Статья опубликована: 11.04.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
Психологи учатся всю жизнь. И это – чистая правда, во всяком случае, если речь идет о настоящих профессионалах, влюбленных в свое дело. Они понимают, что наука, в том числе психологическая, постоянно развивается, и чтобы не остаться за бортом, нужно развиваться вместе с ней.
Однако фраза про постоянное обучение сильно пугает тех, кто только начинает свою карьеру в психологическом консультировании и терапии. Начинающему специалисту становится страшно позиционировать себя как специалиста, потому что у него есть только один диплом, а у его старших коллег – куча всяких свидетельств и сертификатов. Поэтому вместо того, чтобы начинать практиковать под супервизией, он бросается в одно обучение за другим, набирает документы об их успешном завершении, тратит на курсы и вебинары огромные деньги, но по-прежнему скромно именует себя «начинающим психологом» – полгода, год и дольше.
Как молодому консультанту начать, наконец, работать и зарабатывать? Как снять с себя ярлык вчерашнего студента? Как почувствовать, что он уже может помогать людям? Что для этого нужно? Если ответить одним словом – практика. Не учебная, не работа в тройках, не «давайте попробуем: один из вас психолог, друг клиент, остальные наблюдают». А настоящая практика – один на один с реальным клиентом, который придет со своей невыдуманной историей.
Все, кто учился на специальности «психология» и планировал практиковать, не раз слышал фразу: «Опыт придет к тебе вместе с клиентами». Да, каждый клиент, каждый запрос, каждый сложный случай – все это идет в копилку мастерства терапевта.
Получается замкнутый круг: решиться на такое страшно, потому что нет опыта. Опыта нет, потому что нет практики. И целая пачка дипломов этой проблемы не решит. Какой хорошей бы ни была теория – без практики она бесполезна. Это касается любой деятельности, а уж про психологов нечего и говорить.
Первое, с чего можно начать – четко разделить для самого себя учебу и работу. Начать относиться к ним как к двум важным составляющим единого целого.
Начать работать – не значит, прекратить учиться. Это две стороны одной медали: обучение повышает квалификацию, а работа позволяет полученные знания применить на практике и еще больше эту квалификацию повысить.
Осознать, что если не реализоваться в профессии, выгорание придет очень быстро. Появятся сомнения в верности выбранного пути, может появиться желание вообще сойти с дистанции. Оно будет активно подкрепляться извне.
Мы живем в социуме, и в этом социуме есть свои правила. И стереотипы. Руководствуясь ими, так и не начавший практику психолог будет постоянно слышать вопросы из разряда «Когда ты уже будешь работать?» и «Ну, сколько у тебя сейчас клиентов?» Это будет раздражать и приводить в уныние, от которого недалеко и до депрессии. Помимо вопросов со всех сторон будут прилетать разного рода непрошеные советы. Потому что люди обожают «спасать» и делают это, как говорится, не дожидаясь просьбы о помощи.
Отделить эмоции (включая страх) и подумать о том, что для оплаты курсов необходим какой-то доход, и частная практика является одним из способов его получения.
Подчеркнем важное: речь не идет о том, чтобы продавать некачественные услуги и браться за кейсы, которые требуют специальных навыков и знаний. Мы предполагаем, что определенный, базовый, набор компетенций у начинающего специалиста уже есть.
Выбрать 1–2 запроса и начать практиковать с них, параллельно углубляясь в изучении данной темы.
При таком подходе очень скоро будет можно смело позиционировать себя как эксперта, например, по разводам или по выгоранию, или по проживанию горя. Неважно, каким кругом тем специалист ограничится на первых порах. Важно, что, сфокусировав на них собственное внимание, он будет более вдумчиво подходить и к выбору новых обучающих программ, не распыляясь, а углубляясь в выбранную нишу и становясь в ней все более и более опытным. Постепенно перечень запросов будет расширяться.
Подумать о том, что кому-то на самом деле нужна его помощь. Не каждый потенциальный клиент ищет опытного специалиста с большим стажем – хотя бы потому, что стоимость его услуг может быть для человека некомфортной.
А есть и те, кто принципиально выбирают молодых специалистов, потому что опасаются, что терапевты с большим опытом могут уже так не гореть профессией и подходить к работе несколько формально. Это, конечно, лишь частное мнение тех, кто, вероятнее всего, имел неприятный опыт терапии и сделал соответствующие выводы. Тем не менее мнение это имеет место, значит, не следует сбрасывать его со счетов.
Снова отбросив эмоции выписать все свои профессиональные знания, навыки и умения.
Очевидно же, что всем этим не обладают те, кто не обучался на факультете психологии? Значит, даже самый начинающий психолог в любом случае разбирается в теме лучше, чем человек, имеющий любое другое образование (или не имеющий никакого). Разумеется, к начинающему эксперту не придет на консультацию его более опытный коллега. Зато вполне могут прийти те, кто только-только решился попробовать терапию и кому важно то, что называется софт-скилы. В данном случае это могут быть открытость и искренняя заинтересованность как в их проблеме, так и в них самих.
Любой специалист может ошибиться. Может сделать неверный ход и увести терапию не туда. Может не заметить очевидного и «увидеть» то, чего нет. А может просто прийти в тупик, перепробовав все доступные инструменты и не получив никакого результата. Такое может произойти с каждым, в том числе и с опытным терапевтом. Поэтому так важно посещать супервизию. Это регулярно или по требованию делают и эксперты с огромным стажем, и те, кто еще не может назвать себя опытным. В начале частной практики супервизия является принципиально важным инструментом роста.
Супервизия – это консультация практикующего психолога с более опытным коллегой (получившим дополнительную квалификацию супервизора). В ходе такой консультации обсуждается клиентский случай, с которым работает или работал консультант, примененные им интервенции, допущенные ошибки и возможные варианты. Супервизор должен работать в той же модальности, в которой работает психолог, либо оба должны практиковать интегративный подход.
От того, на сколько грамотен и опытен супервизор, напрямую зависит профессиональный рост обратившегося к нему психолога.
Супервизии, как и психологические сессии, бывают очными или проводятся в онлайн-формате. Бывают как индивидуальные супервизии, так и групповые, когда к одному супервизору одновременно приходит несколько терапевтов и он по очереди разбирает их случаи, а остальные наблюдают за этим процессом. Иногда супервизии проводятся в открытом формате – в образовательных целях. В этом случае за работой наблюдают другие психологи, имеющие право после завершения процесса задать супервизору уточняющие вопросы.
Кроме супервизий начинающему специалисту очень полезно посещать и интервизии.
Интервизия – коллективное обсуждение коллегами-психологами клиентского случая одного из них, обмен опытом, решение этических нюансов и получение ценных рекомендаций. Интервизии также проводятся как очно, так и заочно. Сейчас активно используются также интервизионные чаты, где обсуждение проходит в письменном формате.
Учитывая, что начало частной практики требует от специалиста многих усилий и часто обнаруживает в нем внутриличностные конфликты, интроекты и искажения, мешающие уверенно идти вперед, на этом этапе огромное значение имеет наличие у молодого эксперта личной терапии. Игнорирование этого пункта сильно затрудняет и замедляет процесс становления терапевта и лишает его возможности покорять намеченные вершины наиболее легко и комфортно.
Отметим еще одно важное обстоятельство: личный терапевт, супервизор и ведущий интервизионной группы не должны являться одним и тем же лицом.
Есть отличный способ ускорить процесс наполнения копилки опыта. Этот способ – наблюдение за работой профессионалов. Где и как это сделать и с какими сложностями можно столкнуться, выбрав путь наблюдателя?
Личная терапия. Без нее практикующему психологу вообще никуда. И не только потому, что, прежде чем работать с другим, нужно хорошенько проработать самого себя. Параллельно с личной пользой это дает возможность посмотреть, как работает психолог и изучить ситуацию изнутри.
О субъективности восприятия этой работы и этого терапевта. Если терапевт работает СО МНОЙ, я воспринимаю его работу, в том числе, и через СЕБЯ. Это МНЕ подходят такие интервенции. Это в МОЕМ случае уместны такие формулировки.
Работая над подобным запросом с другим человеком, следует помнить, что этот другой человек будет показывать другие реакции, давать другие ответы и демонстрировать другое поведение.
Демо-сессии в интернете. Их много, найти можно практически на любой запрос и в любом методе.
Можно напороться на дилетанта, который «научит» тому, как ни в коем случае делать нельзя. Поэтому, прежде чем смотреть за работой психолога из интернета, важно убедиться, что это действительно профессионал.
Также в интернете может попасться постановочная сессия – для иллюстрации тех или иных приемов консультирования. В то время как в реальной практике терапевт будет иметь дело не с хрестоматийными случаями.
Еще один важный момент: демо-сессии из интернета не всегда сопровождаются комментариями специалиста, поэтому что-то может остаться для наблюдателя непонятным или понятым неверно.
Демо-сессии проверенных специалистов.
Пожалуй, идеальный вариант. Посмотреть со стороны, как работает признанный профессионал, состоявшийся специалист, действительно, бесценно.
Фото - Анна Риттер
В качестве примера можно привести демо-сессии кандидата психологических наук, обучающего терапевта Вюрцбургского Института Гештальта (IGW) и преподавателя Санкт-Петербургского Института Гештальта (СПбИГ) Анны Риттер. За два часа терапевт проводит две реальные сессии и что очень важно, дает комментарии к своим интервенциям и отвечает на вопросы, заданные во время онлайн-демонстрации.
Фото - dim-spo.ru
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250