Статья опубликована: 20.08.2024
Обложка - freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Мало стать психологом с дипломом, нужно еще научиться консультировать. И серьезно настроенные специалисты это делают – учатся практическим навыкам проведения сессий. Такое обучение предполагает отработку этих самых навыков, то есть ученику нужно провести консультацию в тройке или двойке – под наблюдением преподавателя или куратора. Во время таких тренировочных сессий психолог все делает по схеме – как научили. Но и клиент, которого изображает другой ученик, тоже все делает по той же самой схеме. То есть вероятность, что что-то пойдет не так – очень небольшая. Но даже на этот случай рядом с начинающим практиком находится опытный коллега, который вовремя возьмет ситуацию под свое управление и выведет ее в нужное русло.
На реальности все даже близко не так! Как бы консультант ни пытался действовать по схеме, клиент будет постоянно норовить ответить «не как учили». Он будет уходить от вопросов, задавать свои, возможно даже возражать. Или сразу, с порога начнет рассказывать о своей проблеме, и терапевт, растерявшись, не решится его перебить.
О чем важно помнить тем, кто делает в консультативной психологии свои первые шаги? О том, что все эти сбои и нештатные ситуации – нормальны. Они очень важны для опыта, который невозможно получить без ошибок.
Но мы, конечно, подразумеваем, что специалист не пустит этот процесс на самотек и будет держать в голове своего рода план – важные принципы подготовки к первой сессии с новым клиентом и ее начала.
Прежде чем человек войдет в кабинет или позвонит по видеосвязи, он будет записываться на консультацию. Кто-то из коллег автоматизирует этот процесс, используя онлайн-запись. На первых парах это не выглядит лучшим решением, поскольку исключает важнейшее звено установления контакта – знакомство. Во время первого общения важно уточнить запрос. Без деталей - в общих чертах, чтобы избежать ситуации, при которой выяснится, что специалист некомпетентен и человек пришел к нему зря.
Необходимо и убедиться и в том, что записывается не ребенок. Если же клиенту оказывается меньше 16 лет, необходимо запросить у его родителя или опекуна письменное согласие на работу с ним – без этого проводить консультацию, а там более терапию, нельзя, это чревато неприятностями. Стандартного бланка согласия нет, но можно попросить у коллег образцы и выбрать тот, который понравится больше.
Чтобы избежать обоюдного дискомфорта, важно пояснить, с какой целью задаются уточняющие вопросы.
На этом же этапе целесообразно сообщить условия работы: стоимость консультации, порядок ее оплаты, а также обсудить случаи опоздания, пропусков и отмены встреч.
Фото - Freepik.com
Этот последний пункт может показаться непростым, и это, действительно, так. Все, что касается денег в нашей культуре создает некоторое напряжение, поэтому, чтобы снизить неловкость момента, можно заготовить письменную памятку для новых клиентов, в которой прописать все эти моменты. Высылать ее молча, конечно, было бы неправильно. Лучше предварить отправку сообщением вроде: «Я сейчас вышлю вам памятку, пожалуйста, ознакомьтесь с условиями, на которых я работаю, и если что-то покажется вам непонятным, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы». В этой же памятке можно указать, что присутствие на сессии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения недопустимо.
Если что-то было упущено на предыдущем этапе, нет смысла откладывать это снова. Наоборот – это лучшее, с чего можно начать работу. Если же до сессии удалось обсудить все организационные моменты, первая встреча может начаться с уточнения: «Нет ли у вас каких-то вопросов по организационной части, все ли вас устраивает?» Либо, если ситуация не обнаруживает такую необходимость, разговор можно сразу направить в русло создания для посетителя комфортных условий.
Необходимо:
Слово «разрешить» употреблено не просто так: часто клиенты не чувствуют за собой права на все вышеперечисленное, а также ощущают себя на ступеньку ниже психолога, поэтому им требуется именно разрешение, чтобы начать чувствовать, делать и говорить. Но – без использования формы «Разрешаю», которая только усиливает дистанцию. Оптимально использовать слово «Можно»: «Здесь можно плакать, можно задавать вопросы и не соглашаться».
В зависимости от подхода, но в целом полезно:
спросить, чего именно человек хочет достичь по итогам работы и как он поймет, что его цель достигнута
Здесь может оказаться, что он пришел за волшебной таблеткой, и если не выяснить это сразу, потом можно столкнуться с его разочарованием и ощутить себя некомпетентным терапевтом. Или может выясниться, что желание клиента выглядит как «Скажите мне, что ему сказать, и я пойду». Или что-то еще. Данный вопрос возвращает клиенту определенную часть ответственности.
узнать, что уже человек сделал для того, чтобы приблизиться к желаемому
Часто выясняется, что пока ничего – и это нормально. Но бывает, что позади уже огромное количество попыток, другие психологи, астрологи, эзотерики и т. п. Ответ на этот вопрос позволяет собрать много фактуры и по самому человеку, и по его стратегиям.
Уместно:
Эти простые слова могут оказаться очень важными в установлении терапевтических отношений, поскольку позволят клиенту почувствовать себя более уверенно, увидеть свою значимость для терапевта.
Или на последнем ее этапе – на усмотрение специалиста – после того, как будут подведены итоги, даны ответы на вопросы и намечен план работы, было бы уместно:
По горячим следам – записать основные моменты, если не удалось этого сделать в процессе, отметить пункты, которые вызвали затруднение, набросать вопросы к следующей сессии, если таковые уже наметились. Записать домашнее задание, если оно было дано.
Фото - freepik.com
До следующей сессии – посетить супервизора, чтобы убедиться в правильности своей стратегии или скорректировать ее, если что-то было сделано не так. При этом нельзя сказать, что специалист должен ходить к супервизору после каждой сессии. Это лишь желательный вариант, который остается на его собственное усмотрение. Однако очевидно, что от того, посещает ли психолог супервизии, зависит то, как проходят его сессии.
Вполне возможно, что поначалу психологическое консультирование будет вызывать у терапевта не самые приятные переживания, поскольку могут вскрыться его собственные проблемы и травмы. В этом случае самым верным решением будет посещение личного терапевта. В противном случае на следующей сессии психолог может быть менее эффективен.
Есть множество неочевидных моментов, которые понимаются только с опытом. А еще есть немало очевидных, которые могут упускаться из внимания. Вот самые основные:
Обращение в комфортной форме
Если клиент представился Таней, не надо звать его Татьяной. И наоборот.
То же самое, кстати, касается и терминологии, которую употребляет человек. Особенно в острых и болезненных темах. Если он говорит «изнасилование», не нужно подменять это слово эвфемизмом из разряда «когда это с вами случилось», потому что это лишь подчеркнет исключительность и ужас ситуации и может способствовать стигматизации. Зато очень полезно делать наоборот, называя даже самые сложные ситуации своими именами – это будет означать снятие с события некоего табу, принятие человека с его болью и опытом.
Максимум деталей
Ошибка многих начинающих терапевтов – недостаточно детальное изучение ситуации. Когда началось? Что было до этого? А за месяц? А за год? А когда-либо было ли подобное? Как с этим работал прошлый специалист? Какие препараты принимаются? А от них есть ощутимые изменения, или нет? Поддерживают ли человека кто-то из близких? А он сам себя? И как? И еще много-много вопросов, которые при кажущейся простоте и обыденности могут нести в себе самые важные смыслы и существенно менять ход терапии.
Использование гипотез, а не утверждений
Молодые специалисты часто грешат поспешными выводами. «Это у вас из-за того, что мама так говорила, когда вы были маленький». На самом деле, даже если прослеживается очевидная связь, делать однозначные выводы нельзя. Но можно высказать предположение, объяснить, почему оно делается.
Аккуратность с темой родителей
Очень просто обвинить родителей во всех бедах. Это может иметь необратимые последствия для целой семьи. Критически важно, чтобы человек не нашел виноватого в своих сложностях, а осознал, что заставило его сформироваться именно так, и главное – понял, каким образом он может изменить ситуацию. Отпускать клиента, готового пойти ругаться с родителями – плохой вариант завершения сессии.
Учесть все мелочи заранее практически невозможно. Поэтому не стоит пугаться, если окажется, что что-то было упущено. Терапевт – такой же человек, как и все остальные, и не может не ошибаться. Но может, признав допущенные ошибки, исправить их, приобретя новый бесценный опыт.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250