- Суть психологического эксперимента
- Специфика психологических экспериментов
- Типы психологических экспериментов
- По условиям, в которых проводится исследование
- По исследовательским задачам
- По характеру воздействия на участника
- По степени осведомленности испытуемого
- Переменные в психологическом эксперименте
- Независимая переменная в психологическом эксперименте
- Зависимая переменная в психологическом эксперименте
- Побочные (дополнительные) переменные в психологическом эксперименте
- Правилапроведения психологических экспериментов
- Этапы проведения психологического эксперимента
- Определение задачи
- Формулировка гипотезы
- Разработка методики
- Подбор и формирование выборки
- Подготовка технических средств и материалов
- Пилотажное исследование
- Непосредственное проведение эксперимента
- Подготовка и анализ данных
- Документирование исследования
- Интерпретация результатов психологического эксперимента
- Понятие безупречного психологического эксперимента
- Примеры конструктивных психологических экспериментов
- Исследование управления вниманием
- Эксперимент Даниэла Вегнера с «белым медведем»
- Оценка собственной внешности
- Сценарий с задымленной комнатой
- Эффект владения (endowment effect)
- Примеры крайне неэтичных психологических экспериментов
- «Чудовищный» эксперимент (Monster Study, 1939)
- Эксперимент Милгрэма (Milgram Experiment, 1961–1963)
- Стэнфордский тюремный эксперимент (Stanford Prison Experiment, 1971)
- Часто задаваемые вопросы о психологических экспериментах
- Зачем нужны психологические эксперименты?
- Чем хорош метод эксперимента в психологии?
- Какие методики психологических экспериментов наиболее распространены?
- Почему к экспериментам в психологии некоторые относятся негативно?
О чем речь? Психологические эксперименты – исследования эмоциональных и поведенческих реакций помещенного в специальные условия человека на определенного рода раздражители. Их цель состоит в получении информации о причинах возникновения и закономерностях развития тех или иных явлений.
Что важно? Сегодня особое внимание уделяется вопросу этичности проводимых психологических экспериментов. Также исследования избегают общественного осуждения лишь при строгом соблюдении принципов безопасности, информированного согласия участников, честности и конфиденциальности.
Суть психологического эксперимента
Ученые на протяжении поколений проявляют устойчивый интерес к изучению личностных характеристик человека. Для получения объективной информации в этой области применяется множество исследовательских подходов. Одним из наиболее проверенных и широко используемых считается метод психологического эксперимента.
Это способ изучения явлений в заранее заданных и контролируемых условиях. Специалист формулирует предположение (гипотезу), определяет условия и сроки, в которых будет проводиться исследование. Он следит за ходом процесса и по его завершении оценивает, подтвердилось ли исходное допущение.
Психологический эксперимент представляет собой целенаправленное исследование, при котором ученый вмешивается в естественное течение жизни испытуемого, чтобы выявить закономерности психических процессов и реакций.
Разные исследователи по-своему интерпретируют понятие «психологический эксперимент». В некоторых случаях под ним понимают комплекс методов, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование. Однако в рамках классической экспериментальной психологии он рассматривается как самостоятельный и независимый способ научного познания.
Специфика психологических экспериментов
Экспериментальные методы в психологии имеют ряд характерных отличий. Они выделяют их среди подходов, применяемых в других научных дисциплинах. Специфика психологических экспериментов проявляется в следующем:
- Психику нельзя наблюдать напрямую. Она невидима, и любые выводы о ее работе делаются исключительно на основании внешних проявлений, например, через поведение человека
- Психические процессы тесно взаимосвязаны. И потому невозможно исследовать какой-либо из них в полной изоляции. Воздействие в рамках эксперимента неизбежно затрагивает психику как целостную систему или, по современным представлениям, весь организм как функциональное единство
- При работе с людьми и некоторыми высокоразвитыми животными (например, обезьянами) в эксперименте возникает активная взаимосвязь между испытуемым и исследователем
- Это взаимодействие требует обязательного введения инструкций для респондентов. Это является отличием от типичных процедур в естественных науках, где подобная необходимость отсутствует

freepik / freepik.com
Типы психологических экспериментов
Разделение происходит по определенным параметрам. Давайте рассмотрим основные.
По условиям, в которых проводится исследование
- Лабораторный психологический эксперимент
Проводится в контролируемой среде, специально подготовленной для изучения психических процессов. Исследователь целенаправленно влияет на поведение участника с целью выявления закономерностей. Преимущество метода – возможность детально отслеживать и управлять всеми параметрами.
К минусам относят трудности в применении результатов к реальной жизни, так как сам факт участия в исследовании может повлиять на поведение испытуемого.
- Естественный психологический эксперимент
Проводится в привычной для испытуемого обстановке, что позволяет фиксировать поведение в условиях, приближенных к реальности. Часто участник не знает, что за ним наблюдают, что исключает мотивационные искажения. Однако, поскольку исследование проходит вне лаборатории, сложно обеспечить контроль над всеми внешними факторами.
- Полевой эксперимент
Представляет собой модификацию естественного. Проходит в знакомой для испытуемого среде, но при этом он знает о факте участия. Благодаря этому можно избежать существенных искажений мотивации, особенно если используется мобильное оборудование, позволяющее регистрировать поведение без помех.
По исследовательским задачам

freepik / freepik.com
Выделяют следующие основные виды психологического эксперимента: поисковый, пилотажный и подтверждающий.
- Поисковый. Применяется на ранней стадии исследования. Помогает найти возможные связи между наблюдаемыми явлениями, выделить переменные и сформулировать гипотезу. Этот этап закладывает основу для более строгих последующих процедур
- Пилотажный. Часто проводится перед основной серией исследований. Включает ограниченное число испытуемых и упрощенные условия. Его цель – проверить корректность гипотезы, уточнить детали методики и устранить потенциальные погрешности
- Подтверждающий. Используется для окончательной проверки выдвинутых гипотез. Помогает определить точные количественные соотношения между переменными и установить тип взаимосвязи между ними. Является заключительным этапом эксперимента
По характеру воздействия на участника
- Невмешивающий тип. В процессе исследования участник не подвергается устойчивым изменениям, новые качества не формируются, уже существующие не усиливаются
- Формирующий тип. Нацелен на преобразование психики: у испытуемого развиваются новые свойства или усовершенствуются ранее существующие. Воздействие может быть значительным и долгосрочным
- Патопсихологический. Используется для анализа качественных и количественных характеристик мыслительных процессов. Результат теста психологического эксперимента интересует исследователя меньше, чем то, каким способом он был достигнут. Этот подход часто применяется в клинической диагностике
По степени осведомленности испытуемого
Эксперименты можно разделить по тому, насколько участник информирован:
- Полная осведомленность. Испытуемому сообщаются цели, задачи психологического эксперимента и формат проведения исследования
- Частичная или искаженная информация. Чтобы избежать влияния на поведение, участнику могут дать неполные или заведомо ложные сведения о сути исследования
- Скрытые эксперименты. Участник не осведомлен ни о целях, ни о факте проведения исследования. Такой формат может использоваться при эксперименте с детьми или в ситуациях, требующих спонтанной реакции

freepik / freepik.com
Переменные в психологическом эксперименте
В контексте психологического исследования переменными называют такие элементы реальности, изменения которых поддаются фиксации и оценке. Они делятся на три ключевые категории, каждая из которых играет особую роль в экспериментальном процессе.
Независимая переменная в психологическом эксперименте
Этот тип регулируется непосредственно исследователем. Он определяет, какие именно характеристики будут изменяться, чтобы повлиять на другие показатели. В качестве независимой переменной могут использоваться: условия психологического эксперимента, в которых работает участник; содержание и формулировка заданий; личные особенности испытуемого (возраст, пол, эмоциональное состояние и прочее).
Соответственно, принято выделять следующие разновидности независимых переменных: ситуационные особенности среды и внешней обстановки; различия в инструкциях и правилах; персональные индивидуальные характеристики.
Зависимая переменная в психологическом эксперименте
Этот показатель отражает изменения, происходящие под воздействием независимой переменной. Именно он представляет научный интерес, так как демонстрирует реакцию испытуемого. В роли зависимой переменной могут выступать: поведенческие отклики; физиологические показатели; эмоциональные проявления.
По способу регистрации зависимые переменные классифицируют следующим образом: регистрируемые визуально и непосредственно; требующие технических приборов; подлежащие оценке с помощью психодиагностических методик.
Побочные (дополнительные) переменные в психологическом эксперименте
К этой категории относят все внешние и внутренние факторы. Они могут незаметно повлиять на ход эксперимента, но не связаны напрямую с основной задачей исследования. Внешние побочные переменные включают: уровень освещения; шумовой фон; температуру воздуха; оформление помещения; особенности аппаратуры; время проведения эксперимента; личность исследователя.
Внутренние охватывают настроение и мотивацию испытуемого, его отношение к задаче и ученому, уровень подготовки, степень усталости, общее физическое и эмоциональное состояние.
Чтобы сохранить точность результатов и не допустить искажения данных, экспериментатор стремится минимизировать влияние всех побочных факторов. Только в этом случае можно получить достоверную связь между изменяемыми условиями и реакциями участников.
Правила проведения психологических экспериментов
Психологические исследования, основанные на экспериментальном методе, требуют строгого соблюдения определенных правил и особенностей:
- Валидность, то есть соответствие применяемых методик целям и задачам эксперимента. Это гарантирует, что результаты действительно отражают изучаемые явления
- Учет типичных эффектов, таких как последовательность предъявления условий, эффект плацебо, влияние первого впечатления, смешение факторов, а также когнитивные искажения, способные исказить восприятие и поведение участников
- Информированное согласие. Участникам обязательно предоставляется исчерпывающая информация о ходе исследования. Они имеют право отказаться от эксперимента или прекратить его в любой момент без объяснения причин
- Минимизация возможных рисков – исследователь обязан оценить потенциальный вред для здоровья и психологического состояния участников и разработать меры по его снижению
- Конфиденциальность данных – персональные сведения испытуемых защищаются и сохраняются в анонимном виде, что исключает возможность их раскрытия третьим лицам
- Честность и прозрачность. Если в процессе требуется введение участников в заблуждение по методологическим соображениям, после завершения эксперимента исследователь обязан подробно объяснить причину такого подхода и последствия отсутствия этого шага для достоверности результатов
- Этические стандарты. Соблюдение правил морали и социальной ответственности, регулирующих поведение исследователя и защищающих права и достоинство человека. Эти нормы формировались исторически в ответ на случаи пренебрежения этикой, когда экспериментаторы наносили вред психическому и физическому здоровью испытуемых
Данные правила являются фундаментом для проведения ответственных и безопасных психологических экспериментов, обеспечивая уважение к личности каждого участника и научную ценность исследования.
Этапы проведения психологического эксперимента
Психологический эксперимент реализуется через ряд взаимосвязанных этапов, которые соответствуют принципам научного метода и направлены на проверку гипотез, выявление закономерностей и подтверждение научной значимости работы.
Определение задачи
Главная цель психологического эксперимента – получение достоверных психологических данных посредством целенаправленного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Среди возможных задач – выявление причин возникновения явлений, изучение закономерностей их развития, а также проверка ключевых гипотез и теоретических предсказаний.
Формулировка гипотезы
Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение, требующее эмпирической проверки. Она задает направление всего исследования, определяет методы сбора и анализа данных, а также способы интерпретации результатов.
При формулировании гипотезы исследователь уточняет независимые и связанные переменные, а также переводит ключевые понятия в измеримые показатели.
К требованиям гипотезы относятся ее проверяемость, конкретность, однозначность, логическая последовательность и согласованность с уже существующими научными знаниями.
Разработка методики
На этом этапе создается подробный план эксперимента, который включает:
- выбор целевой группы участников
- уточнение объекта исследования конкретного аспекта реальности, подлежащего изучению
- определение времени и места проведения, а также порядка экспериментальных сессий, с целью минимизации влияния внешних факторов
Подбор и формирование выборки
Определяется размер выборки, устанавливаются критерии включения и удаления испытуемых, выбирается метод формирования групп случайный или с уравниванием по важным признакам.
Подготовка технических средств и материалов
Исследователь подбирает или разрабатывает методики измерения, готовит необходимые инструкции и иные бумаги для участников.
Пилотажное исследование
Проводится пробный эксперимент, позволяющий проверить корректность выбранной темы, точность формулировок гипотез и обоснованность методики.
Непосредственное проведение эксперимента
На этом этапе испытуемых инструктируют, предъявляют стимулы, регистрируют реакции и контролируют возможные побочные переменные.
Подготовка и анализ данных
После завершения исследования происходит первичная обработка информации, статистический анализ психологических экспериментов, интерпретация результатов и формулирование выводов. Проверяется достоверность гипотез, выявляются новые закономерности.

snowing / freepik.com
Документирование исследования
Итоги работы оформляют в виде отчета, статьи, монографии, письма в научный журнал.
Интерпретация результатов психологического эксперимента
Процесс трактовки итогов психологических экспериментов заключается в извлечении значимой информации из собранных данных с целью решения определенной практической задачи.
Основные направления интерпретации:
- Анализ текущего состояния. Специалисту необходимо оценить выраженность изучаемого параметра у конкретного испытуемого. Выводы делаются на основе нормативных значений с учетом допустимой ошибки измерения, что позволяет корректно определить уровень показателя
- Предсказание поведения и развития. На этом этапе формулируются вероятностные суждения, опирающиеся на опыт и квалификацию исследователя либо на эмпирически подтвержденные закономерности поведения лиц с аналогичными результатами тестирования
- Числовая интерпретация. Представляет собой перевод первичных (сырых) результатов в стандартизированные значения. Для корректной оценки важно понимать особенности используемых норм, шкал и учитывать возможные статистические отклонения
- Содержательная (качественная) интерпретация. Базируется на признании множественности причин, влияющих на психику, а также на сложности интерпретации каждого диагностического результата. Здесь задача специалиста – выявить вероятное личностное значение конкретного наблюдаемого проявления, реакции или действия
Для обоснованной интерпретации полученных данных важно не только учитывать условия самого исследования, но и соотносить их с контекстом доэкспериментальной ситуации, а также с индивидуальным жизненным и психологическим опытом испытуемого.
Понятие безупречного психологического эксперимента
Идеальный эксперимент – это гипотетическая, недостижимая на практике модель исследования, применяемая специалистами в области экспериментальной психологии в качестве эталона. Термин ввел Роберт Готтсданкер в фундаментальной работе «Основы психологического эксперимента». Согласно Готтсданкеру, идеальное психологическое исследование должно соответствовать трем основным критериям:
- Эксперимент в чистом виде. В нем меняются исключительно независимая и связанная переменные. Все посторонние влияния и дополнительные факторы полностью исключены
- Неограниченный по времени эксперимент. Исследование должно быть бесконечным, ведь всегда сохраняется вероятность появления неизвестных до этого переменных
- Эксперимент с абсолютной реалистичностью. Его условия проведения должны точно повторять реальные обстоятельства, при которых протекало бы исследуемое явление
Зачем нужен этот термин? Такой недостижимый образец служит ориентиром, который помогает исследователям улучшать существующие методики, а также своевременно выявлять недостатки при планировании и осуществлении психологических экспериментов.
Примеры конструктивных психологических экспериментов
Исследование управления вниманием
Психологи Д. Беннингтон и Дж. Шаффер провели эксперимент, целью которого было изучение влияния управления вниманием на успеваемость студентов. Участникам предлагалось выполнять учебные задания в классе, где педагоги и однокурсники активно комментировали их действия и указывали на возможные ошибки. Те студенты, которым уделялось повышенное внимание, демонстрировали более высокие результаты, но отмечали и повышенный уровень тревожности.
Эксперимент Даниэла Вегнера с «белым медведем»
Известный психолог Дэниел Вегнер разделил студентов-добровольцев на две группы, предложив им противоположные задания: первой — думать о белом медведе, второй — избегать мыслей о нем. Каждый раз, когда зверь «приходил на ум», участники нажимали кнопку. Результаты показали: у группы с запретом мысль о медведе появлялась чаще — в среднем раз в минуту. Это подтвердило эффект парадоксального усиления: чем больше мы стараемся о чем-то не думать, тем активнее это проявляется в сознании.

erik-karits-2093459 / freepik.com
Оценка собственной внешности
В данном исследовании женщин просили описать себя для составления портрета, который рисовал судебный художник ФБР. Позже их определяли посторонние люди, и на основе их слов создавались альтернативные образы. В итоге большинство участниц признавали, что портреты на основе чужих описаний выглядели более привлекательными и доброжелательными. Эксперимент подчеркнул склонность людей к самообесцениванию и преувеличению собственных недостатков.
Сценарий с задымленной комнатой
Представьте: вы находитесь один в помещении и спокойно заполняете анкету. Внезапно из-под двери начинает просачиваться дым. Каковы ваши действия? Большинство людей скажут: «Я бы немедленно встал, сообщил об этом и покинул комнату». А теперь усложним ситуацию: вы уже не один, рядом другие люди, которые совершенно не реагируют на происходящее. Что вы сделаете?
Результаты исследования оказались поразительными: если контролируемый находился в комнате один, около 75 % участников сразу же обращали внимание на дым и докладывали об этом. Но в условиях, когда рядом были подставные лица, демонстрирующие полное безразличие, лишь 10 % реальных испытуемых покинули помещение и сообщили о возможной опасности. Остальные 9 из 10 предпочли игнорировать происходящее, следуя примеру окружающих.
Эксперимент наглядно иллюстрирует эффект социальной пассивности: в экстренных ситуациях люди часто не действуют, если видят, что другие тоже бездействуют.
Эффект владения (endowment effect)
Эффект владения (или обладания) – это когнитивное искажение, при котором люди придают большую ценность вещам, которыми уже обладают, по сравнению с теми, которые еще не приобрели. Пример, предложенный психологом Даниэлем Канеманом: человек, являющийся фанатом музыкального коллектива, приобретает билет на концерт за 200 долларов. До покупки он был готов заплатить максимум 500 долларов.
После приобретения хозяину билета предлагают 3000 долларов за него. Но он отказывается продавать. Таким образом, минимальная цена билета превышает 3000 долларов, в то время как до покупки максимальная составляла лишь 500.
Классическая экономика не способна объяснить такую разницу. Поведение становится понятным в рамках теории перспектив Ричарда Талера: ключевую роль играет «точка отсчета» – факт владения вещью. Когда человек имеет предмет, он предчувствует эмоциональные потери от расставания.
Если же вещь ему не принадлежит, он фокусируется на радости от возможного приобретения. Вследствие этого потери ощущаются сильнее, чем эквивалентные приобретения. Это и объясняет завышенную субъективную ценность.
Примеры крайне неэтичных психологических экспериментов
«Чудовищный» эксперимент (Monster Study, 1939)
Один из самых жестоких и этически сомнительных экспериментов в истории психологии был проведен в 1939 году аспиранткой Мэри Тюдор под руководством известного американского психолога Уэнделла Джонсона.
Исследование выполнялось на 22 детях из приюта. Испытуемых разделили на две группы. Детям первой давались положительные речевые установки, их хвалили и поддерживали. Ребятам второй группы внушали, что у них проблемы с речью, называли заиками, акцентировали внимание на каждом вербальном недочете.
Результаты оказались разрушительными. У большинства детей из второй группы действительно развились симптомы заикания, они начали избегать общения, испытывали страх речи и снижение самооценки. Некоторые из последствий сохранились у участников эксперимента на всю жизнь.
Эксперимент продемонстрировал, как разрушительно бывает психологическое воздействие через негативную коммуникацию, особенно в детском возрасте. Исследование стало примером того, как научная цель не оправдывает использование уязвимых групп без этической защиты.
Эксперимент Милгрэма (Milgram Experiment, 1961–1963)
Психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета поставил цель выяснить, до какой степени люди готовы подчиняться авторитету, даже если это ведет к морально сомнительным действиям.
В эксперименте участникам предлагалось исполнять роль «наставников», которые якобы наказывали «учеников» (на самом деле актеров) за ошибки при помощи все более сильных ударов тока. Хотя последние не получали реального электрического воздействия, первые были уверены в обратном. Когда испытуемые колебались, психолог настаивал на продолжении, используя заранее заготовленные фразы. Максимальный «удар» составлял 450 вольт.
Результаты: 65 % участников доводили напряжение до максимума, несмотря на крики, мольбы и жалобы на больное сердце со стороны «жертвы». Эксперимент подтвердил: большинство людей склонны подчиняться авторитету даже в ущерб личной морали, если ответственность за действия ложится на «вышестоящего».
Стэнфордский тюремный эксперимент (Stanford Prison Experiment, 1971)
Филипп Зимбардо, профессор психологии Стэнфордского университета, изучал влияние социальной роли на поведение человека.
24 добровольца мужского пола были случайным образом разделены на «заключенных» и «надзирателей» и помещены в искусственно созданную тюремную среду в подвале университета.
Хотя эксперимент планировался на 14 дней, его пришлось прекратить уже на шестые сутки из-за резкого ухудшения моральной обстановки. «Надзиратели» начали проявлять жестокость, унижать «заключенных», применять психологическое и физическое давление, особенно в ночное время, когда, как они полагали, наблюдение было минимальным. «Жертвы» же демонстрировали покорность, тревожность и потерю индивидуальности.
Часто задаваемые вопросы о психологических экспериментах
Зачем нужны психологические эксперименты?
Главная задача – выявить причины психических явлений, установить закономерности их развития. Ученый целенаправленно изменяет внешние условия, влияющие на поведение или состояние испытуемого. Это воздействие рассматривается как причина, а реакция объекта – как следствие.
Чем хорош метод эксперимента в психологии?
К основным достоинствам можно отнести контроль за моментом начала явления, возможность варьировать условия за счет манипуляции независимыми переменными, а также повторяемость: исследование можно провести заново в схожих условиях для проверки результата.
Какие методики психологических экспериментов наиболее распространены?
Чаще применяется наблюдение, особенно когда вмешательство в естественный ход событий невозможно или нежелательно. В некоторых случаях осуществляется намеренное воздействие: исследователь вводит переменную и изучает последствия. Широко используется тестирование – стандартизированные процедуры оценки отдельных психических функций или личности в целом. Популярен метод моделирования. Он основан на создании, анализе копий психических реалий.
Почему к экспериментам в психологии некоторые относятся негативно?
Критики утверждают, что психика – структура непостоянная, уникальная и спонтанная. И потому экспериментальные методы не всегда способны дать объективные и достоверные данные. Сложность объекта исследования ставит под сомнение универсальность выводов.
Эксперименты лежат в основе научного прогресса. Именно с их помощью человечество движется вперед, осваивая новые горизонты через поиск и проверку. Эксперименты в психологии – часть этого процесса. Несмотря на споры, при соблюдении этических стандартов они являются важным инструментом познания человеческой природы.
Изображение на шапке: pch.vector / freepik.com





