Статья опубликована: 25.12.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Насилие – это то, что случается, увы, со многими, независимо от их пола и возраста. Но к психологу чаще всего попадают женщины, пережившие это во взрослом или в детском возрасте.
Кто-то обращается за психологической помощью сразу. Но нередко этот факт всплывает уже в ходе терапии, либо осознанно, когда человек готов раскрываться настолько, чтобы прикоснуться к болезненным и страшным воспоминаниям, либо случайно, потому что такие события практически никогда не проходят бесследно и, так или иначе, влияют на жизнь человека.
Вне зависимости от того, произошел факт насилия недавно или с тех пор прошло много лет, он требует бережной и аккуратной работы психотерапевта. Важно не допустить ретравматизации, но при этом распаковать чувства пострадавшего, позволяя ему прожить то, что не было прожито.
Самое главное правило, которое не должно нарушаться ни при каких обстоятельствах – психолог не тянет клиента в его травматичные воспоминания. Клиент сам решает, готов ли он сейчас говорить на эту сложную тему. А если готов – то насколько подробно, в каком темпе и как глубоко он способен погружаться. Уместно напомнить ему о правиле «стоп», согласно которому человек в любой момент может остановить обсуждение этой темы.
Первые шаги при оказании помощи
Если клиент не пришел с запросом «меня изнасиловали, я хочу это пережить», первым шагом со стороны терапевта, обнаружившего данный факт в биографии клиента, должен стать вопрос, хочет ли и готов ли он коснуться этой темы.
Если клиент хочет об этом говорить, прежде чем он приступит, важно напомнить ему и о правиле «стоп», и о его праве проявлять любые эмоции и использовать любые слова и выражения. Важно создать клиенту максимально комфортные и безопасные условия, в которых не будет критики. Сам человек может бессознательно ее ожидать, поэтому этот момент важно ему проговорить.
Навыки активного слушания
Здесь они пригодятся как никогда. Говорить о таком факте человеку непросто. В его рассказе могут быть паузы, повторы, сбивчивость, слезы. Терапевт не должен торопить, подгонять, перебивать и останавливать. Только слушать, но слушать активно – кивать, мимически выражать сопереживание, использовать междометия, выражающие поддержку, нечасто, но иногда повторять сказанное человеком или подкреплять его переживания словами («это очень страшно» и т. п.)
Поддержание безопасности жертвы
Говоря о том, что с ней произошло, жертва может переживать эмоции, которые испытывала в моменте. В том числе это может быть страх, чувство незащищенности, ощущение опасности. Задача психолога – мягко напоминать клиенту, что он находится в безопасности, что здесь и сейчас с ним ничего страшного не произойдет. Что психолог его поддерживает и принимает.
Принципиально важно, чтобы в момент сессии, на которой обсуждается насилие, не было никаких внешних раздражителей. Внезапно открывшаяся дверь кабинета может напугать человека, находящегося во власти страшных воспоминаний. Поэтому психологу необходимо предусмотреть и предупредить любые возможные ситуации подобного рода.
Уместно предложить клиенту чай, если специалист практикует это во время сессий. Теплый напиток позволит создать дополнительное ощущение безопасности.
осуждать и критиковать
Саму жертву, ее поведение, ее реакцию на произошедшее критиковать и осуждать нельзя ни в коем случае. Очень осторожным психологу нужно быть и с остальными участниками события – есть риск навязать клиенту собственное отношение относительно их роли, а этого делать также нельзя. Лучше спросить у клиента, как он сам оценивает поведение остальных людей и, при необходимости, подвести его к переосмыслению чьей-то роли, если это будет требоваться в терапевтических целях.
навязывать собственные решения
О любом аспекте случившегося клиент должен делать выводы сам. Эти выводы могут меняться в процессе проживания им травматичного опыта и в целом в ходе терапии. Но они должны принадлежать исключительно клиенту, как и решения, которые он будет принимать относительно факта насилия и его участников.
смещать фокус
Человек, решившийся на рассказ о таком сложном переживании, должен находиться в постоянном фокусе внимания. Неуместными в этом случае являются попытки психолога привести собственный пример или кейс другого клиента. Даже если эти примеры будут релевантны, это не то, что в данный момент важно человеку, проживающему свой уникальный и очень болезненный опыт.
применять провокацию
Даже если специалист владеет инструментами провокативной психотерапии, в случае с темой насилия их применять небезопасно. Работа с жертвой должна вестись максимально бережно и поддерживающе.
Консультирование человека, пережившего насилие, состоит из трех этапов. Первый может формально отсутствовать, если речь идет о давно произошедшем событии, которое человек когда-то пережил.
Если же это случилось недавно или только что, пострадавшему первым делом требуется:
Экстренная помощь
На этом этапе имеют место очень сильные эмоции либо их полное отсутствие («выключение», «заморозка»). Пострадавший может находиться в тяжелом состоянии не только физически, но и эмоционально. Он может отрицать произошедшее, обесценивать собственную боль, или просто молчать и не идти на контакт.
Задача специалиста на том этапе – вернуть человека в устойчивое состояние и наладить его жизнедеятельность. По итогам такой работы пострадавший должен вернуться к обычному функционированию – наладить размеренное дыхание, есть, пить, спать, обслуживать свои базовые потребности.
Кризисная работа
Это второй этап, который начинается после того, как будут достигнуты цели первого.
Основной задачей специалиста здесь будет сведение к минимуму чувства вины, неполноценности, «грязности», ущербности и так далее. Человеку нужно научиться принимать себя со всеми фактами своей жизни. Здесь же жертва должна прожить все сложные чувства и переживания, а также получить максимум поддержки от терапевта и, если есть такая возможность, группы.
Групповая работа очень показана на этом этапе. Она позволяет валидировать переживания, ощутить себя «таким же», как другие люди, испытать сострадание к другим жертвам и принять сострадание к себе.
Исследовательская работа
Третий этап, который возможен лишь тогда, когда удастся стабилизировать чувства пострадавшего. Цель данного этапа – помочь человеку увидеть, почему с ним произошло это страшное событие. Что ему способствовало. Что могло бы его предотвратить. Критически важно, чтобы человек относился к этому именно как к исследованию, а не как к укреплению чувства своей вины в случившемся. Только в этом случае он сможет вернуть себе ощущение контроля над своей жизнью и избавиться от ощущения, что с ним могут снова так поступить.
Фото - Freepik.com
На этом же этапе необходимо восстановить так называемый механизм межличностных отношений: то, как пострадавший взаимодействует с другими людьми. После насилия зачастую возникает сильное недоверие, страх, злость, ненависть к другим людям, например, по их половой принадлежности или по каким-либо другим критериям. Иногда на восстановление способности к здоровой коммуникации может уйти несколько лет терапии, но бывает, что этот процесс происходит быстрее – его скорость зависит от множества факторов.
Если речь идет именно о сексуальном насилии, особое внимание необходимо уделить отношению человека к собственному тему. Как правило, после случившегося, жертва склонна ненавидеть свое тело, которое стало причиной такого обращения. Здесь могут отмечаться самые разные переживания, связанные со стыдом за реакции своего тела на насильственные действия, ненавистью к нему за его красоту и соблазнительность, ощущение его испорченным, грязным, использованным и так далее.
После сексуализированного насилия человеку сложно строить или восстанавливать интимные отношения. Он испытывает отчуждение себя от своего тела и его ощущений. Поэтому важно донести до пережившего это важность следующих действий:
Беря в работу столь тяжелые запросы, терапевту важно заботиться о своем эмоциональном состоянии. Важно:
Как бы ни была травмирована жертва, она не должна нарушать личные границы психолога, пытаться делать из него спасателя или «мстить» ему за другого человека. Мягко и бережно психолог должен показать клиенту, что недопустимо в их альянсе.
Психологи – одни из частых жертв эмоционального выгорания. И чем тяжелее кейсы, тем вероятнее его наступление. Поэтому необходимо помнить о мерах профилактики этого состояния и уделять этому вопросу должное внимание.
Поддержка может быть от близких, от коллег, в профессиональном сообществе. Ее значение не стоит недооценивать, ведь терапевт – такой же человек, как и все остальные, и тоже может испытывать сложные эмоции, постоянно работая с чужой болью.
Что касается супервизий, то в этой теме, как и в любой другой, они необходимы, и без них страдает профессиональный рост и эффективность помощи специалиста.
К психологу часто обращаются люди, живущие в угрозе семейного или домашнего насилия, либо уже ему подвергающиеся. Не каждый из них при этом готов к кардинальным переменам в своей жизни, многие, в силу ряда причин, выбирают, по крайней мере какое-то время, жить с тираном, однако при этом обращаются к психологу за помощью. Что в этом случае может сделать специалист?
Одним из направлений работы в данном случае может стать следующее: поиск решения, как предотвратить или прекратить насилие.
Здесь важно учитывать все существующие объективные и субъективные обстоятельства и факторы. Основными задачами здесь являются:
Нередко к психологу обращаются близкие люди человека, пережившего насилие. Ими может двигать желание помочь пострадавшему пережить случившееся. Также они могут сами страдать – от сложностей в общении с травмированным родственником, от чувства вины за то, что предотвратили трагедию, от страха, что что-то подобное может произойти и с ними, и так далее.
В работе с родственниками, желающими помочь жертве и обеспокоенными изменившимися с ней отношениями, необходимо уделить внимание разделению человека и ситуации. То, что произошло с их близким – безусловно, тяжело, но это эпизод в его жизни, а не то, что сделало из него другого человека. Хотя факт насилия многое поменял в его отношении к миру и самому себе, человек остался тем же – любимым, любящим и т. п. Но сейчас его чувства могут быть заморожены или, наоборот, усилены. Это временная реакция, которую важно дать ему прожить, оказывая поддержку и принятие любых его проявлений.
Что касается страхов и чувств самих близких, с ними следует работать в контексте конкретной ситуации как с отдельными запросами.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250