Характер в психологии: формирование и виды

13.10.2025
104
Время чтения: 14 минут
Обновлено: 13.10.2025
Сохранить статью:

О чем речь? Характер в психологии – набор качеств, определяющий поведение человека в различных ситуациях. На их развитие влияют окружающая среда, воспитание, характер деятельности и социальная принадлежность.

На что обратить внимание? Единой классификации характера нет – разные психологи предлагали свои варианты. Тем не менее, терапевту важно в своей работе учитывать особенности каждого клиента и использовать их для оказания помощи.

Понятие и формирование характера с точки зрения психологии

Слово «характер» происходит от греческого χαρακτήρας и переводится как «печать» или «отпечаток» —нечто, что выделяет человека, при этом оставаясь постоянным и присущим именно ему. В психологическом понимании характер — это совокупность личностных особенностей, которые определяют стиль поведения и тип взаимоотношений с окружающими.

Главные признаки характера: он долговременный, устойчивый и слабо поддается изменениям в краткосрочной перспективе, а также влияет на поступки человека в разных жизненных ситуациях.

Характер людей в психологии понимается в зависимости от проявляемых качеств: человек способен показывать храбрость или страх, быть тревожным или агрессивным, мягким или слабовольным. Если же эти проявления часто повторяются и явно выражены в определенных обстоятельствах, именно они и формируют представление о характере человека.

Например, если обычно добрый и мягкий человек разово проявляет агрессию, это не значит, что его характер изменился. Это, скорее, вызвано ситуацией. Понимание характера позволяет предсказать поведение человека. Мы заранее можем определить, с кем стоит общаться на равных, кому можно доверять, а с кем стоит быть осторожнее: «Такой у него характер, он не поступит иначе».

Человек с мягким характером

wayhomestudio / freepik.com

Раньше философы считали, что характер — это врожденное свойство, то есть человек появляется на свет с набором неизменных черт. Сегодня эта точка зрения утратила силу. Современная наука доказала, что характер развивается на протяжении всей жизни и зависит от множества факторов: окружения, воспитания, социального статуса, профессии и прочего.

На формирование характера влияют трудовое и нравственное воспитание, личный пример, физическое развитие, а также привычки. Независимо от возраста, на человека воздействует информационное пространство, включая литературу и телевидение, общественное мнение. Оно прививает как культурные ценности, так и различные идеологии. Взрослый человек способен самостоятельно оценивать и корректировать свой характер в течение жизни.

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284553.png
pdf.svg
1762284947.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284707.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762284221.png
pdf.svg
1756022806.png
pdf.svg
1756022886.png
1762284202.png
1762283580.png

4 гайда для психологов. 
Как работать с тревогой и травмой

Тревога, эмоциональное выгорание, трудности в установлении доверия, неуверенность в работе с травмой — с этими вызовами сталкивается почти каждый специалист.

Мы собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

pdf.svg
1762283902.png
pdf.svg
1756020768.png
1762283653.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762283061.png
pdf.svg
1762283205.png
pdf.svg
1756022886.png
1762283086.png

4 гайда для психологов. Как работать с тревогой и травмой

Собрали подборку материалов, которые помогут:
— укрепить контакт с клиентом уже на первой сессии
— мягко работать с тревогой и паникой
— распознавать травматические реакции и не навредить
— развиваться в профессии осознанно и безопасно

Скачайте бесплатно и используйте как поддержку в ежедневной практике.

1762280832.png
pdf.svg
1762280182.png
pdf.svg
1756023182.png
1762280613.png

На характер влияют три главных компонента: физиологические, социальные и личностные факторы. Развитие характера начинается с раннего детства, когда особенно важно окружить малыша любовью и заботой, поскольку именно в этот период закладывается эмоциональная основа на всю жизнь. В младшем дошкольном возрасте ребенок подражает взрослым и усваивает их модели поведения.

В начальных классах важна оценка действий ребенка взрослыми, формируются представления о «хорошем» и «плохом». У подростков активно вырабатываются морально-этические принципы и волевые качества. Как правило, к окончанию школы характер уже складывается, далее происходит лишь его корректировка.

Проявления характера

Американский психолог Гордон Олпорт выделял связь характера с разными видами отношений человека:

  • Отношение к себе. Это постановка целей, самооценка и восприятие собственной личности. Основные черты характера в психологии: самоуважение, скромность, гордость. Их противоположности: заносчивость, самолюбие, тщеславие. Различные сочетания этих качеств формируют то, как человек воспринимает успехи и ошибки, какую роль занимает в обществе и какие задачи ставит
  • Отношение к своим действиям. Проявляется в трудовой деятельности. Характер выражается через трудолюбие, исполнительность, перфекционизм, аккуратность, креативность и ответственность, а также может проявляться в пассивности и лени
  • Отношение к окружающим. Определяет стиль общения и эффективность взаимодействия. Характерные качества: коммуникабельность, дружелюбие, альтруизм, чуткость, отзывчивость. Противоположные: высокомерие, цинизм, равнодушие, замкнутость
  • Отношение к собственности. Аккуратность и бережливость связаны с чувством ответственности за будущее и заботой о близких. Их противоположности — неряшливость и небрежность

Классификация характера в психологии

Отсутствие единой, общепринятой системы классификации связано с разнообразием психологических школ и теоретических подходов. Среди наиболее известных типологий выделяются теории нескольких ключевых авторов, внесших значительный вклад в развитие характерологии.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр предложил простую и емкую модель разделения личности на три типа характера в психологии:

  • Экстраверты. Ориентированы на внешний мир, открыты и эмоциональны, нуждаются в общении. Как правило, менее сосредоточены на себе, но ответственны по отношению к другим
  • Интроверты. Сосредоточены на внутреннем мире, могут быть замкнутыми, склонными к уединению и избегать публичности, но хорошо проявляют себя в аналитике

Типология Юнга популярна и широко известна, однако она не учитывает уникальные особенности характера в психологии каждого человека.

Эрнст Кречмер

Немецкий психолог связывал характер с физиологическими типами и выделял три группы характера в психологии:

  • Астеники — люди с худощавым телосложением и слаборазвитой мускулатурой, часто упрямые и замкнутые, могут испытывать трудности с адаптацией
  • Атлетики — физически развитые, стройные, спокойные и рациональные личности, нередко обладающие властным, но одновременно добрым и ответственным характером
  • Пикники — представители с плотным, иногда полным телосложением, общительные и быстро реагирующие на изменения

Хотя данный подход является усредненным, он нередко адекватно отражает особенности личности с психологической точки зрения.

Александр Лоуэн

Американский психоаналитик выделил некоторые виды характера в психологии, основанные на защитных механизмах поведения. Их пять:

  • Оральный. Зависимость от чужого мнения, боязнь одиночества и потребность в постоянной поддержке, при этом недостаточная мотивация к самостоятельным действиям
  • Мазохистский. Склонность к самокритике и жалобам, удовольствие от страданий и моральных мучений других, скрытая или явная агрессия и недоверие
  • Истерический. Эмоциональные вспышки, театральное поведение, тревожность и подсознательное стремление к эмоциональному разряду
  • Нарциссический. Высокая самовлюбленность и амбициозность, сопровождающиеся агрессией и попытками подавлять окружающих
  • Высокая самовлюбленность

    stockking / freepik.com

  • Шизоидный. Отчужденность, неадекватность восприятия реальности и сложности с выражением эмоций, что затрудняет длительное общение

Полное соответствие этим типам встречается редко, однако при определенных условиях характер может эволюционировать в сторону более выраженных проявлений.

Карл Леонгард

В результате научных исследований, посвященных выделению акцентуированных личностей, Карл Леонгард сформулировал типы характера в психологии. Их 10, и каждый из них обладает своими отличительными чертами:

  • Гипертимный — отличается общительностью, оптимизмом, инициативностью и высокой активностью
  • Дистимный — характеризуется замкнутостью, пессимизмом, пассивностью и медленным принятием решений
  • Возбудимый — склонен к конфликтам, легко раздражается, реагирует эмоционально и проявляет чрезмерное стремление к контролю
  • Застревающий — проявляет подозрительность, обидчивость, конфликтность и высокие требования к окружающим
  • Демонстративный — склонен к хвастовству, театральности, демонстративным реакциям, тщеславию, при этом обладает гибкостью и эгоцентризмом
  • Тревожный — проявляет робость, неуверенность, самокритику и боится конфликтных ситуаций
  • Тревожный характер

    freepik / freepik.com

  • Эмотивный — обладает выраженной сострадательностью и чувствительностью, хотя не всегда открыто ее демонстрирует
  • Педантичный — склонен к зацикливанию на деталях, ворчлив, боится отклониться от «образца»
  • Экзальтированный — искренний, эмоционально яркий при любых переживаниях
  • Аффективно-лабильный — отличается изменчивым настроением, которое заметно окружающим, колеблется от замкнутости до чрезмерной общительности

Андрей Личко

Российский исследователь дополнил классификацию Леонгарда, выделив несколько дополнительных типов акцентуаций характера:

  • Циклоидный — характеризуется яркой сменой настроения с периодичностью до двух-трех недель
  • Эпилептоидный — проявляет настойчивость, упорство, склонен к порядку и авторитарности, раздражается при несогласии
  • Психастенический — склонен к самокритике, тревожности и глубокому внутреннему анализу, но при этом без резких эмоциональных всплесков
  • Ипохондрический — замкнутый, упрямый, склонен к тревожности о здоровье, обостренной чувствительности, иногда замкнутости. Быстро утомляется, раздражается из-за мелочей
  • Сенситивный — стеснительный, доброжелательный, стремится к взаимопомощи, в сложных ситуациях проявляет осторожность и подозрительность
  • Конформный — дружелюбный, позитивный, соблюдающий дисциплину и общественные нормы, тяжело переносит изменения

Как психологу найти подход к людям с разным характером

Посмотрите шире – за пределы одной эмоции

Человек, который пришел на прием, словно застывшая фотография. Мы видим только одну грань его состояния: «он в депрессии», «он злится», «он боится», «он обессилен». Это лишь моментальный снимок — не вся картина.

Множество черт характера

kues1 / freepik.com

За этим образом скрывается множество других черт и ролей, которые просто не проявились в данном контексте.

Именно поэтому так важно выходить за рамки текущего состояния и узнавать о жизни клиента в целом — так мы открываем доступ к его ресурсам, внутренним силам и сторонам, которые не видны на первом сеансе.

Чтобы получить более полное представление о человеке, важно заглянуть в разные ситуации: когда он был счастлив, чувствовал вдохновение, действовал решительно или, наоборот, терял уверенность. Во время работы можно задавать вопросы вроде:

  • Чем вы раньше увлекались?
  • Как проходили ваши самые яркие моменты в прошлом?
  • Кто вас окружает и какие у вас с ними отношения?
  • Что вы имели в виду, говоря: «Раньше я был спонтанным» или «Обычно я общительный»?

Эти детали помогают увидеть личность в динамике, а не в одном «застывшем кадре».

Настраивайте терапию под личность клиента

Терапия должна соответствовать внутреннему миру человека, учитывать его особенности, опыт, темперамент. Порой клиент сам помогает в этом, пусть даже неосознанно, — важно лишь услышать и использовать это.

Представьте, что к вам пришел амбициозный человек, сосредоточенный на карьерных целях. Сейчас он хочет справиться с тревожностью, которая мешает ему двигаться вперед. Помогая ему в краткосрочной перспективе обрести спокойствие, вы одновременно поддерживаете его путь к долгосрочным целям.

В психотерапии это называется утилизацией: мы подстраиваемся под личность клиента, чтобы использовать ее как ресурс. Даже высказывания вроде: «Я застенчивый, всегда всего боюсь» или «Я не люблю людей, и они меня тоже» — это не приговор, а повод для исследования и роста.

Важно помнить: то, как человек описывает себя, не всегда отражает, кем он является в действительности. Люди способны меняться — порой глубоко и неожиданно. Задача психолога — помочь клиенту раскрыть этот потенциал.

Пробуждение внутренней силы

Часто клиент полагает, что внимание специалиста сосредоточено исключительно на его проблемах, и, конечно, профессионалу важно досконально разобраться в проявлениях патологии характера в психологии. Однако не менее важно исследовать и «здоровые» аспекты жизни человека, обнаруживая его ресурсы и внутренние опоры.

Чтобы по-настоящему поддержать клиента и помочь ему почувствовать себя сильнее, необходимо подключиться к его внутренним источникам энергии. Например, открытость новому может восприниматься как стремление к риску, жажда новизны или даже нетерпимость к однообразию. Но за этой чертой также стоит мощный поток жизненной энергии и способность к глубокой концентрации, если человек сам выбирает, куда направить внимание.

Сознательные и ответственные клиенты чаще склонны выполнять рекомендации специалиста. Если направить это качество в конструктивное русло, оно может стать постоянной поддержкой, словно попутный ветер, который помогает уверенно двигаться к цели, строить успешную карьеру и насыщенную, осмысленную жизнь.

В любой личности всегда можно обнаружить потенциал — сильные качества, которые важно заметить, развить и укрепить.

Часто задаваемые вопросы о характере в психологии

Как страхи влияют на формирование характера?

Характер человека может складываться как защитная оболочка, выработанная в ответ на внутренние страхи, тревоги и переживания. Например, если человек чувствует в себе неуверенность или переживает из-за своей неполноценности, он может развивать в себе такие качества, как решительность, целеустремленность, даже авторитарность, неосознанно стремясь компенсировать свою уязвимость.

Как характер влияет на процесс принятия решений?

Характер — это фильтр, через который человек воспринимает реальность и оценивает возможные варианты поведения. Например, человек с выраженной склонностью к перфекционизму может избегать рисков и предпочитать проверенные пути, даже если они не самые эффективные. Такой человек склонен к четкому делению мира на «правильное» и «неправильное», без оттенков и промежуточных состояний.

В чем различие между характером, личностью и индивидуальностью?

Характер в психологии — это совокупность устойчивых психологических черт, которые проявляются в поведении человека, в его отношении к другим, к труду, к самому себе. Это внутренний «профиль», сформированный в процессе жизни. Личность — более широкое понятие. Оно включает в себя характер, но также охватывает социальные роли, ценности, установки, уровень самосознания. Это человек в системе отношений и в контексте культуры, общества.

Индивидуальность — более общее и в то же время уникальное понятие характера в психологии. Это то, что делает каждого из нас неповторимым: сочетание врожденных и приобретенных качеств, особенности внешности, темперамента, опыта, мышления, взглядов.

Некоторые особенности действительно закладываются на генетическом уровне. Наша жизнь формирует нас, как волны точат береговую гальку — медленно, но неотвратимо. Однако у нас есть то, чего нет у гальки: сознание и свобода воли.

Мы не просто принимаем форму, которую навязывает нам среда, мы способны на осознанный выбор, сопротивление, развитие вопреки обстоятельствам. Именно в этом контексте проявляются проблемы характера в психологии — как способности личности адаптироваться, преодолевать трудности и находить внутренние ресурсы даже в сложных условиях.

И самое главное — мы можем помогать людям видеть в особенностях своего характера не только ограничения, но и потенциал для развития.

Изображение на шапке: wayhomestudio / freepik.com

Вам также может понравиться
Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Метод парадоксальной интенции: лицом к лицу со страхом

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Виды памяти в психологии, их классификация и особенности

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Нарциссическая травма: признаки и методы работы с проблемой

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Синхронистичность Юнга: понятие, причины, примеры

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Стадии принятия горя у взрослых и детей

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Эмоциональная лабильность: причины, признаки, методы коррекции

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Лакановский психоанализ: суть и инструменты

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Психика: что это и каковы ее особенности у женщин, мужчин и детей

Техники саморегуляции для детей и взрослых

Техники саморегуляции для детей и взрослых