4 урока для роста в карьере
Вдохновляйтесь идеями, перенимайте рабочие техники и инструменты у психологов разных подходов с опытом более 20 лет
Максимум пользы для вашей практики!




Международная онлайн-конференция 14 – 25 июля
Статья опубликована: 09 апреля
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Схема-терапия (иногда ее называют схематической или схемной) — подход в психологии, который был разработан Джеффри Янгом для работы с глубинными эмоциональными проблемами и дисфункциональными паттернами поведения. В основу метода элементы когнитивного, поведенческого и гуманистического направлений. Суть этой терапии заключается в идее, что наши эмоциональные потребности формируют когнитивные схемы, которые, в свою очередь, влияют на наше поведение, восприятие окружающего мира и взаимодействие с другими людьми.
Основные эмоциональные потребности человека
Каждый человек имеет базовые эмоциональные потребности, такие как потребность в любви, безопасности, автономии и самовыражении. Удовлетворение этих потребностей является важным для психического здоровья и общего благополучия. Когда эти потребности удовлетворяются, человек чувствует себя гармонично и способен строить здоровые отношения.
Роль неудовлетворенных потребностей
Когда эти потребности не удовлетворяются в детстве или в процессе взросления, это может привести к формированию негативных схем. Неудовлетворенные потребности создают основу для эмоциональной боли и дисфункционального поведения. Например, если ребенок не получает достаточно любви и поддержки, он может вырасти с ощущением, что недостоин любви. В дальнейшем это повлияет на его отношения со сверстниками, а потом и с другими взрослыми людьми.
Фото - Freepik.com
Что такое когнитивные схемы?
Это устойчивые ментальные структуры, которые помогают нам интерпретировать информацию и реагировать на окружающий мир. Они формируются на основе нашего опыта и влияют на наше восприятие себя и других. Схемы могут быть как положительными, так и отрицательными. С точки зрения схема-терапии, именно они определяют, как мы воспринимаем различные ситуации.
Примеры наиболее распространенных схем
«Я недостоин любви»
Человек живет с ощущением, что никто не может любить или принимать его таким, какой он есть.
«Я должен быть идеальным»
Убеждение, что только идеальное поведение, послушание и выполнение всех поставленных перед ним задач принесет одобрение, которое, в свою очередь, необходимо для любви либо может ее как-то заменить.
«Никому нельзя доверять»
Недоверие к людям и страх быть преданным ими.
Основные режимы поведения в схема-терапии
Режимы — это состояния, в которых мы находимся в ответ на те или иные ситуации. Каждый из них отражает разные аспекты нашей личности и способы реагирования на стрессовые ситуации.
Существует несколько категорий режимов:
Детские
Сюда относятся эмоциональные реакции, которые возникали у ребенка, когда его потребности не удовлетворялись.
В этой категории могут реализовываться:
Критикующие (родительские)
Здесь проявляются убеждения, правила и установки человека.
В рамках этого режима выделяются три варианта режимов:
Дисфункциональные копинговые
Они помогают защищать уязвимую детскую часть личности от нежелательных, болезненных эмоций. Это помогает в моменте, но никак не восполняет неудовлетворенные в детстве потребности и в целом не меняет ситуацию.
Здесь может развернуться один из следующих режимов:
Оно может реализовываться в двух реакциях – «беги» или «замри». Первый часто выражается в побеге от реальности любым известным способом. Второй – в игнорировании и отстранении от нежелательной ситуации.
Она может проявиться в нарушении чужих границ с целью что-то доказать или получить любой ценой либо тотальном контроле и проверке (например, телефона или карманов партнера) и т. д.
Отдельно выделяются так называемые здоровые режимы:
Здоровый Взрослый
Человек демонстрирует умение поддержать, защитить свои границы, не нарушив чужих, договориться, пойти на разумный компромисс, попросить помощи, если это целесообразно и оправдано.
Счастливый Ребенок
Человек чувствует спокойствие, радость, умеет шутить, смеяться, получать удовольствие.
Как режимы связаны со схемами
Каждый режим связан с определенными схемами. Например, когда человек чувствует себя уязвимым или испытывает сильную эмоциональную боль, он может перейти в режим Ребенка и начать вести себя так, как он вел себя в детстве. Это проявляется, например, в виде капризов, зависимости от других или избегания сложных ситуаций.
Адаптивные и неадаптивные стратегии
Стратегии совладания — это способы, которыми мы справляемся с эмоциональной болью. Адаптивные стратегии помогают нам эффективно решать проблемы и справляться с трудностями, в то время как неадаптивные, хотя и могут иметь краткосрочный положительный эффект, глобально только усугубляют ситуацию и приводят к еще большим страданиям.
Так, например, употребление алкоголя в момент болезненных переживаний, может снизить остроту их восприятия и помочь человеку пережить боль в моменте. Но часто это решение приводит к осложнению ситуации, появлению неприятных последствий и т. п.
Примеры стратегий избегания и компенсации
Стратегии избегания могут включать уход от конфликтов или игнорирование своих эмоций. Например, влюбившись, он будет стараться держать дистанцию, отказываться от встреч, тянуть с развитием отношений.
Стратегии компенсации могут проявляться в чрезмерной работе или зависимостях. Например, человек начинает много работать, чтобы избежать столкновения с собственными чувствами или проблемами.
Роль детских воспоминаний
Схемы формируются на основе наших ранних переживаний. Детские воспоминания о том, как нас любили или отвергали, закладывают основу для наших будущих отношений и восприятия себя. Ребенок, который постоянно подвергается критике или пренебрежению, часто вырастает с низкой самооценкой и негативными схемами.
Как схемы влияют на повседневное поведение?
Они влияют на наше восприятие как самих себя, так и окружающих людей и ситуаций. Например, если у человека есть убеждение типа «Я недостоин любви», он может интерпретировать нейтральное поведение других как отказ или неприязнь. В результате человек будет избегать общения, чувствовать себя некомфортно или станет чрезмерно зависимым от мнения окружающих.
При наличии идеи о том, что «никому нельзя доверять», человек с недоверием относится к окружающим, отовсюду ждет обмана. Предложения о повышении или новой работе могу быть им отклонены из-за того, что он усмотрит в них подвох.
Триггеры активации схем
Схемы активируются в ответ на определенные триггеры — ситуации или слова, которые напоминают (часто это происходит не осознаваемо) о болезненных воспоминаниях. Например, на вечеринке девушку никто не пригласил танцевать, и она расценивает это как собственную ненужность и одиночество, хотя объективно могла быть ситуация, в которой молодые люди вообще никого не приглашали и пары образовывались из тех, кто и так пришел вместе.
Эмоции и реакция на активацию схем
Когда схема активируется, человек испытывает сильные эмоции – например, страх, гнев или печаль. Это может привести к деструктивному поведению или к повторению старых паттернов взаимодействия с окружающими.
Допустим, девушка из примера выше, почувствовав себя одинокой и ненужной, может реализовать режим уязвленного ребенка и избрать неадаптивную стратегию – например, убежать с вечеринки или напиться, чтобы обратить на себя наконец внимание. Оба варианта не приведут ее к желаемому результату, к которому она стремилась, когда шла на мероприятие – например, приятно провести время, познакомиться с новыми людьми, зарядиться позитивом.
В схема-терапии существует понятие домена. Домен – это группа дисфункциональных схем, объединенных по общему признаку или критерию. Всего существует 5 доменов.
Он включает схемы, связанные с ощущением отверженности и недостатка поддержки:
Работа с этим доменом заключается в развитии у человека уверенности в себе, обучении его навыкам построение здоровых отношений, коммуникации, раскрытия перед другим человеком, доверия.
При его наличии человек имеет смутное представление о собственной идентичности, самоценности, у него отсутствует уверенность и внутренняя опора. Он зависим от близких и не представляет свою жизнь без постоянного участия в ней кого-либо.
Чаще всего это – следствие родительской вседозволенности, отсутствие в жизни ребенка здоровой и конструктивной критики, сверхценность власти.
Основная идея здесь – быть удобным, нравиться как можно большему числу людей.
Часто родители не одобряют выражение ребенком эмоций. Либо – пытаются эти эмоции контролировать и менять. В результате вырастает человек, не умеющий быть искренним в своих эмоциях даже перед самим собой и плохо их понимающий в целом.
Терапевт создает безопасное пространство для клиента, где тот может открыто говорить о своих чувствах и переживаниях. Это доверительное отношение является основой успешной терапии.
Терапевт помогает клиенту идентифицировать дисфункциональные схемы и понять их влияние на поведение. Этот процесс включает в себя исследование прошлых переживаний клиента.
Техники преодоления
Эмоциональные техники могут включать визуализацию, работу с образами и другие методы, помогающие клиенту лучше понять свои чувства. Эти техники помогают клиентам осознать свои эмоции и научиться их выражать.
Заданиями здесь может быть ведение дневника эмоций или практика осознанности для повышения самосознания. Эти практики помогают клиентам применять полученные знания в повседневной жизни.
Схема-терапия отличается от когнитивно-поведенческой терапии тем, что она фокусируется на глубинных эмоциональных потребностях и паттернах поведения, а не только на текущих мыслях и действиях. Схема-терапия рассматривает более широкий контекст жизни клиента.
В отличие от КПТ, схема-терапия уделяет больше внимания детским переживаниям и их влиянию на взрослую жизнь. Это позволяет глубже понять корни проблем клиента.
СТ ориентирована на удовлетворение эмоциональных потребностей клиента, что делает ее особенно эффективной для работы с глубинными проблемами. Терапевт помогает клиенту выявить свои истинные желания и потребности.
Хотя некоторые аспекты схема-терапии можно применять самостоятельно, работа с глубокими эмоциональными проблемами часто требует профессиональной поддержки. Самостоятельная работа может быть полезной только на начальном этапе.
Книги по схема-терапии и ведение дневника могут помочь лучше понять свои схемы и развить навыки саморегуляции. Запись своих мыслей и чувств помогает осознать паттерны поведения.
Профессиональная же поддержка поможет безопасно проработать сложные эмоции и заменить неадаптивные стратегии адаптивными.
Сроки работы зависят от сложности запроса. Некоторые клиенты могут увидеть изменения уже после нескольких сеансов, тогда как другим может потребоваться длительная работа для достижения устойчивых результатов.
Разовые запросы могут быть решены за 1—3 сеанса, тогда как долгосрочные проблемы требуют более глубокого анализа и времени для проработки. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого клиента.
Индивидуальные программы могут варьироваться от нескольких месяцев до года в зависимости от целей клиента. Терапевт разрабатывает программу с учетом уникальных потребностей каждого человека.
Схема-терапия эффективна при различных психических расстройствах, включая тревожные состояния, депрессию и межличностные проблемы. Она также полезна для людей с историей травм или сложными отношениями.
Травмы
Люди с травматическим опытом часто имеют сложные дисфункциональные схемы, которые требуют внимательной работы. Терапия помогает выявить эти схемы и начать процесс исцеления.
Работа с тревожными и депрессивными состояниями
Схема-терапия помогает клиентам разобраться с корнями их тревожности или депрессии через понимание своих схем. Это позволяет разработать более адаптивные стратегии совладания с эмоциями.
Воздействие на межличностные проблемы
Этот подход также эффективен для улучшения межличностных отношений и разрешения конфликтов. Терапевт помогает клиенту научиться строить здоровые границы в отношениях.
Существует множество книг по схема-терапии. Рекомендуется ознакомиться с работами таких авторов, как Джеффри Янг и Арнольд Лазарус, которые являются основоположниками этого подхода.
1. Джеффри Янг. Схема-терапия: Практическое руководство
2. Арнольд Лазарус. Эмоциональная терапия
3. Эмили Кристенсен. Схема-терапия: Теория и практика
4. Джеффри Янг. Схема-терапия для личностных расстройств
5. Мартин Селигман. Психотерапия через схему
Фото - Freepik.com
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО «ИНСТИТУТ ЛАЙФ ПРАКТИК»
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250
Вдохновляйтесь идеями, перенимайте рабочие техники и инструменты у психологов разных подходов с опытом более 20 лет
Максимум пользы для вашей практики!
В телеграм-канале вас ждут полезные материалы, марафоны, анонсы мероприятий и дискуссии на актуальные темы
Присоединиться