Как психологу продавать свои услуги? Важные аспекты продвижения

Статья опубликована: 26.03.2024

Психолог – не продавец.
Сложности продвижения помогающего практика

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

 

«Я не могу продавать свои услуги!» Так звучит одна из самых болезненных болей начинающих психологов. Потому что клиенты нужны, но сами по себе они в очередь не выстраиваются – они ведь пока не знают, что Маша Иванова – крутой спец, который поможет им в сложной ситуации. Потому что, хотя Маша Иванова и хотела бы привлечь тех, кому могла бы помочь, она стесняется им продавать свои услуги и продвигать себя как профессионала.

 

Что делать? В начале своей самостоятельной карьеры психологи сталкиваются с самым настоящим внутриличностным конфликтом. Клиенты (равно деньги) – нужны. А продажи – это ведь манипуляции. Как совместить несовместимое? Как сделать так, чтобы психолог «дающий» легким движением руки превратился в психолога продающего?

 

Выход есть. И даже эти самые начинающие психологи легко бы его нашли, если бы речь шла не о них самих. И выход этот – в смене угла зрения. Психолог не должен упрашивать клиента купить. Психолог не должен искать клиентов. Психолог должен подчеркнуть ценность своих услуг и сделать ее очевидной и тем самым привлекать тех, кому они необходимы.

 

Смотрите, как по-разному звучит «Продать услуги психолога» и «Помочь пережить измену». Потому что первое – продажа («купи, купи!»), тут нужно уметь продавать. А второе – решение проблемы, за которое человек, действительно готов заплатить сам. Как он платит за хлеб, воду в водопроводе, поездку на такси и билеты на самолет.

 

 

Как начинающий помогающий специалист может быстрее переключиться на такое отношение к собственному продвижению?

 

Есть два шикарно работающих способа:

 

1. Письменно ответить на вопросы:

 

  • чем я могу помочь?

(В зависимости от того, клинический ли это психолог, детский, семейный или психолог-сексолог, это может быть, например, помощь в выходе из депрессии, коррекции поведения, проживании развода или измены и т. п.).

 

  • что будет, если человек не обратится к специалисту с таким запросом?

(Например, состояние ухудшится вплоть до необходимости госпитализации, упадет его самооценка, возникнет чувство вины, закрепится сценарий или подкрепится сценарное решение и т. п.)

 

И сделать вывод, подчеркивающий ценность своей работы и ее результата.

(Например, благодаря моей работе, клиент, столкнувшийся с разводом, проживет этот период, не уйдя в чувство вины и не подкрепив деструктивный сценарий).

 

Таким образом, необходимо создать продукт, суть которого будет заключаться не в процессе (консультация), а в решении какой-то проблемы клиента. Сделать это возможно, создавая полезный контент и показывая потенциальным клиентам пользу и подчеркивая ценность своей работы. Это будет вызывать у будущих клиентов гораздо больший интерес, чем стандартное «Я – психолог, осуществляю частную практику».

 

2. Составить список клиентов, которые уже получили результат от работы с ним, сведя его в таблицу, например:

 

Таня – прожила измену супруга;

Иван – справился с предательством девушки;

Вася – смог удачно жениться после двух разводов;

 

Тем самым специалист соберет свои кейсы, вспомнит, сколько им было проведено очных или онлайн-консультаций. Это позволит ему, во-первых, подготовить посты для социальных сетей, в которых получится на реальных примерах (разумеется, с соблюдением норм профессиональной этики) показать, что он уверенно разбирается в тех или иных ситуациях. А во-вторых, самому осознать ценность собственной работы и прийти к выводу, что продавать психологические услуги в его случае – не стыдно.

 

Оба способа позволяют фиксироваться не на факте продажи своих услуг, а на ценности работы, которую специалист умеет делать. Более того, используя обе эти техники, можно составлять продающие, но не навязывающие посты в социальных сетях.

 

 

Как избежать ошибок, продавая услуги психолога

 

Основные ошибки, которые допускают помогающие практики при продвижении себя:

 

  • Выдуманные кейсы. Важно помнить, что психолог, согласно Этическому кодексу, не имеет права публиковать кейс клиента без согласования с ним. Однако выдуманные истории довольно часто выглядят неестественно. Поэтому психологу следует научиться обезличивать кейсы, незначительно меняя обстоятельства, а также имя, возраст, род деятельности клиента, но не добавлять несуществующих деталей, имеющих принципиальную значимость.

 

  • Писать не системно. Если постоянные клиенты понимают, чем именно занимается специалист, то потенциальные могут не понять, что им предлагает психолог. Их будет сбивать с толку постоянно сменяющаяся тематика его постов и статей. Например, человек ищет специалиста по созависимым отношениям и находит подходящий пост. Он читает, понимает, что ему это актуально, и подписывается на автора, надеясь присмотреться к нему и, возможно, получить у него консультацию. Однако следом автор пишет на другую тему – например, про денежное мышление. Или про работу с ПТСР. И потенциальный клиент теряется и уже не уверен, что созависимость в отношениях – профиль данного специалиста.

 

  • Игнорировать комментарии читателей. Чтобы читатели становились клиентами, с ними необходимо налаживать контакт. Поэтому мало выпустить пост. Важно отвечать на любую активность к публикации. Получать ответ на комментарий – это приятно, поэтому таким несложным образом психолог может расположить потенциального клиента к себе дважды – сначала дав ему своим постом новые знания на важную для читателя тему, а затем поддержав с ним беседу и показав, что его мнение важно.

 

Возвращаясь к вопросу, как психологу продавать свои услуги, еще раз подчеркнем важность отношения самого специалиста к своей деятельности: осознанию того факта, что он помогает людям в сложных ситуациях, оказывает поддержку там, где ее не окажут и близкие, и дает клиенту необходимые ему тепло и принятие.

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Как психологу продавать свои услуги? Важные аспекты продвижения

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов

Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250