Стыдно идти к психологу: частая проблема клиентов

Статья опубликована: 21.05.2024

Ходить к психологу стыдно. Что делать с этим мифом терапевтам?

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

 

«Я не иду к психологу, потому что мне стыдно». Это – частая фраза, которой люди объясняют отказ от посещения данного специалиста. Стыдно может быть все что угодно:

  • признаться, что сам не справляешься;
  • рассказывать личные и интимные переживания;
  • признаваться в тех или иных поступках;
  • сказать или сделать что-то не так;
  • показаться слабым, глупым, злым, наглым, черствым (подставьте любое).

 

И так далее. Кроме того, в нашем обществе все еще довольно сильна стигматизация психологов и многие приравнивают визит к этому специалисту к посещению гадалки, а то и просто называют ерундой и пустой тратой денег за «разговоры».

 

 

Фото - flectone.ru

 

 

Многие из тех, кто все-таки нашел в себе силы прийти в кабинет психотерапевта, признаются, что испытывали или продолжают испытывать этот стыд. Почему же они все-таки пришли?

 

 

Психологу, который услышал, что его клиенту стыдно, не следует игнорировать это обстоятельство.

 

 

В какой-то момент потребность справиться с переживаниями оказывается сильнее. Однако стыд может никуда не деться, а лишь отойти на второй план и мешать процессу раскрытия клиента. А как следствие - и всей терапии. Поэтому психологу, который услышал, что его клиенту стыдно, не следует игнорировать это обстоятельство.

 

 

Что делать психологу с клиентским стыдом?

 

Во-первых, убедиться, что он есть. Потому что, хотя ситуация эта и распространена, не всем клиентам может быть стыдно. Многие идут в терапию уже достаточно подготовленными, начитанными или просто не считают, что им следует чего-то стыдиться или стесняться. Это отлично, и худшее, что можно сделать – это навязать человеку эмоцию, которой у него не было.

 

Как убедиться? Очень просто. Дать человеку время заговорить о стыде самому. Прямо или косвенно тот, кто стыдится, об этом рано или поздно сообщит. Задача психолога – лишь не пропустить завуалированную информацию. И это, как раз, во-вторых.

 

Не говоря прямо, что ему стыдно, человек, обуреваемый этой эмоцией, будет:

  • транслировать ее невербально (отводить глаза, кусать кубы, теребить в руках какие-либо предметы и т. п.);
  • обесценивать или рационализировать свои переживания («это, конечно, смешно, но я...»);
  • перекладывать ответственность за свой визит на других («я не вижу проблемы, но жена очень просила...»);
  • тщательно формулировать свои высказывания, боясь сказать что-то лишнее;
  • пытаться занять позицию «над» психологом;
  • смеяться там, где это не соответствует описываемой ситуации.

 

При этом важно помнить, что все вышеперечисленное может иметь место и по другим причинам.

 

Поэтому, в-третьих, терапевт должен спрашивать, уточнять и прояснять ситуацию, стараясь избегать (во всяком случае, до определенного момента) прямого упоминания стыда: «Почему вы сейчас засмеялись?», «Что вы испытываете, когда говорите об этом?», «Как вам в этой ситуации?», «Мне кажется, или вы как будто бы подбираете слова? Вы чего-то опасаетесь?» и так далее.

 

И только в-четвертых, когда слово «стыд» прямо прозвучало из уст клиента, либо он недвусмысленно дал понять, что испытывает именно его, психолог должен перейти к теме обсуждения этой эмоции.

 

 

Что рассказать клиенту о стыде?

 

Прежде всего необходимо дать клиенту поддержку. Стыд – эмоция, которая отнимает внутренние силы. И часто клиенту негде их взять. Терапевт может дать их ему, выражая свое понимание и поддержку.

 

Очень терапевтичным может оказаться личный пример психолога: «Когда я в первый раз шел к своему психологу, мне тоже было очень стыдно. Мне казалось, что о таких вещах не рассказывают» или «Я очень боялся, что терапевт подумает обо мне плохо, и мне было стыдно рассказывать ему о своих переживаниях». При этом важно, чтобы психолог ничего не выдумывал – многие люди очень остро чувствуют фальшь, а она убивает доверие и делает дальнейшую терапию практически невозможной. То есть, если в опыте самого терапевта не было подобных переживаний, говорить о них не нужно. Если есть – это будет удачным примером.

 

Терзаемому чувством стыда человеку будет полезно услышать, что терапевта практически невозможно удивить и точно нельзя разочаровать. Можно рассказать о том, что психологи умеют обрабатывать любые ситуации и к их профессиональным навыкам относится умение принимать любые откровения безоценочно.

 

Удачным было бы упоминание психологом мысли, что с любым человеком может произойти любое событие. И что любой в сложной и новой для себя ситуации может повести себя совсем не так, как ему самому бы хотелось. Соответственно, целесообразно воспринимать свои поступки не как постыдные, а как неудачные, досадные, опрометчивые и как угодно еще, и направить свои ресурсы на то, чтобы в следующий раз поступить иначе.

 

Важным и полезным для клиента стал бы разговор о том, перед кем, кроме психолога, ему стыдно за данный поступок. Не исключено, что клиент отождествляет терапевта с какой-то значимой для себя фигурой - например, родителя или партнера. В этом случае потребуется разъединение с пояснением, что другой человек может относиться к поступкам своего близкого как угодно, в том числе, и негативно его оценивая. Но психолог от субъективизма свободен, согласно принципам своей работы.

 

Если же стыд у клиента вызывает сам факт посещения психолога («Я слабак, не справился сам»), имеет смысл уделить время рассказу о том, что во многих странах обращаться к психологу принято и даже модно, а кое-где затраты на это покрываются страховками от государства. Можно сделать акцент на том, что найти в себе силы и пойти к психотерапевту может только сильный человек.

 

 

Фото - Midjourney

 

 

А ваши клиенты сознавались, что им стыдно ходить к терапевту? Как вы их поддерживаете? Пожалуйста, не забывайте: в комментариях вы можете поделиться своим опытом и быть полезным для коллег

 

Вы можете задать вопрос или поделиться своим мнением

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Стыдно идти к психологу: частая проблема клиентов

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов


Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250