Статья опубликована: 12.04.2024
Обложка - Midjourney
Мария Кирьяк
психолог
Любая деятельность требует соблюдения определенных правил. В России существует Этический кодекс, составленный в соответствии с Конституцией, ФЗ о персональных данных и другими российскими и международными документами. Хотя этот документ не имеет юридической силы, он все-таки является для осознанных специалистов стандартом, определяющим, чего психологу делать нельзя. Однако есть не столь очевидные моменты, которые, между тем, в терапевтических отношениях психолога и клиента недопустимы.
1. Смотреть на часы во время сессии. Точнее – делать это заметно для клиента.
Это не просто невежливо. Это может оказаться для клиента каким-либо триггером. Например, кто-то решит, что он надоел терапевту, кто-то впадет в чувство вины, посчитав, что занимает чужое время, кто-то «убедится» в том, что он ни для кого не значим и не интересен. А кто-то решит что-то еще, согласно своей картине мира, травмам, страхам и прочим особенностям. В любом случае, это не пойдет на благо терапии.
Как быть?
Целесообразным является размещение часов в кабинете так, чтобы психолог мог на них смотреть незаметно для клиента – например, за его спиной.
Правильным является и проговаривание этого момента в начале первой сессии. При этом акцент должен быть сделан на интересах клиента: «Я буду следить за временем и за 15 минут до завершения сессии дам вам знать, что встреча подходит к концу. Это важно, чтобы мы с вами могли подвести итоги, а вы – задать мне свои вопросы».
2. Включать кондиционер, обогреватель, вентилятор, открывать окна без согласования с визави. А также допускать, чтобы ему в глаза бил яркий свет. Все, что заставит клиента чувствовать себя дискомфортно, ставит его в заведомо уязвимую позицию. Кроме того, физический дискомфорт будет отвлекать от темы беседы. А некоторые особенности восприятия собственных и чужих границ не позволят ему попросить убавить кондиционер или закрыть окно.
Как быть?
Перед началом сессии уточнить, не дует ли клиенту, не жарко / не холодно ли ему, не слепит ли солнце или лампа. Попросить сообщить о дискомфорте, если он возникнет: «Если вам станет холодно, дайте мне, пожалуйста, знать, и мы выключим кондиционер». Такая подача действует успокаивающе и позволяет клиенту почувствовать заботу о себе, возможность контролировать внешнюю среду. Местоимение «мы» в отличие от «я» создает ощущение совместности, союза с терапевтом, что, как правило, является важным в терапевтической работе.
3. Не показать, что рядом с ним располагаются салфетки или платочки. Часто психологи не проговаривают этот момент, считая, что наличие на столе или тумбочке салфеток является достаточным. На самом деле, не каждый клиент знает, что салфетки здесь для того, чтобы ему было комфортно плакать. Не каждый решится взять их без спросу. Кто-то вообще не планирует плакать, кто-то этого боится и т. п.
Как быть?
Поставить салфетки так, чтобы клиенту было легко до них дотянуться и перед началом сессии указать на них и рассказать о важности слез, «разрешить» плакать. Если в клиентском кресле оказался мужчина, это особенно важно, поскольку многие представители сильного пола выросли с разрушительным убеждением, что мальчики не плачут. Эту фразу, кстати говоря, можно проговорить отдельно. Если слезы на глазах клиента уже появились, уместно будет слегка подвинуть к нему салфетки, как бы приглашая поплакать.
Учет всего этого позволит установить более качественный раппорт и способствует повышению уровня доверия клиента.
Выбрать подходящую паузу и сказать, например: «Простите, я не спросил, не дует ли вам. Если хотите, я выключу кондиционер», — показав тем самым, что мнение и ощущения клиента для него важны. При этом наиболее важным элементом здесь будет именно слово «простите», благодаря которому сокращается существующий у многих клиентов в голове интервал между ним самим и психологом.
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250