Статья опубликована: 26.03.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
«Я не могу продавать свои услуги!» Так звучит одна из самых болезненных болей начинающих психологов. Потому что клиенты нужны, но сами по себе они в очередь не выстраиваются – они ведь пока не знают, что Маша Иванова – крутой спец, который поможет им в сложной ситуации. Потому что, хотя Маша Иванова и хотела бы привлечь тех, кому могла бы помочь, она стесняется им продавать свои услуги и продвигать себя как профессионала.
Что делать? В начале своей самостоятельной карьеры психологи сталкиваются с самым настоящим внутриличностным конфликтом. Клиенты (равно деньги) – нужны. А продажи – это ведь манипуляции. Как совместить несовместимое? Как сделать так, чтобы психолог «дающий» легким движением руки превратился в психолога продающего?
Выход есть. И даже эти самые начинающие психологи легко бы его нашли, если бы речь шла не о них самих. И выход этот – в смене угла зрения. Психолог не должен упрашивать клиента купить. Психолог не должен искать клиентов. Психолог должен подчеркнуть ценность своих услуг и сделать ее очевидной и тем самым привлекать тех, кому они необходимы.
Смотрите, как по-разному звучит «Продать услуги психолога» и «Помочь пережить измену». Потому что первое – продажа («купи, купи!»), тут нужно уметь продавать. А второе – решение проблемы, за которое человек, действительно готов заплатить сам. Как он платит за хлеб, воду в водопроводе, поездку на такси и билеты на самолет.
Есть два шикарно работающих способа:
(В зависимости от того, клинический ли это психолог, детский, семейный или психолог-сексолог, это может быть, например, помощь в выходе из депрессии, коррекции поведения, проживании развода или измены и т. п.).
(Например, состояние ухудшится вплоть до необходимости госпитализации, упадет его самооценка, возникнет чувство вины, закрепится сценарий или подкрепится сценарное решение и т. п.)
И сделать вывод, подчеркивающий ценность своей работы и ее результата.
(Например, благодаря моей работе, клиент, столкнувшийся с разводом, проживет этот период, не уйдя в чувство вины и не подкрепив деструктивный сценарий).
Таким образом, необходимо создать продукт, суть которого будет заключаться не в процессе (консультация), а в решении какой-то проблемы клиента. Сделать это возможно, создавая полезный контент и показывая потенциальным клиентам пользу и подчеркивая ценность своей работы. Это будет вызывать у будущих клиентов гораздо больший интерес, чем стандартное «Я – психолог, осуществляю частную практику».
Таня – прожила измену супруга;
Иван – справился с предательством девушки;
Вася – смог удачно жениться после двух разводов;
Тем самым специалист соберет свои кейсы, вспомнит, сколько им было проведено очных или онлайн-консультаций. Это позволит ему, во-первых, подготовить посты для социальных сетей, в которых получится на реальных примерах (разумеется, с соблюдением норм профессиональной этики) показать, что он уверенно разбирается в тех или иных ситуациях. А во-вторых, самому осознать ценность собственной работы и прийти к выводу, что продавать психологические услуги в его случае – не стыдно.
Оба способа позволяют фиксироваться не на факте продажи своих услуг, а на ценности работы, которую специалист умеет делать. Более того, используя обе эти техники, можно составлять продающие, но не навязывающие посты в социальных сетях.
Основные ошибки, которые допускают помогающие практики при продвижении себя:
Возвращаясь к вопросу, как психологу продавать свои услуги, еще раз подчеркнем важность отношения самого специалиста к своей деятельности: осознанию того факта, что он помогает людям в сложных ситуациях, оказывает поддержку там, где ее не окажут и близкие, и дает клиенту необходимые ему тепло и принятие.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250