сама! Осознала, что самостоятельно подчинила свою жизнь борьбе с алкоголизмом мужа, в то время как сам он не демонстрирует заинтересованности в решении своей проблемы. Во-вторых, оказалось, что Анастасия зарабатывает достаточно для того, чтобы сделать свой быт более комфортным: купить посудомоечную машину, робот-пылесос, приглашать регулярно клининг и периодически заказывать готовую еду с доставкой. Это высвободило ей время на давно заброшенные увлечения – бальные танцы и посещение концертов и театров. Возвращение к хобби обернулось появлением в ее жизни новых друзей. Жизнь наполнилась интересными событиями, стала приносить радость. На момент завершения работы Анастасия пришла к мысли, что может выбрать не жить с человеком, который не вкладывается в семейное счастье.
Примеры созданы путем объединения кейсов, имена изменены, фрагменты реальных историй размещены по согласованию с клиентами.
Экстернализация
Именно благодаря ей происходит разделение проблемы и человека. В рамках экстернализации клиент получает возможность взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, увидеть, как она влияет на его жизнь и какие есть способы ему самому повлиять на эту проблему.
Данная техника позволяет клиенту осознать реальное положение дел относительно беспокоящей его ситуации, определить собственную роль в своей жизни, избавиться от иррационального чувства вины и продумать эффективную схему преодоления имеющихся сложностей.
Деконструкция
Принцип этой техники строится на беседе, в ходе которой клиент производит анализ ситуации и осмысливает реальные причинно-следственные связи, из-за которых в его жизни и сложилась неприятная и нежелательная ситуация.
В этом процессе психологу отводится важнейшая миссия – помочь клиенту оставаться в его социально-культурной реальности и парадигме собственных ценностей.
Пересочинение
Техника пересочинения основывается на том факте, что изначально человек всегда субъективен при описании собственной истории, а эта субъективность подразумевает большое множество ошибок и искажений.
Суть техники – позволить человеку обнаружить неточности, которые он допускает, повествуя о себе или своей жизни. Рассматривая ситуацию с позиции других ее участников, то есть, видя себя со стороны, клиент обретает возможность самостоятельного выбора дальнейшего пути, по которому может пойти его жизнь. Важно – и это следует из названия техники, – что сочинителем нового сценария своей жизни является сам человека, а не, например, окружающие, чье мнение и видение до сих пор являлось определяющим.
Re-membering
По той же причине субъективного восприятия собственной реальности в нарративном подходе используется техника Re-membering. В ходе нее к терапии привлекаются люди из близкого окружения клиента, посвященные в ситуацию, вокруг которой строится терапия. Обычно это родственники и друзья клиента. После полученных от терапевта инструкций они рассказывают свое видение данной ситуации, что позволяет клиенту увидеть ее со стороны, понять, как это все выглядит либо с беспристрастной позиции, либо глазами переживающих за него людей.
Однако не каждый человек готов привлекать к терапии третьих лиц. И не у каждого человека эта возможность имеется технически. Поэтому психолог может применить заочный вариант этой техники – когда определенных лиц просят записать свои воспоминания о том или ином эпизоде.
За исключением так называемой большой психиатрии, нарративный подход не имеет ограничений по запросам. Здесь все зависит от круга профессиональных интересов и компетенций самого терапевта. Как и любой другой метод, он требует от специалиста квалификации, периодических супервизий и осознанного подхода при оценке собственных возможностей.
Фото - freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250