Статья опубликована: 03.05.2024
Обложка - unsplash.com
Мария Кирьяк
психолог
Тема профессионального выгорания (ПВ) в последние годы находится на пике популярности. Равнозначным термином принято считать понятие «эмоциональное выгорание» (ЭВ). В ряде случаев это, действительно, синонимы. Однако иногда эмоциональное выгорание бывает не связано с профессиональной деятельностью – например, материнское, любовное, дружеское выгорание. О таких разновидностях явления стали говорить в последние годы, раньше же речь шла в основном о выгорании на работе.
В теме профессионального выгорания психологи, психотерапевты и консультанты в смежных сферах стоят несколько особняком, потому что для специалистов данной категории профессиональное выгорание имеет свои нюансы. Но об этом мы поговорим отдельно – после того, как в целом обсудим данное явление.
Этот термин появился в 70-х годах прошлого века. Его автор – Герберт Дж. Фрейденбергер, американский психолог и врач, специалист в области работы со стрессом и хронической усталостью. Профессиональным выгоранием он называл состояние умственного и физического истощения, вызванное профессиональной деятельностью.
Фото - Герберт Дж. Фрейденбергер (wikipedia.org)
Российский психолог, академик международной Балтийской педагогической академии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, доктор психологических наук, профессор Виктор Бойко называет эмоциональное выгорание механизмом психологической защиты от интенсивных и продолжительных стрессов.
С 2019 года это состояние было включено в Международный классификатор болезней МКБ-11 (в России используется МКБ-10, хотя многие специалисты обращаются к МКБ-11, как к более современному классификатору). Там ему дается такое определение: «Синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». Одним из основным признаком заболевания МКБ-11 называет снижение работоспособности.
На практике проявление этого состояния выглядят как потеря интереса к работе, снижение ее эффективности, сомнения в верности выбора профессии, в своих способностях и праве заниматься подобной деятельностью. В случае своевременного непринятия мер состояние ухудшается вплоть до депрессии и даже суицидального поведения. Помимо этого есть и другие симптомы, которые будут рассмотрены ниже.
Как так получается, что наши бабушки и дедушки, жившие в Советском Союзе, и не слышали таких слов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах этого явления и соотнести их с настоящим временем.
Они могут быть как внешними, так и внутренними. И как правило, для того, чтобы наступило данное состояние, необходимо несколько причин, и их сочетание может быть различным.
Начнем с внешних, потому что их больше. К ним относятся:
Многие пункты из этого перечня являются характерными признаками нашего времени. Например, у наших бабушек и дедушек были четко обозначенные рамки, касающиеся времени трудового дня и функциональных обязанностей. У них была понятная система мотивации, они точно знали, за что можно попасть на доску почета, но более всего их воодушевляла мысль о том, что их труд нужен обществу, партии и Родине. Несмотря на перипетии в социальной жизни, в СССР стабильность все равно была: все знали, что, получив образование, они отправятся работать по распределению, затем могут перевестись на другое место и в целом двигаться в рамках своей профессии вверх до выхода на пенсию. Кроме того, все советские граждане имели более или менее похожий режим дня, собирались за ужином, делились своими новостями и общались друг с другом, не смотря при этом в телефоны и не занимаясь прочими гаджетами.
В настоящем времени со всеми этими пунктами у разных людей складывается по-разному. Впрочем, тот факт, что в Советском Союзе не говорили про ПВ, не означает, что с ним вообще никто не сталкивался. Просто это случалось реже, и люди, во-первых, не знали, что это такое, а во-вторых, им было не с кем обсудить свое состояние и уж тем более получить квалифицированную помощь.
Внутренние причины:
Негативно влияя на общее состояние человека в целом, выгорание подталкивает его к необдуманным импульсивным действиям – конфликтам, увольнению, разрыву отношений, иногда даже самоубийству. Оказавшись в состоянии выгорания, человек начинает либо работать на износ, доводя себя до состояния робота, либо, что чаще, выполняет свои обязанности все хуже, теряет в доходе, получает выговоры, совершает ошибки, которые в некоторых видах деятельности могут быть фатальными.
Лишившись работы или семьи, человек становится более подвержен негативным привычкам, может стать алко- или наркозависимым, начать вести неправильный и небезопасный образ жизни, подвергая риску свое здоровье, жизнь, а также жизни других людей.
Фото - flectone.ru
Многие ошибочно считают, что ЭВ затрагивает только эмоции. Нет, оно имеет и физические проявления. К ним относятся:
Помимо физических, синдром характеризуется также эмоциональными и поведенческими проявлениями. Симптомы из всех трех групп могут проявляться у разных людей по-разному и в каком угодно сочетании. Чем дольше человек остается без помощи специалиста, тем больше симптомов у него появится.
Эмоциональные симптомы:
Поведенческие проявления синдрома:
Одновременно с появлением самого этого понятия, ученые взялись за его изучение. Уже в 1970-х годах появилась многофакторная теория ЭВ, авторами которой стали американские ученые К. Маслач и С. Джексон. Согласно их концепции, в основе выгорания лежит три состояния:
Предложенный К. Маслач опросник, тест MBI, активно используемся для диагностики состояния и сейчас. Он состоит из 22 вопросов, разработанных отдельно для мужчин и для женщин. Помимо него существуют и другие диагностические инструменты. В числе популярных – опросник ЭВ В. Бойко и Е. Ильина. Результаты отражают выраженность симптомов, риск дезадаптации и стадию процесса истощения.
Помимо специфических тестов используются беседа, а также комплексные методики исследования личности, например, СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности), опросник Айзенка, метод цветовых выборов.
Разные исследователи выделяют четыре или пять стадий или, как их еще называют, ступеней выгорания. Согласно теории Дж. Гринберга, которая является наиболее распространенной, человек проходит пять ступеней:
Справиться с СЭВ всегда сложнее, чем его предотвратить. Поэтому важно с самого начала трудовой деятельности следить за тем, чтобы работа не стала единственной или самой значимой сферой жизни. Здоровая самооценка, умение соблюдать свои и чужие границы, свобода коммуникаций позволяет сотруднику сразу прояснить и обозначить вопросы, связанные с ответственностью, функционалом и мотивацией, а при необходимости ссылаться на достигнутую договоренность.
Физическая активность, достаточный сон, полноценный отдых, забота о себе и своем здоровье также являются важными, даже базовыми, составляющими профилактики выгорания.
Фото - sportishka.com
Что касается ситуаций, если СЭВ уже есть, то лучшим решением будет обращение к психологу. Помимо работы со специалистом будет необходимо значительно снизить рабочие нагрузки и увеличить время отдыха.
Как парикмахер работает расческой и ножницами, так психолог работает собой. Его эмоциональная сфера становится открытой для эмоций других людей. Даже если специалист обладает умением контейнировать чужие переживания, разъединяться с клиентом и проживать собственные эмоции, нагрузка на его психику все равно остается крайне высокой.
Как правило, в психологи идут люди определенного склада характера и типа личности. У них высокий уровень эмпатии, они тонко чувствуют других людей, способны настраиваться на их волну. Это дает им силу как специалистам, но одновременно способствует их же слабости перед лицом СПВ.
Психотерапия и психологическое консультирование - тот тип услуг, результат от оказания которых далеко не всегда бывает заметен сразу. Нередко клиенты уходят из терапии, не достигнув результата, соответственно, психолог может не получить удовлетворенности от работы, в которую вкладывал силы, время и душу.
Специфика работы терапевта, имеющего постоянное взаимодействие с тяжелыми ситуациями - потерями, разводами, смертью и т. п. – также способствует возникновению ПВ. Этим же объясняется и тяжесть протекания у них этого состояния, поскольку, уже выгорев, терапевт продолжает находиться в нескончаемом потоке негативных переживаний.
В отличие от других специалистов психологу бывает сложнее поставить работу на паузу, поскольку это может оказаться очень болезненно, а иногда и небезопасно для клиентов.
Сложнее, чем у представителей многих других профессий, у психолога может обстоять и с поддержкой со стороны близких и родных. Это объясняется и соображениями этики, и недостаточным пониманием непсихологами специфических проблем, с которыми сталкиваются терапевты. И с существующим у многих психологов правил, согласно которым рабочие ситуации не обсуждаются дома, где «психолог выключается и включается мама / папа / жена / муж».
Учитывая все эти нюансы, крайне важно, чтобы психотерапевт использовал известные ему превентивные приемы не только в качестве рекомендаций для клиентов, но и в качестве заботы о самом себе. Помимо всего вышеперечисленного, у терапевтов имеются специфические возможности, которые не стоит игнорировать – личная психотерапия, супервизии, интервизии и балинтовские группы.
Фото - Midjourney
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250