4 урока для роста в карьере
Вдохновляйтесь идеями, перенимайте рабочие техники и инструменты у психологов разных подходов с опытом более 20 лет
Максимум пользы для вашей практики!




Международная онлайн-конференция 14 – 25 июля
Статья опубликована: 12 февраля
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Психология – это наука. Именно благодаря психологическим исследованиям развиваются знания о работе человеческого мозга, о функционировании нервной системы, о влиянии тех или иных состояний на эмоции, поступки и так далее.
Благодаря им же можно получить много полезной информации о конкретном кейсе, если исследования касаются конкретного клиента и происходящих у него процессов.
Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. По своим целям исследования можно разделить на теоретические, эмпирические и прикладные.
Теоретические проводятся для получения общих знаний об определенном предмете или явлении. Такие исследования строятся на основе описания и объяснения неких известных фактов, либо имеющихся гипотез и предположения. Результатом теоретического исследования являются доказательные обобщения уровня гипотезы, концепции или теории.
Целью эмпирического исследования является получение новых фактов, которые в дальнейшем будут объединены с имеющейся теорией либо использованы в прикладных целях.
Прикладное исследование нацелено на получение практического результата в определенных условиях с целью построения плана коррекции, развития и т. п. В итоге такой работы специалисты формулируют рекомендации, следование которым должно привести к желаемому результату.
Они связаны с конкретными требованиями, которые нужно учитывать при работе по достижению цели. Задачи могут включать в себя получение новых знаний об известных фактах, изучение взаимосвязей факторов, а также создание модели или схемы изучаемого объекта, свойства, процесса и т. п.
Задачи бывают основные – они решают главную проблему, и дополнительные – они касаются отдельных аспектов. Основные выполняются с помощью вспомогательных задач и требований к этапам исследования. Обычно бывает от двух до четырех задач.
Изучение поведения и психических процессов
Оно происходит в несколько этапов:
Определение проблемы и построение гипотезы
Здесь исследователь максимально четко формулирует запрос – то есть то, что он хочет выяснить. Например, как стресс влияет на память.
Опираясь на уже имеющиеся знания, исследователь делает научное предположение – гипотезу. Например, что стресс ухудшает память.
Выбор методов исследования
Это может быть:
Поскольку могли использоваться разные методы, необходимо собрать воедино все результаты.
Анализ данных
Их обработка при помощи статистических методов и соотнесение итогов с гипотезой.
Интерпретация результатов
Поиск ответов на вопрос, почему результаты получились именно такими и что они означают относительно гипотезы.
Обнародование результатов
Это может быть публикация в научных журналах, вынесение их на научные конференции, написание монографий и т. п.
Благодаря публикациям в научных журналах другие ученые могут углубиться в данную тему, проверить новые факты в собственной практике или повторить исследования коллег.
Применение результатов на практике
Разработка психологических теорий
Разработка психологических теорий начинается с наблюдений. Ученые изучают поведение людей, их мысли и эмоции. Например, они могут заметить, что в стрессовых ситуациях люди ведут себя определенным образом. На основании этого наблюдения формулируется гипотеза о том, почему так происходит.
Затем исследователи проводят эксперименты и собирают данные, чтобы проверить эту гипотезу – подтвердить или опровергнуть ее. Если гипотеза подтвердилась, это укрепляет теорию и позволяет расширить спектр ее применения. Если была опровергнута – авторы теории могут пересмотреть свои идеи, внести коррективы и продолжить исследование. В конечном итоге это способствует более глубокому пониманию предмета. То есть процесс проверки гипотез является ключевым этапом в разработке и уточнении психологических теорий.
1. Качественные
Они ориентированы на глубокое понимание субъективного опыта, мнений, чувств участников. В качестве результата здесь может быть выявление паттернов поведения, корреляция явлений или состояний и т. п.
Методы, которые здесь применяются – интервью, фокус-группы, наблюдение, анализ текстов.
2. Количественные
Нацелены на измерение и количественную оценку психологических явлений. Результатом тут будет статистический анализ данных.
Методы этого вида – опросы, эксперименты, тесты.
3. Смешанные методы
Их суть понятна из названия. Благодаря соединению подходов они позволяют получить большее количество данных и провести их более глубокий анализ.
Применяемые здесь методы представляют собой сочетание опросов, интервью и применение статистики для анализа данных.
Лабораторные исследования
Они проводятся в контролируемых условиях, что позволяет исследователю управлять переменными и минимизировать влияние внешних факторов. Это создает возможность для точного измерения и анализа поведения и психических процессов.
В качестве примера можно привести эксперименты по изучению памяти, восприятия или эмоциональных реакций, где участники выполняют задания в специально оборудованных помещениях.
Полевые исследования
Они осуществляются в естественной среде, что позволяет наблюдать за поведением людей в реальных условиях. Это может привести к более экстернализируемым результатам, но также увеличивает риск влияния посторонних факторов.
Примерами являются исследования, проводимые в школах, организациях, в общественных местах, где исследователь наблюдает за взаимодействиями и поведением участников.
Фото - Freepik.com
Экспериментальные исследования
Этот вид предполагает активное вмешательство исследователя, который манипулирует одной или несколькими переменными для оценки их влияния на другие переменные. Этот метод реализуется в контролируемых условиях и позволяет установить причинно-следственные связи.
Классическим примером является эксперимент Стэнли Милгрэма по изучению послушания.
Корреляционные исследования
Они изучают взаимосвязи между двумя или более переменными без манипуляций над ними. Это позволяют выявить наличие между ними связи, либо отметить ее отсутствие. В качестве примера можно привести анализ связи между уровнем стресса и производительностью на работе.
Однофакторные исследования
Они сосредоточены на влиянии одного фактора на определенное поведение или психические процессы. Это позволяет глубже понять роль конкретного элемента. Например, выяснить степень влияния уровня освещения на концентрацию внимания студентов.
Многофакторные исследования
Здесь рассматривается влияние на изучаемый объект нескольких факторов одновременно, что помогает понять сложные взаимодействия между ними.
Например, изучение влияния стресса, социальной поддержки и уровня физической активности на общее психическое здоровье.
Реальные эксперименты
Реальные эксперименты проводятся в условиях, максимально приближенных к реальным жизненным ситуациям. Это позволяет исследователям наблюдать за поведением людей в привычной среде.
Это могут быть наблюдения, проводимые в школах или на рабочих местах, где участники ведут себя естественно, демонстрируя свою обычное поведение в типовых для них ситуациях.
Моделирование (имитация)
Моделирование предполагает создание искусственных условий для изучения объекта или его поведения. Для этого могут использоваться, в том числе, компьютерная симуляция или ролевая игра, позволяющие смоделировать необходимые ситуации и проанализировать поведение объекта в созданных ему условиях, отвечающих имеющейся гипотезе.
В качестве примера моделирования можно привести использование виртуальных симуляторов для изучения принятия решений в стрессовых ситуациях.
Структурированное наблюдение
Структурированное наблюдение включает фиксирование заранее определенных параметров поведения. Это позволяет собрать стандартизированные данные для дальнейшего анализа.
Примером структурированного наблюдения является наблюдение за поведением детей в игровой комнате с фиксированными критериями для оценки их взаимодействия друг с другом или с предъявляемыми в рамках гипотезы стимулами.
Неструктурированное (свободное) наблюдение
Оно предполагает свободное наблюдение за поведением без заранее установленных критериев. Такой вариант позволяет исследователю выявить неожиданные аспекты поведения. Это может быть, например, наблюдение за групповой динамикой в школьном классе без заранее заданных вопросов или критериев.
Контроль и манипуляция переменными
В психологическом эксперименте исследователь контролирует условия и манипулирует независимыми переменными для изучения их влияния на зависимые переменные.
В качестве примера можно привести эксперимент по изучению влияния музыки на продуктивность работы, где музыкальное сопровождение варьируется для разных групп участников.
Самонаблюдение как метод имеет долгую историю и использовался философами и психологами для изучения сознания и личного опыта. Философы использовали самонаблюдение для размышлений о природе сознания и существования.
В современной психологии самонаблюдение активно применяется в клинической практике для повышения самосознания клиентов и мониторинга их состояния.
Один из самых популярных методов, применяемых в работе с большим количеством запросов. Однако не каждый тест дает достоверные результаты.
Стандартизация тестов
Стандартизация тестов подразумевает разработку и проверку тестов на надежность и валидность. Стандартизированные тесты признаются корректными и допустимыми к применению в различных условиях.
Например, знаменитый тест IQ прошел множество этапов проверки и адаптации, в том числе, с учетом различных культурологических контекстов. Это сделало его возможным для применения в разных странах и среди представителей разных культур.
Тестов существует огромное количество. Вот лишь малая часть самых популярных:
И многие другие.
Биографический метод подразумевает сбор информации о жизненном пути индивида через интервью или анкетирование, что позволяет глубже понять его опыт и развитие. Значение имеют любые факты, которые клиент считает важными, такие факторы, как отношение в родительском доме, в детском саду и школе, дружба, первые романтические отношения и т. п., а также события, как травмы и потери.
Изучение жизненных историй людей необходимо для понимания влияния социального контекста на их психическое здоровье, а также помогает в понимании происхождения у него тех или иных паттернов, сценариев, убеждений и т. п.
Существуют различные его разновидности:
Анкетирование — это метод сбора данных с помощью стандартизированных вопросов, что позволяет получить количественные данные о мнениях и поведении участников.
Интервьюирование — это более глубокий метод сбора информации, который позволяет исследовать субъективный опыт участников через открытые вопросы. В отличие от анкетирования интервью показывает более глубокие переживания человека, его мотивы и отношение к тем или иным событиям, ситуациям, собственным действиям и т. п.
В отличие от двух предыдущих видов, беседа носит менее формальный характер, что позволяет создать более доверительную атмосферу и способствует большему раскрытию клиента или испытуемого.
Кроме того, во время беседы психолог имеет возможность оценивать и анализировать невербальные аспекты поведения собеседника.
Часто беседа используется в сочетании с тестированием, поскольку его результаты в большинстве случаев требует обсуждения.
Существует три этапа, каждый из которых состоит из более мелких шагов.
Итоговые выводы научного исследования ложатся в основу:
Фото - Freepik.com
1. Количественные (статистика)
Они включают использование статистических инструментов для обработки числовых данных и выявления закономерностей.
Примеры:
2. Качественные методы (контент-анализ)
Включают анализ текстовых данных с целью выявления тем, паттернов или значений в ответах участников.
Примеры:
История самонаблюдения
Самонаблюдение как метод существует с древних времен. Этот подход использовался философами и ранними психологами для изучения сознания и личного опыта. Ярким примером самонаблюдения являются ранние работы Вильгельма Вундта, который использовал самонаблюдение в своих экспериментах по изучению сознания.
В наши дни самонаблюдение активно используется в клинической практике для повышения осознанности клиентов относительно собственных эмоций и поведения.
Оно должно отвечать требованиям валидности и надежности.
Валидность — это важный аспект, который определяет, насколько хорошо метод измерения или инструмент (например, тест или опросник) измеряет то, что он предназначен измерять
Валидности играет важную роль в оценке надежности и точности психологических исследований.
Выделяют три типа валидности: конструктивную, содержательную и внешнюю.
Она относится к качеству измерения инструментом теоретической конструкции. Сюда относится теоретическое обоснование (то есть то, насколько хорошо концепция, которую нужно измерить, определена и обоснована) и корреляция с другими мерами (как с ними соотносятся результаты теста).
Например, если тест предназначен для измерения уровня тревожности, его конструктивная валидность будет оцениваться на основе того, насколько он коррелирует с другими известными мерами тревожности и не коррелирует с мерами, которые не должны быть связаны с тревожностью.
Она показывает, насколько хорошо содержание теста отражает измеряемую конструкцию. Это включает в себя представительность теста (насколько он полно и адекватно охватывает все аспекты конструкции), экспертную оценку (она может быть сделана привлеченными экспертами).
Например, для опросника, который предназначен для измерения стресса на работе, содержательная валидность будет оцениваться исходя из того, включает ли он вопросы, касающиеся различных аспектов рабочего стресса (рабочая нагрузка, взаимодействие с коллегами и т. д.)
Она определяется в зависимости от того, насколько полученные новые данные можно распространить на более широкую выборку или в другие контексты. Критериями здесь будут возможность обобщения (то есть применимость к другим группам людей, временным периодам или условиям) и контекстуальные факторы (могут ли они влиять на способность результатов к обобщению).
Например, если выборкой являлась небольшая группа студентов в одном университете, то внешняя валидность может быть поставлена под сомнение, если попытаться обобщить итоги для всех студентов всех университетов.
Надежность данных
Надежность данных подразумевает стабильность результатов при повторении исследований. Высокая надежность свидетельствует о том, что полученные итоги могут быть воспроизведены другими исследователями.
Оно критически важно для понимания того, как формируются знания о человеческом поведении. Это позволяет применять полученные данные в практической деятельности психологов и смежных специалистов. В частности, для разработки новых терапевтических подходов или образовательных программ, направленных на улучшение качества жизни людей.
Также результаты находят применение в клинической практике, в образовательных учреждениях и различных организациях, что способствует улучшению общего социального благополучия.
Современные технологии открывают в этом направлении новые горизонты. Использование нейровизуализации, больших данных и искусственного интеллекта помогает углубить понимание сложных процессов человеческого поведения и психики в целом.
Инновационные методы будут способствовать более точному анализу психических процессов и поведений, что приведет к новым открытиям в области психологии.
Психология продолжает развиваться как наука. Новые направления исследований будут фокусироваться на междисциплинарных подходах, учитывающих влияние социальных, культурных и технологических факторов на психическое здоровье человека.
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250
Вдохновляйтесь идеями, перенимайте рабочие техники и инструменты у психологов разных подходов с опытом более 20 лет
Максимум пользы для вашей практики!
В телеграм-канале вас ждут полезные материалы, марафоны, анонсы мероприятий и дискуссии на актуальные темы
Присоединиться