Статья опубликована: 02.12.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Пирамида Дилтса – известный коучинговый инструмент, представляющий собой иерархическую модель, состоящую из логических уровней, влияющих друг на друга. Благодаря ей коучи и психологи, а также бизнес-тренеры и другие наставники могут наглядно показать клиенту ступень, на которой возникла проблема, и на которых она решается – как правило, они находятся на один-два шага выше, чем сама сложная ситуация.
Будущий автор знаменитой пирамиды родился в 1955 году и уже в 20-летнем возрасте увлекся идеями открывателей нейро-лингвистического программирования Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера, а также трудами Милтона Эриксона и Грэгори Бэйтсона. Погружаясь в физиологию, психологию, нейрологию и другие науки, посвященные работе человеческого мозга, он достиг больших результатов, уже в 22 года пополнив ряды членов президентского сообщества молодых ученых. В почетный круг его приняли за работу по исследованию корреляции глазодвигательных сигналов и деятельности мозга, которую он выполнил в институте нейропсихиатрии Сан-Франциско. Некоторое время спустя Роберту Дилтсу за открытия в области поведения была присвоена ученая степень Калифорнийского университета Санта Круз.
Не оставляя увлечения НЛП, Дилтс стал одним из самых популярных тренеров в этом направлении. Его выступления стали популярны практически во всем мире, а к концу 70-х годов Роберт Дилтс вместе с коллегами Лесли Кэмерон-Бэндлер-Лебау, Дэвидом Гордоном и Мэрибэт Майерс-Андерсон разработал и утвердил стандарты программ сертификационных курсов Практика и Мастер-Практика НЛП.
К числу авторских разработок Дилтса относятся такие популярные и сегодня техники и модели, как интеграция конфликтных убеждений, реимпринтинг, нейрологические уровни, паттерны раскрутки, цикл изменения убеждений и другие.
Еще одним увлечением молодого ученого стала взаимосвязь мозговой деятельности человека и компьютерных технологий. Однако интерес к НЛП он не утратил и в 80-х годах прошлого века вместе с Тодом Эпштейном открыл Центр Динамического Обучения и Университет НЛП. Также он является главным автором первого тома известного во всем мире учебника «Нейро-лингвистическое Программирование».
В настоящее время он продолжает ездить по всему миру с тренингами и являться консультантом крупнейших компаний и частных лиц.
Одним из профессиональных интересов юного Дилтса являлись логические уровни научения и изменения, впервые описанные антропологом Грегори Бейтсоном. Постепенно он приходит к мысли, которую озвучивает в книге «Roots of NLP» в начале 80-х годов: «Кто-то действительно должен применить понятие логических уровней в практическом повседневном смысле».
На практике это выражается в изучении им взаимосвязи между мыслями, действиями и убеждениями. В качестве эксперимента Дилтс во время своих выступлений делает различные высказывания в адрес аудитории и отмечает, что их значимость и реакция слушателей тем сильнее, чем более высокий логический уровень затронут.
На основании своих наблюдений в конце 80-х годов он составил иерархию уровней, которая позже стала известна как азы НЛП. Снизу вверх это выглядит так:
Последний пункт был им добавлен в вершину не сразу:
Таким образом получилась шестиуровневая модель, нижние ступени которой зависят от верхних. То есть поведение человека, меняясь, тем или иным образом меняет его окружение, а изменившаяся миссия видоизменяет все предыдущие уровни. В обратном порядке это работает далеко не всегда. Например, изменив окружение в результате переезда или смены работы, человек может сохранить свою предыдущую идентичность и не поменять привычное поведение.
Уровни пирамиды Дилтс расположил снизу вверх в определенном порядке - от внешнего и очевидного к более глубокому и внутреннему.
1. Окружение
Этот фактор является, по сути дела, средовым. Как следует из названия, он подразумевает окружение человека, в котором он находится. Имеется в виду как ближний план – семья, друзья, так и более общий – рабочий коллектив, соседи, население города и т. п.
Известно, что окружение тем сильнее влияет на человека, чем теснее он с ним взаимодействует и чем более эмоционально в это взаимодействие вовлечен. Поэтому работа со многими запросами на данной ступени направлена на изменение окружения либо образа взаимодействия человека с ним.
2. Поведение
Поведение понимается как в широком смысле слова, так и как определенные действия, которые человек совершает. Сюда же относятся и привычки.
Здесь работа связана с изменением привычных паттернов поведения, которые являются для человека деструктивными и препятствуют достижению поставленной им цели. Изменить привычный образ действий непросто, однако не невозможно. Определив нужный вектор, необходимо двигаться по нему шаг за шагом, повторяя новые действия, применяя другое поведение сначала в самых простых, а затем во все более и более сложных ситуациях.
3. Способности
Под способностями Дилтс подразумевает знания, умения и навыки в той или иной сфере жизни и деятельности.
Работая на этом уровне, ориентируются на те навыки, которые необходимы человеку для достижения желаемого наиболее кратким путем, и ищут пути и способы их усилить либо развить. При этом важно понимать, что в силах человека освоить самые разные навыки, и для того, чтобы облегчить этот процесс, важно понимать, для чего необходимы данные умения и навыки.
4. Убеждения и ценности
Первый из глубинных уровней. Он включает в себя мировоззренческие аспекты.
Работа здесь связана с определением и выявлением значимых нюансов картины мира человека, обнаружение имеющихся у него установок, исследование их в контексте стоящей перед человеком задачи, и, при необходимости изменение их на другие.
Убеждения формируются на разных этапах жизни – большинство закладывается в детстве и передается от родителей. Немалая часть убеждений формируется у человека обществом. Им же укрепляются родительские установки. Наконец, убеждения приобретаются через получение им собственного опыта.
Не все убеждения соответствуют ценностям человека. Если ценности и убеждения вступают в конфликт, человек оказывается раздираем внутренними противоречиями. Ему бывает сложно идти к цели, потому что несмотря на осознание ее для себя значимости, он спотыкается об различные установки.
5. Идентичность
То, кем и каким человек себя видит. Важно, чтобы при работе на этом этапе имела целью развитие сильной и позитивной идентичности, что невозможно без принятия и понимания себя.
Для укрепления идентичности необходимо установить с собой более тесный контакт. Этому способствует более чуткое прислушивание к своим мыслям, чувствам и желаниям. Когда и почему они возникают? Что или кто влияет на их появление? Как много в жизни того, что влияет негативно и почему много? Как много в жизни того, что влияет позитивно и почему мало? Какие цели есть у человека на данный момент? Насколько они соответствуют его желаниям и взглядам? Какие стороны человек в себе любит, а какие нет и почему? Какую пользу несут ему его слабые стороны, и для чего они ему нужны? Эти и другие подобные вопросы используются при работе с определением и укреплением идентичности.
6. Миссия
Самый глубокий уровень, на нем определяется глобальная жизненная цель человека – то, для чего и во имя чего он живет. Понимание собственной миссии есть не у всех, а ее отсутствие делает движение человека по жизни хаотичным, цели нечеткими, мотивацию не истинной. Поэтому работа на данном уровне заключается непосредственно в поисках истинных глубинных планов человека на свою жизнь и то, каким он видит собственный вклад в мир, в котором живет.
Поиск миссии – задача непростая. Здесь пригодятся честные ответы на вопросы о том, что человеку в жизни действительно важно, кто по-настоящему дорог. Что кажется ему недопустимым, а что необходимым. Что или кто вдохновляет и чем хотелось бы запомниться?
Поиск миссии без понимания своей идентичности и знания своих ценностей крайне сложен, поэтому работа на данном уровне подразумевает проработку предыдущих.
Пирамида работает с разными запросами – как психотерапевтическими, так и коучинговыми. Алгоритм работы с ней при этом остается одинаковым:
Шаг 1
Формулировка проблемы. Необходимо добиться ее максимальной четкости
Шаг 2
Определение ступени, на которой находится проблема. При этом необходимо продвигаться снизу вверх
Шаг 3
Определение уровня, на котором находится ее решение. Как правило – это другая ступень.
Шаг 4
Определение действий, которые приведут к изменениям, необходимым для решения проблемы
Шаг 5
Проверка правильности решения. Для этого необходимо пройтись по пирамида сверху вниз, чтобы исключить все смысловые и ценностные расхождения.
В зависимости от запроса, вопросы могут слегка меняться, но не должна меняться их суть.
Как и у всего на свете, пирамида Дилтса имеет как преимущества, так и недостатки.
Неоспоримыми плюсами работы с ней является то, что она:
К недостаткам можно отнести:
Зачем бы ни использовался этот инструмент изначально, он останется у клиента навсегда. Однажды научившись задавать себе правильные вопросы и действовать согласно несложному алгоритму, можно будет использовать пирамиду при постановке новых целей и устранении новых сложностей. Более того, многие используют ее самостоятельно - без обращения к коучу или психологу - для того, чтобы простраивать наиболее эффективные стратегии по достижению желаемого.
Фото - freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250