Статья опубликована: 15.04.2024
Обложка - Freepik.com
Мария Кирьяк
психолог
Понятие «Проработать маму» прочно вошло в современный обиход. Каждый, кто хоть сколько-то знаком с практической психологией, сейчас знает: многое в жизни ребенка идет от того, как с ним обращалась мама. И хотя мама закладывает очень и очень многое в жизнь каждого ребенка, независимо от его пола, чаще всего на практике разбираются отношения мамы и дочери. Взрослой дочери, которая пришла в терапию с намерением изменить свою жизнь к лучшему.
Мама, действительно, оказывает огромное влияние на будущую взрослую жизнь своих сына или дочери. Это бесспорно и не требует доказательств и аргументов. Но мама — не единственный человек, влияние которого на жизнь ребенка очень велико и значимо. Отец также формирует личность — как своими действиями, так и своими бездействиями. И даже своим отсутствием — физическим или эмоциональным — в жизни ребенка. Поэтому наравне с популярным сейчас термином «материнская травма» можно использовать и второй — «отцовская травма».
Влияние отца, как и влияние матери, не проходит бесследно ни для девочек, ни для мальчиков. Однако в жизни девочек сыгранная папой роль отзывается не только в ней самой, но и в ее семейном счастье или несчастье. В отличие от мамы, «прорабатывать папу» к психологу приходят нечасто — обычно до отношений с отцом терапевт добирается в результате опроса клиента, пришедшего с жалобами на не складывающуюся личную жизнь, неуверенность в себе и малую эффективность в той или иной сфере.
Папа и дочка. Этот тандем очень важен для формирования личности женщины. Как папа относился к своей маленькой дочери? Любил? Как выражал эту любовь? А может, обижал? Бил? Игнорировал? А если папа бросил? А если девочка с ним даже не была знакома?
Фото - carposting.ru
Как именно папино отношение влияет на жизнь девочки, девушки, женщины? В каких сферах будут проявляться заложенные в отношениях с отцом стратегии? А главное — что с этим всем делать психологу, в кресле у которого оказалась женщина, недолюбленная (или и вовсе не любимая) отцом? Тем более, если это — его первый подобный кейс такого рода.
Конечно, на эту тему написано много трудов. Психологам известны механизмы формирования стратегий, понятно, откуда берутся страхи, очевидна взаимосвязь между отношениями к девочке отца и к женщине — ее мужчин. Но помимо теоретических знаний практикующему психологу важно обладать навыками проведения сессий с соответствующими запросами.
Чаще всего под травмой, которую отец наносит дочери, подразумевается следующее:
Однако на практике травмировать может что угодно: папа сравнивал с другими детьми (неважно, своими или просто знакомыми), часто и необоснованно критиковал, обесценивал, шутил на болезненные темы, не считал красивой, не относился как к девочке, изменял матери и так далее. Все, что когда-то было субъективно больно, обидно, страшно и непонятно может привести к серьезным последствиям, даже если объективно не выглядело как нечто из ряда вон выходящее.
Более того, одна и та же фабула в поведении и образе действий отца может обернуться совершенно разными травмами (и даже их отсутствием) у двух разных девочек, даже если эти девочки — сестры. Нет прямой взаимосвязи по принципу «если А, то Б, если В, то Г». В отличие от точных наук, в психологии «если А» может привести и к «Б, и В, и БГ» и к любому другому сочетанию последствий. Тем более что отношения с отцом накладывают не единственный отпечаток на формирующуюся личность — другие отпечатки накладывают прочие люди и события в жизни девочки.
Как молодые хирурги учатся, наблюдая за операциями, которые проводят их старшие коллеги, так психологи набираются практического опыта, будучи свидетелями реальных сессий опытных терапевтов. Разумеется, если психолог — женщина, ею должна быть проработана ее собственная отцовская травма, если таковая была. Процесс работы психолога с ее личным терапевтом — очень важен не только для нее, как клиента, как женщины, но и для нее, как специалиста. Нахождение «по ту стороны баррикады» не раз пригодится ей в практике с ее клиентами, хотя, как мы понимаем, среди них не будет никого, кто принесет ей один в один такую же историю.
А еще бесценным инструментом является наблюдение за работой с темой отцовской травмы более опытных коллег. Например, мы даем психологам — как начинающим свою карьеру, так и опытным, желающим усилить свои навыки в работе с соответствующими запросами — прекрасную возможность посмотреть, как работает с «недолюбленной» отцом женщиной психотерапевт с большим стажем, преподаватель Санкт-Петербургского Института Гештальта, обучающий терапевт Вюрцбургского Института Гештальта, кандидат психологических наук Анна Риттер.
Анна Риттер
Отличительной и очень важной особенностью данных сессий является разбор интервенций: Анна Риттер объясняет зрителям, почему она выбирает в своей работе именно такие инструменты, а также отвечает на вопросы участников онлайн-трансляции.
Такое сочетание практики и теории пост-фактум позволяет слушателям глубже погрузиться в представленный терапевтический процесс и в будущем осознанно применять те или иные интервенции в собственной работе с аналогичными или смежными запросами клиентов.
Фото - Shutterstock
Подпишитесь на рассылку
с полезными материалами
для психологов
Есть вопросы? Мы поможем!
Бесплатные материалы для психологов и коучей
ООО "ЛАЙФ ПРАКТИК"
420061, Республика Татарстан,
г. Казань, ул. Космонавтов, ЗД. 67, К. 2, помещ. 16
ИНН 1686033224
КПП 168601001
ОГРН 1231600058250