Супервизия - в чем ее важность для каждого психолога

Статья опубликована: 16.09.2024

Почему супервизия важна психологам с любым опытом практики

Обложка - Midjourney

Мария Кирьяк

Мария Кирьяк

психолог

 

Любой психолог рано или поздно сталкивается с таким понятием, как супервизия. Как правило, это происходит еще во время обучения. Во всяком случае, так должно происходить. На практике же, к сожалению, иногда оказывается, что студент получает диплом психолога, начинает практиковать, а про супервизию узнает уже потом. Например, от коллег.

 

Это, конечно, худший из возможных вариантов, так как он указывает на то, что молодой специалист после университетского образования больше нигде по специальности не обучался, иначе он непременно узнал бы и о супервизиях, и о необходимости их проходить.

 

 

Немного терминологии

 

Супервизия дословно переводится как «обозревать сверху» (лат. supervidere). В психологии этим термином обозначаются сессии психолога у другого психолога, имеющего соответствующую подготовку и квалификацию. Говоря простыми словами, это совещание с более опытным коллегой по определенному кейсу либо в целом по тому или иному аспекту практической деятельности психолога.

 

Супервизор — это психолог, прошедший дополнительное обучение и получивший соответствующую квалификацию, подразумевающую наличие у него определенных навыков.

 

Супервизант — психолог, чей кейс разбирается на встрече.

 

 

Что это такое и зачем они нужны?

 

Может показаться, что такие консультативные встречи необходимы только на первых порах, пока терапевт неопытный и может почувствовать себя неуверенно в работе с клиентом. Но это не так. Терапевт даже с 20-летним стажем тоже их посещает — конечно, реже, чем его молодые коллеги. И даже сами супервизоры ходят на периодические сессии со своими супервизорами.

 

Зачем?

 

тот самый взгляд сверху

 

При этом под «верхом» понимается не только и не столько больший опыт и более глубокие знания. Сверху - то есть так, что можно рассмотреть всю ситуацию, как бы со стороны. В некоторых подходах психотерапии есть понятие «метапозиция». В каком-то смысле на таких сессиях супервизант оказывается в этой самой метапозиции и может взглянуть на собственную работу и своего клиента сверху.

 

профессиональный рост

 

Начинающим практикам каждая такая сессия дает огромный прирост мастерства. Потому что супервизор показывает новые интервенции, отмечает нюансы, которые в силу недостаточного опыта терапевт мог не заметить или не придать им должного значения. Кроме того, на супервизии психолог нередко выясняет, что недостаточно диагностировал клиента, не задал важные вопросы и, соответственно, получает возможность восполнить обнаруженные проблемы в этот раз и не допустить их в следующий.

 

Более опытные коллеги также не перестают углублять свои знания на супервизиях, потому что выучиться «до упора» невозможно, и расти всегда есть куда.

 

свежий взгляд

 

Чем бы мы ни занимались, когда мы делаем это долго, наш глаз, как говорится, “замыливается”. Мы можем в упор не видеть чего-то важного. Или, невольно действуя по наработанному шаблону, обходить какой-то аспект, который необходимо глубоко изучить. Это прослеживается как в конкретном кейсе, так и в целом в работе данного специалиста. Такая сессия поможет обнаружить эти моменты, и терапевт получит возможность их устранить.

 

 

 

 

выявление личного в профессиональном

 

Психолог — тоже человек. Хочется верить, что он посещает или посещал личного терапевта и проработал то, что было необходимо проработать. Однако новые ситуации, появившиеся в его терапевтической практике, эмоциональное напряжение, усталость и другие факторы могут в какой-то момент стать причиной того, что специалист привнесет в терапию что-то личное, что будет мешать процессу и, если ситуацию не остановить, может вообще привести к нежелательным последствиям для обоих участников процесса.

 

стимул

 

Осознание, что через несколько дней нужно будет идти на разбор, для многих является мощным стимулом работать еще эффективнее. Ничего не поделаешь — многим людям необходим внешний контроль, в том числе и помогающим практикам.

 

поддержка и опора

 

 

Как и любой другой специалист, психотерапевт может столкнуться с ощущением собственной неэффективности, синдромом самозванца и выгоранием. Это может произойти на любом этапе развития его карьеры, но в первые годы частной практики это происходит чаще. Именно супервизионные встречи окажутся здесь лучшим средством для проживания такого рода кризиса. Грамотный специалист не даст своему супервизанту почувствовать себя плохим терапевтом. Он подчеркнет сильные стороны, тактично укажет на зоны роста и мягко направит в нужном направлении (например, в плане дополнительного обучения, развития софт-скилов или личной терапии). Кроме того, с супервизором можно обсудить и сложность в организации практической деятельности, этичного привлечения клиентов и так далее.

 

 

Хороший супервизор не даст своему супервизанту почувствовать себя плохим терапевтом

 

 

Виды супервизионных встреч

 

Классически они проходят в очном формате один на один. С согласия сторон может вестись видео- или аудиозапись встречи. Супервизанту это может быть необходимым, чтобы, пересматривая ее, закрепить полученные знания. Супервизору она бывает необходима, если он еще проходит обучение, на котором необходимо представить соответствующую запись. В этом случае вопрос конфиденциальности обговаривается отдельно.

 

В последние годы такие сессии стали проводиться и онлайн — по принципу обычной психологической консультации. Это заметно упрощает поиск специалиста, поскольку позволяет обращаться к коллегам из любой точки мира.

 

По количеству участников выделяют индивидуальную и групповую супервизионную встречу. При втором варианте, как правило, свой кейс выносит на разбор кто-то один. Реже, если позволяет регламент, может быть разобрана два клиентских случая. В отличие от интервизии остальные присутствующие не участвуют в обсуждении, а просто наблюдают за процессом, который является для них обучением. Иногда по окончании групповой супервизии производится ее разбор, во время которого супервизор отвечает на вопросы коллег и дает комментарии по проделанной работе.

 

 

 

 

Набирает популярность и еще один вариант работы — супервизионные клубы или сообщества. Они формируются в социальных сетях и являются пространством, где коллеги задают вопросы по работе с клиентами супервизору в текстовом формате. Это особенно удобно, когда необходимо прояснить какой-то определенный вопрос, получить консультацию по этическому или организационному аспекту.

 

Еще один критерий, для выделения видов — это определенная модальность. Так, супервизия может быть для психологов, практикующих в каждом из существующих подходов (КПТ, гештальт, АСТ, экзистенциальная и прочие виды терапий). Либо это может быть межмодальная супервизия. Такой формат чаще всего реализуется в групповой работе по какому-то определенному запросу. Например, межмодальная супервизия в рамках обучения работе с тревогой или с депрессией, или с расстройствами пищевого поведения и так далее.

 

Отдельно следует выделить супервизию в присутствии клиента. Это относительно нечастая практика, однако она также может применяться — разумеется, по согласованию с клиентом и с обеспечением его конфиденциальности в заявленном им объеме. Реализовано это может быть двумя путями. Первый: специалист наблюдает за сессией в реальном времени, физически присутствуя при процессе (очно или онлайн). Второй: клиентская сессия записывается в видео- или аудиоформате и демонстрируется супервизору.

 

 

Каким требованиям должен отвечать супервизор?

 

Как и у психотерапевтов, у супервизоров в России отсутствует четкая законодательная база. Однако вторые, как и первые, опираются на Этический кодекс и положения, принятые в авторитетных профессиональных сообществах, например, таких как Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига.

 

Согласно им, супервизор должен:

 

иметь опыт практической деятельности как психотерапевта в модальности, в которой он планирует работать в новом статусе

 

То есть, для коллег, работающих в когнитивно-поведенческом подходе, супервизором может быть только тот, кто имеет собственный опыт работы в КПТ. Его опыт, например, в психоанализе для КПТ-психологов будет нерелевантным, а значит - бесполезным.

 

 

Супервизор должен иметь практический опыт работы в той модальности, в которой он проводит супервизии

 

 

иметь обучение по специальности «Супервизия»

 

Такое обучение предполагает теоретическую и практическую часть и итоговую аттестацию с присвоением новой квалификации

 

обладать определенными личностными качествами

 

Эмпатия, умение быть объективным, навыки конструктивной не ранящей критики, способность поддержать и так далее.

 

пройти личную терапию и личную супервизию

 

Требования по количеству часов в обоих случаях зависят от подхода, о котором идет речь.

 

регулярно посещать своего супервизора

 

Наличие данного статуса не исключает необходимость повышать свое мастерство при помощи более опытного коллеги

 

соблюдать Этический кодекс психолога и аналогичный — супервизора

 

подтверждать свой статус через определенные промежутки времени

 

Например, ОППЛ выдает статус сертифицированного супервизора сроком на два года, после чего его необходимо подтвердить согласно установленному регламенту.

 

 

Что должно насторожить при выборе супервизора

 

Найти своего специалиста бывает непросто. Хорошо, если им становится, например, бывший преподаватель. Однако так получается не всегда. Не всегда удается и найти специалиста по рекомендации. Соцсети, профессиональные сообщества и даже доски объявлений, с одной стороны, облегчают поиск. А с другой может привести к тому, что часто попадется человек, который не сможет ему оказать качественную услугу — либо в силу отсутствия достаточной квалификации, либо из-за каких-то личных и личностных нюансов.

 

 

 

 

Прежде чем начать работу с супервизором, важно:

 

проверить документы, удостоверяющие его статус

 

Отказ показать диплом, сертификат, лицензию сразу же вызывает большие вопросы. Потому что человек, имеющий столь важные документы, всегда с готовностью их предъявит.

 

невнятные ответы на любые вопросы психолога, касающиеся организации встреч

 

Супервизор должен обладать определенным набором личностных качеств, среди которых важно умение договариваться и четко излагать свою позицию, а также соблюдать границы собеседника. Если в разговоре со специалистом не удается достичь понимания, от работы с ним лучше отказаться.

 

агрессивность, категоричность, директивность

 

Это то, чего в данной деятельности быть не должно, то есть — красные флаги.

 

дискомфорт, появляющийся при общении

 

Он может не иметь никакого отношения к квалификации коллеги или его личностным качествам и носить чисто субъективный характер. Однако затруднения в коммуникации никогда не идут на пользу при такого рода взаимодействии.

 

несоблюдение специалистом границ терапевта, клиента, своих собственных, а также недостаточно серьезное отношение к конфиденциальности

 

Здесь можно не комментировать — однозначно, что взаимодействие с таким коллегой принесет не столько пользу, сколько всевозможные сложности и этические проблемы.

 

 

 

 

А как вы выбираете супервизора? Сталкивались ли вы со сложностями при его выборе? Делитесь в комментариях!

Вы можете задать вопрос или поделиться своим мнением

Читайте также

  1. Главная страница
  2. Блог
  3. Супервизия - в чем ее важность для каждого психолога

Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов


Есть вопросы? Мы поможем!

Бесплатные материалы для психологов и коучей

ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"

420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16

ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250