Ниша для психолога: проблемы непростого выбора и эффективные пути решения

Статья опубликована: 05.04.2024

Ниша для психолога: проблемы выбора и пути решения

Обложка - Freepik.com

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

Можно быть дипломированным психологом, прошедшем тридцать три курса повышения квалификации, и совершенно не уметь заявить об этом миру. И тогда дипломы будут скучать на полках в пустующем кабинете, а такая манящая фраза «в этом месяце осталось всего два окошка» будет казаться совершенно нереалистичной.

 

Одной из причин, по которым психологам бывает так трудно развивать свою частную практику, является неправильное позиционирование самого себя как специалиста. Иначе говоря – отсутствие определенной ниши.

 

 

Важность правильного позиционирования

 

Если пробежаться по известным доскам объявлений в интернете, предложений под названием «Психолог» будет очень много. Потому что его услуги становятся в России все более и более востребованными.

 

 

Услуги психолога становятся в России все более и более востребованными

 

 

Однако под этим словом может скрываться совершенно разные виды помощи. Навскидку перечислим лишь несколько вариантов:

  • коррекционная работа с детьми;
  • адаптация детей и подростков с РАС;
  • работа с депрессивными клиентами;
  • экстренная психологическая помощь;
  • помощь в проживании развода;
  • сопровождение утраты;
  • работа с расстройствами пищевого поведения;
  • коррекция детско-родительских отношений.

 

И много других вариантов.

 

Кто-то из коллег выбирает популярные направления, и тогда под все тем же названием можно обнаружить такие услуги как:

  • раскрытие женского потенциала;
  • раскрытие силы рода;
  • архетипирование личности и т.п.

 

К тому же под названием «психолог» нередко заявляют о себе другие специалисты. Их правильнее было бы отнести к категории эзотериков, однако они в своем предложении совмещают две сферы:

  • психолог-таролог;
  • астро-психолог;
  • психолог-энергопрактик и т. д.

 

Кто-то идет другим путем и не выносит двойные названия в заголовок, однако перечисляет услуги разного типа уже внутри рекламного объявления или поста. Например: «Помогаю прожить развод, утрату, определяю астрологическую совместимость с партнером».

 

Учитывая такое изобилие возможных вариантов можно представить себе поведение потенциальных клиентов, пытающихся найти для себя специалиста.

 

 

Поисковое поведение клиента

 

Представим, что некто Иван ищет психолога для того, чтобы помочь своему сыну-школьнику решить проблемы с одноклассниками. Он просматривает одно за одним объявления под названием «Психолог» и видит там винегрет из услуг: помощь при разводе, кризисы, астрологическая совместимость, поиск предназначения, практики для раскрытия женственности. Даже если в этом ряду окажется что-то вроде «работа с подростками», Иван вряд ли обратит на это внимание и уж совсем маловероятно, что запишет своего ребенка к такому универсальному специалисту.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Совсем иначе он отнесется к предложениям типа «Психолог для детей и подростков». Здесь он уже увидит, что нашел потенциально подходящего специалиста и сможет задать ему вопрос по своей ситуации. Если при этом в объявлении будет указано, что терапевт помогает детям разобраться в сложных ситуациях со сверстниками, Иван позвонит или напишет ему почти наверняка.

 

 

Проблемы нишевания начинающих психологов

 

Но легко сказать «выбери нишу». Выбрать ее на самом деле – не так просто.

 

Первая сложность, которая здесь возникает - профессиональные интересы самого психолога. Их может быть несколько и они могут быть разными. Одному и тому же человеку может быть интересно работать как с нормотипичными детьми, так и с детьми с особенностями развития, а также с разводящимися взрослыми. Или сочетать любые другие направления в работе.

 

Как тут выбрать?

 

Помимо интереса, каждая ниша требует определенных знаний. Поэтому первый вопрос, который уместно себе задать: «Для работы с кем и чем у меня есть знания уже сейчас». Например, заниматься с детьми можно, получив квалификацию детского психолога. А чтобы работать с особенными детьми, потребуются специальные знания и особая квалификация. Если на данный момент ее нет, разумно начать с работы с нормотипичными юными клиентами, а затем, получив дополнительные навыки, объявить о приеме и детей, требующих коррекционной работы.

 

Что важно помнить:

 

Выбор ниши не означает, что психолог создает себе рамки, выйти за которые никогда не сможет. Постепенно, шаг за шагом расширяя свои компетенции, он может охватить сколько угодно сфер. Для психолога со стажем, имеющего большое количество довольных клиентов и много положительных отзывов, отсутствие ниши не является проблемой, а наоборот считается преимуществом. А вот для начинающего частную практику специалиста она важна.

 

 

Выбор ниши не означает, что психолог никогда не сможет выйти за ее рамки.

 

 

Вторая сложность при выборе ниши – спрос. Есть ли он на конкретно такие услуги, как планирует предлагать специалист? Например, если психолог хочет заявить о себе, как о специалисте по психологической подготовке к родам, необходимо, чтобы потенциальные клиенты в принципе интересовались данной темой.

 

Важно: интерес к теме должен быть в том городе, где психолог планирует практиковать. И если та самая психологическая подготовка к родам пользуется популярностью в Москве, а специалист работает в Хабаровске, где такие запросы непопулярны, эта ниша не выглядит как потенциально успешная.

 

Впрочем, кто-то рассуждает иначе: если успешность идеи существует у меня в голове, значит, я могу ее сделать успешной. Это смелый путь, он, действительно, может привести к большим достижениям. Но чтобы пройти по нему и не выгореть, необходимо иметь, как минимум, время и терпение, поскольку сформировать у людей осознание необходимости в какой-то новой и пока что непонятной для них услуге быстро не получится. Хорошим подспорьем на этом пути будет и наличие бюджета на продвижение идеи – чем большая сумма будет на это отпущена, тем меньше времени придется ожидать первых заинтересованных. Если на данный момент начинающий специалист не обладает запасами времени, денег и терпения, лучше выбрать для своей первой ниши ту, которая уже сейчас пользуется спросом.

 

Кстати, идея уникальной услуги от времени не испортится: твердо стоящий на ногах терапевт, уже имеющий лояльную аудиторию, гораздо проще сможет донести ей смысл какого-то нового продукта, чем не вызывающий доверия новичок.

 

 

Ниша выбрана. Что дальше?

 

Итак, начало частной практики решено доверить какому-то узкому запросу или группе близких тем. Ниша нравится, ниша пользуется спросом, но возникает третья проблема: как новичку стать в этой нише заметным?

 

Здесь уместно вернуться на шаг назад и отметить, что анализируя спрос на те или иные услуги, было бы отлично выявить те, в который спрос заметно превышает предложение. В данном случае даже новичок быстро станет получать заявки от клиентов, уставших ждать, когда подойдет их очередь к известному терапевту.

 

Однако выбрать именно такую нишу удается не всегда – как минимум, потому что маркетинговое исследование провести не так уж просто. Поэтому рассмотрим, как быть начинающему терапевту в густонаселенной, хотя и популярной нише.

 

  • Помнить, что все, кто сейчас находится тут в топе, когда-то пришли сюда впервые. Какой путь они прошли? Их соцсети могут дать верные ориентиры.
  • Поработать с синдромом самозванца. Мало опыта – не значит плохой терапевт. Более того, свежий взгляд и частые супервизии могут стать конкурентным преимуществом перед, скажем так, устоявшимся опытом.
  • В соцсетях свой профессиональный рост можно демонстрировать – это вызывает доверие и формирует определенную аудиторию, которая будет наблюдать за тем, как новичок превращается во все более и более компетентного специалиста, переходящего от консультаций по символической стоимости к работе за достойное вознаграждение.

 

 

И еще один важный момент

 

 

Выбор ниши – не необратим. Выбрали, поняли, что не идет, – попробовали другую. Частым возражением здесь является следующее: «А что подумают мои подписчики, если вчера я был детским психологом, а сегодня работаю с разводящимися парами?»

 

На самом деле, это переживание сильно надумано. Во-первых, далеко не все подписчики эту метаморфозу вообще заметят. Во-вторых, те, кто заметит, не увидят в этом ни катастрофы, ни провала, ни крамолы. Если их будет интересовать «старая» деятельность, – они напишут или позвонят, чтобы уточнить, актуальна ли работа по данному запросу. Не спросили – значит, и не планировали становиться клиентом. А вот новая аудитория вполне может прийти на обновленный контент.

 

Поэтому перебор вариантов – это нормально и безопасно. Вопрос лишь в том, сколько времени давать себе на эксперимент с каждой нишей.

 

 

Фото - Freepik.com

 

 

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Ниша для психолога: проблемы непростого выбора и эффективные пути решения

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов


Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250