Статья опубликована: 09 января
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Согласно Этическому кодексу, психотерапевт не имеет права вступать в дружеские, романтические или сексуальные отношения со своим клиентом. Почему? Эта норма придумана неспроста: задвоение отношений нарушит терапевтический альянс, спутывает роли сторон и делает терапию неэффективной.
Это, однако, не исключает вероятность возникновения между сторонами тех или иных чувств. Чаще первым влюбляется клиент, и тому способствуют некоторые факторы.
За психологической помощью человек обращается, как правило, находясь в уязвимой позиции. Он страдает, чувствует себя ненужным, плохим, нелюбимым, непонятым, никчемным или бесполезным – или все сразу. Терапевт, в силу своей профессии, является устойчивым и спокойным, и зачастую воспринимается клиентом как опора.
Обычно постепенно человек научается опираться сам на себя. Собственно говоря, этому и способствует терапия. Но в некоторых случаях прежде, чем это произойдет, он влюбляется в своего терапевта.
В силу своей неустойчивости и отсутствии собственных опор клиент чувствует некоторую зависимость от психолога.
Сильный, понимающий, принимающий и поддерживающий терапевт – идеальный вариант партнера. С таким хочется строить отношения. Он точно не закатит истерику, не бросит, не начнет конкурировать. И не совершит ничего из того, что делал предыдущий партнер, отношения с которым были или остаются неуспешными.
Кроме того, он может напоминать клиенту какую-то значимую фигуру – родителя, первую любовь, бывшего возлюбленного и т. п. Это станет дополнительным стимулом к возникновению романтического чувства.
Практически каждому человеку важно видеть отклик на свои слова, поступки и переживания. Психолог этот отклик дает. И даже если человек рассказывает ему о каких-то не лучших поступках или мыслях, он встречает поддержку. Таким образом, психолог становится человеком, которому можно доверить самое сокровенное.
В свою очередь психолог не пытается подловить клиента на лжи. Он работает с тем, что сообщает ему клиент, то есть – тоже ему доверяет. Обоюдное доверие – очень важная составляющая отношений, и человек не может игнорировать этот факт.
Профессия обязывает терапевта сопереживать клиенту, и психологи, действительно, это делают – искренне. Ощущение, что твою боль понимают, что тебя поддерживают в твоих сложных эмоциях, способствует возникновению и усилению эмоциональной близости.
В терапии клиент и терапевт находятся в рамках альянса, который соответствует определенным правилам. Друг для друга стороны являются только тем, кем им положено быть в терапевтическом процессе.
За пределами терапии отношений между ними быть не должно. Именно поэтому нельзя работать с родственниками, друзьями и другими людьми из близкого (и не очень) круга общения.
В противном случае терапевтические отношения будут уступать личным. И психолог перестанет восприниматься как психолог, а станет «Таней», «Ваней», «любимым» и т. д. Соответственно, и отношения в паре перейдут в плоскость отношений между близкими людьми.
Поскольку пошедший туда терапевтический процесс может привести к самым нежелательным последствиям в жизни пациента, этические нормы запрещают мешать профессиональные и личные отношения. Человек в неустойчивом эмоциональном состоянии может не пережить нового разочарования в своих попытках построить отношения с терапевтом и совершить какой угодно поступок, причинив вред себе или другим.
Если случится ситуация, которая потребует вмешательства правоохранительных органов, психологу придется отвечать на вопросы следствия. Обнаружение факта романтический или сексуальных отношений с клиентами повлечет для него нежелательные последствия и бросит тень на его профессиональные компетенции.
Тем не менее, психолог – живой человек, и он тоже может увлечься своим клиентом – в ответ на его чувства или по собственным причинам. Худшее, что можно предпринять в этом случае – попытаться сделать вид, как будто ничего не происходит. Потому что возникшее чувство будет все равно сказываться на альянсе и толкать терапию по ложному пути. Поэтому терапевту, обнаружившему у себя нежелательные чувства в адрес клиента, необходимо признаться в них самому себе, чтобы иметь возможность влиять на сложившуюся ситуацию.
Влюбленность имеет множественные проявления. Принимая во внимание ситуацию в целом, необходимо не пропустить такие сигналы, как:
И все прочие признаки влюбленности, которые характерны для него в таких ситуациях.
Обнаружив у себя нежелательные и неуместные чувства, необходимо обратиться к супервизору. Он поможет разобраться в происходящем, стабилизировать состояние терапевта, определить риски для работы и ее эффективности и наметить стратегию по разрешению сложившейся ситуации.
Также в этой ситуации очень желательно обратиться к личному терапевту. Он поможет психологу определить причины возникшего чувства, обнаружить контрперенос и собственные дефициты и найти решение проблемы.
Всегда ли необходимо перенаправить клиента к другому специалисту, ощутив у себя к нему романтические чувства?
Это – самый безопасный для клиента (и для психолога) путь. Однако бывают случаи, когда такое решение может иметь и оборотную сторону:
В этих случаях специалисту следует (в идеале – совестно с супервизором) оценить плюсы и минусы обоих вариантов решения ситуации. Если психотерапевт имеет достаточный опыт работы со своими чувствами, ощущает в себе потенциал не смешивать рабочие и личные переживания, готов работать с соответствующим запросом в личной терапии и вести данный кейс под постоянной супервизией, работы с клиентом можно попробовать продолжить. Однако в случае, если психолог поймет, что несмотря на все усилия, не справляется с собой, терапия должна быть прекращена.
Но бывают ситуации, когда о продолжении сессий не может быть и речи. Это – все случаи, когда между сторонами был хотя бы мимолетный эпизод не терапевтических отношений – свидание, поцелуй, секс, признание в любви со стороны терапевта и другие проявления чувств.
Определение и значение в психотерапии
Перенос – очень частое явление в терапии. Под ним понимается наделение клиентом психолога какой-то значимой ролью и соответствующими этой роли важными качествами.
Чаще всего случается так называемый детско-родительский перенос, когда человек видит в психотерапевте маму или папу – заботливых и признающих, строгих и осуждающих – и каких угодно еще, в зависимости от имеющегося у него опыта. При этом то, как он видит специалиста, может не иметь ничего общего с тем, кем тот на самом деле является.
Помимо детско-родительского бывают и другие переносы, нас в контексте обсуждаемой темы интересует эротизированный или романтизированный перенос, в рамках которого человек видит в психотерапевте мужчину или женщину, с которым или с которой он хотел бы, или, наоборот, не хотел бы, иметь отношений.
Находясь в переносе, человек этого, как правило, не осознает, но ведет себя в соответствии со своими иллюзиями. Влюбленность и сексуальное желание по отношению к психологу могут возникнуть в том числе в рамках переноса. То есть, фактически объектом внимания человека будет не терапевт, а кто-то из его опыта, однако восприниматься им это будет как влюбленность непосредственно к психологу.
Фото - Freepik.com
Этот момент очень полезно обсудить, потому что сам по себе перенос является важным инструментом, позволяющим обнаружить и проработать очень многое.
В ответ на перенос терапевт часто испытывает контрперенос – то есть ответные переживания, соответствующие исходящим от клиента посылам. Контрперенос, как и перенос, очень полезен в терапии, однако необходимо, чтобы специалист умел его осознавать и не путал с истинными чувствами и переживаниями.
Как понять, что человек испытывает к специалисту чувства? Если напрямую этого сказано не будет, психотерапевту следует ориентировать на соответствующие признаки.
Признаки и сигналы
И что угодно еще, что в конкретном контексте будет выглядеть как соответствующий сигнал.
Разграничение реальности и фантазий
Важно, чтобы психотерапевт смотрел на подобные проявления объективно, разделял их фактическое существование и собственные фантазии. Как раз здесь огромную роль играют супервизия и личная терапия.
Иногда терапевт позволяет клиенту себя обнять или сам его обнимает. Это может происходить в рамках телефонных практик или иных других терапевтических ситуациях с конкретной терапевтической целью.
Иногда человек неподготовленный может воспринять этот жест как проявление какого-то личного отношения и даже влюбиться на основании единственного тактильного контакта со специалистом.
Чтобы такого не происходило, необходимо заранее сообщать ему о своих намерениях и их осознании.
Физические границы в терапии
Этот вопрос очень важен, и по нему у клиента не должно быть непонимания. Что можно, что нельзя в рамках данного подхода. Правило «стоп». Желание или нежелание быть обнятым. Уместность для человека такого действия в принципе. Все это должно быть обсуждено прежде, чем состоится тактильный контакт.
Исключения и профессиональный контекст
Если в рамках практикуемого подхода либо с какой-то конкретной терапевтической целью психотерапевт планирует обнять клиента, либо взять его за руку, он должен:
В ситуации, если имеет место влюбленность со стороны психотерапевта, либо если он подозревает, что клиент испытывает к нему влечение, которое еще не было обсуждено, тактильность из работы следует исключить.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250